Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМарта Пестерева
1 ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1
2 план 1. Теоретические основы игры (методологические, психологические; теории происхождения игры). 2. Сущность игры как ведущего вида деятельности. 3. Специфические особенности детской игры (самостоятельно). 4. Виды детских игр. Подходы к классификации (самостоятельно). 5. Концептуальные модели развития детской игры (Д.Б.Эльконин, С.Л.Новоселова, Е.Е.Кравцова) 6. Игровые технологии. Технологии руководства игрой дошкольника ( типы педагогического воздействия) - Технология комплексного подхода ( Е.В.Зворыгина, С.Л.Новоселова) - Технология обучения игре (по механизму формирования ролевого поведения)(Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова). - цель и принципы игровых технологий 7.Предметно-игровая среда ДОУ. Игрушка (самостоятельно) 8. Диагностика игры дошкольника (самостоятельно)
3 3 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ 3 Методологические основы игры Раскрыты в работах Г.В. Плеханова, К.Д. Ушинского: исторический общественный характер игры связь игры с трудом, искусством Психологические основы игры В работах Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, А.Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Н.Н. Поддьякова и др. Определяют игру как личностное понятие, а не возрастное: Взрослый переживает УЖЕ не использованные возможности, а ребенок примеривает ЕЩЕ не реализованные возможности, желания
4 ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИГРЫ 4 1. Теория избытка нервных сил: Г.Спенсер, Г. Щурц 2. Теория отдыха в игре: А.Валлон 3. Теория инстинктивности и упражнения: К.Гросс, В. Штерн 4. Теория религиозного начала Хейзинг Йохан, М. Бахтин, В.Всеволодский – Гернгросс, А.Соколов и др. 5. Теория функционального удовольствия, реализация врожденных влечений: К.Бюллер, З.Фрейд, А.Адлер 6. Теория рекапитуляции (сокращенное повторение):Э.Геккель и антиципации (предвосхищение будущего): С.Холл, А. Валлон 7. Теория духовного развития ребенка в игре: К.Д.Ушинский, Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин 8. Труд как источник появления игры Г.В.Плеханов
5 5 СУЩНОСТЬ ИГРЫ - характеристика игры как деятельности 5 В теории игра – ведущий вид деятельности 1. Количество времени, которое ребенок ей посвящает 1. Удовлетворяет основные потребности ребенка: стремление к самостоятельности, активности; потребности в общении, в познании окружающего 3. В игре зарождаются и развиваются другие виды деятельности: труд, учение 4. Игра способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов: воображения
6 КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР 1. ТРАДИЦИОННАЯ: ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ЭЛЕМЕНТУ СТРУКТУРЫ ТВОРЧЕСКИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ РЕЖИССЕРСКИЕ СТРУКТУРА: РОЛЬ СЮЖЕТ ЗАМЫСЕЛ ИГРУШКА ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОДВИЖНЫЕ СТРУКТУРА: ИГРОВАЯ ЗАДАЧА ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРАВИЛА РЕЗУЛЬТАТ 6
7 я КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР. Автор 2-я КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР. Автор Новоселова С.Л. 7 Критерий: по инициативности адресата 3 класса игр: 1 класс: по инициативе детей игры-экспериментирования: - общение с людьми, животными, - природными объектами, игрушками и др. сюжетные самодеятельные: - сюжетно-отобразительные, - сюжетно-ролевые, - режиссерские, - театрализованные 2 класс: по инициативе взрослых обучающие: - автодидактические предметные, - сюжетно-дидактические, - подвижные, - музыкальные досуговые : - забавы, - развлечения, - театральные, - интеллектуальные, - компьютерные др. 3 класс: по инициативе детей или взрослых обрядовые (культовые, семейные, сезонные) треннинговые (сенсомоторные, адаптивные) досуговые (игрища, забавляющие, развлекающие)
8 3 классификаця игр : по типу организации 3 классификаця игр : по типу организации - по количеству детей: индивидуальные, групповые - по месту проведения: в помещении, на свежем воздухе - по режиму: игры в первую и вторую половины дня 4 классификация 4 классификация: по содержанию, отражающие: -повседневную реальность: бытовые (в семью), производственные (почта, больница, магазин и др.) общественные (праздники) -вымышленные события: героические, фантастические, приключенческие, романтические и др. 5 классификация 5 классификация: по направлениям дошкольного образования: - физическое - познавательное, умственное - социально-личностное - художественно-эстетическое 8
9 9 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ИГРЫ 9 Концепция Д.Б. Эльконина: развитие игры по изменению роли в игре Концепция С.Л Новоселовой: развитие игры по типу игрового действия Концепция Е.Е.Кравцовой : периодизация развития игры по наличию мнимой (воображаемой) ситуации
10 10 КОНЦЕПЦИЯ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА 10 ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИГРЫ По критерию: изменения роли в игре 1-й этап Подступ к роли ПРЕДМЕТНАЯ ИГРА (до 3-х лет) Основное содержание – действия с предметами 2-й этап Расцвет роли РОЛЕВАЯ ИГРА (от 3-х до 7 лет) Основное содержание – отражение взаимоотношений между людьми 3-й этап Вырождение роли до чистого правила ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ (6 - 7 лет) Основное содержание – Подчинение правилам общественного поведения и отношений между людьми
11 КОНЦЕПЦИЯ С.Л. НОВОСЕЛОВОЙ 11 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИГРЫ по критерию: изменение типа игрового действия 1-й этап (до 5-6 мес.) ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ИГРА Основное содержание: действия-манипуляции: обследование игрушек совместно со взрослым 2-й этап (1- 2 года) ОТОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ИГРА Основное содержание: действия на выявление специфики свойств предмета, его целевого назначения (переносит в игру) 3-й этап (2-3 года) СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНАЯ Основное содержание: действия имитируют в условной форме использование предмета по назначению 4-й этап (3-7 лет) СОБСТВЕННО-РОЛЕВАЯ ИГРА 3-4 года – начальная; с 5 лет – развитая игра Основное содержание: моделирование знакомых трудовых и общественных отношений между людьми
12 КОНЦЕПЦИЯ Е.Е. КРАВЦОВОЙ 12 Периодизация развития игры по критерию Л.С.Выготского: наличие мнимой (воображаемой) ситуации 1 эт. Режиссерская игра - самостоятельное придумывание сюжета - управление игрушками - перенос функций с одного предмета на другой 2 эт. Образная игра - выделение основного действия с предметом, характерных признаков поведения людей (животных) - принятие образа,роли 3 эт. Сюжетно-ролевая игра - Принятие роли, создание, развитие сюжета - ОСОБАЯ ФОРМА РЕЖИССЕРСКОЙ ИГРЫ: одновременное исполнение роли и руководство ролевыми отношениями 4 эт. Игра с правилами Наличие определенной внутренней позиции и образа, оговоренного правилами 5 эт. Режиссерская игра. Качественное обогащение сюжета
13 Игровые технологии - это - определенная последовательность действий педагога по разработке этапов и осуществлению игровой деятельности: -отбор, разработка и подготовка игры -включение детей в игру -осуществление самой игры -подведение итогов и результатов Отличие игровой технологии от других методов обучения и воспитания: А) позволяет ребенку быть лично причастным к действу, Б) дает возможность прожить в «реальных» жизненных условиях
14 Технологии руководства игрой педагогическая позиция взрослого, направлена на: Формирование игры как деятельности - расширение тематики игр - углубление содержания игр - овладение детьми игровым (ролевым) поведением Использование игры как средства развития ребенка, становления детского коллектива (уровни): 1-й - неорганизованного поведения 2-й – одиночных игр 3-й – игры «рядом» 4-й – кратковременного общения 5-й – длительного общения 6-й – постоянного взаимодействия 14
15 Типы педагогического воздействия: руководство игрой управление игрой направлены на формирование игры: как процесса педагогического воздействия, по передаче детям способов игровой деятельности Руководство игрой Прямые методы воздействия предполагает включение взрослого в процесс игры, непосредственное участие в ней Управление игрой Косвенные методы воздействия в целях сохранения самостоятельного характера игры Комплексное руководство 15
16 Компоненты метода комплексного руководства игрой (Е.В.Зворыгиной, С.Л.Новоселовой) 1-й компонент: Обогащение опыта, ознакомление с окружающим в активной деятельности (для переноса знаний в игру) 2-й компонент: Обучение детей способам игрового воспроизведения действительности 3-й компонент: Организация предметно-игровой среды 4-й компонент: Активизирующее общение взрослого с ребенком в процессе игры 16
17 Технология руководства игрой Н.Я.Михайленко и Н.А.Коротковой МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ Руководство - как процесс постепенной передачи ребенку способов построения игры по этапам ее формирования первый этап (1- 2,5 года) Усвоение условных действий с игрушками и предметами-заместителями второй этап (2,5 – 4,5 года) Усвоение ролевого поведения, отношений и взаимодействий третий этап (4,5 – 7 лет) Усвоение способов построения сюжета (сюжетосложение) 17
18 ЦЕЛЬ педагогических игровых технологий - направленность на развитие творчества, инициативности детей ПРИНЦИПЫ педагогических игровых технологий ПРИНЦИПЫ педагогических игровых технологий основаны на педагогике сотрудничества: - отсутствие авторитаризма (навязывания тематики игр, партнеров, предметов) - развитие игровой динамики - поддержка игровой атмосферы - построение «игрового пространства» вместе с детьми - взаимосвязь игровой и неигровой деятельности 18
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.