Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЭдуард Гладышев
1 Цели урока: - знать о постановке знаков препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах; -уметь правильно расставлять знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами. Тема урока: «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами» Учитель русского языка Яркова О.В.
2 Иван Сергеевич Тургенев Цикл рассказов-очерков «Записки охотника» 1852 г. Рассказ «Бежин луг» Учитель русского языка Яркова О.В.
3 Я ошибся, приняв людей, сидевших вокруг тех огней, за гуртовщиков. Это просто были крестьянские ребятишки из соседней деревни, которые стерегли табун. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле: днём мухи и оводы не дали бы им покоя. Выгонять перед вечером и пригонять на заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков. Сидя без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с весёлым гиканьем и криком, болтая руками и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут. Лёгкая пыль жёлтым столбом поднимается и несётся по дороге. Далеко разносится дружный топот. Лошади бегут, навострив уши. Впереди всех, задравши хвост и беспрестанно меняя ногу, скачет какой-нибудь рыжий космач, с репейниками в спутанной гриве. Пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту круга быстрые отблески. Длинные тени, врываясь на мгновенье, в свою очередь добегали до самых огоньков. Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» Учитель русского языка Яркова О.В.
5 Гуртовщик – погонщик перегоняемого стада (гурта). Табун – стадо лошадей. Овод – жалящее насекомое. Клячонка (от кляча) (пренебрежит.) – плохая, изнурённая лошадь. Косматый – с длинной густой торчащей шерстью, космами. Репейники – сорное растение с цепкими, колючими соцветиями. Гикать – издавать резкие и отрывистые звуки; гиканье – крик. Запомните значение слов Учитель русского языка Яркова О.В.
6 инф. инф. Выгонять перед вечером и пригонять на заре сущ. табун – большой праздник для крестьянских = мальчиков. инф. инф. сущ. [ О и О = ]. Проверь написанное Учитель русского языка Яркова О.В.
7 В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на обст. цели ночь кормиться в поле: днём мухи и оводы не дали бы им покоя. Самопроверка Учитель русского языка Яркова О.В.
8 Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. [ О: О, О, О, О и О ]. Проверь себя Учитель русского языка Яркова О.В.
9 д. Пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту круга быстрые отблески. д.о. Длинные тени, врываясь на мгновенье, в свою очередь добегали до самых огоньков. д. д.о. [, , ]. [, , ]. Проверьте написанное Учитель русского языка Яркова О.В.
10 нераспространённые распространённые обстоятельства, обстоятельства, выраженные одиночными обособленные выраженные деепричастиями обстоятельства деепричастными оборотами д. д.о. [, , ]. [, , ]. Обособление обстоятельств Учитель русского языка Яркова О.В.
11 д.о. д.о. 1. [ =, и , ]. д.о. 2. [ = и, , = ]. д.о. д.о. 3. [ = и, , =, , ]. д.о. д.о. 4. [ =, , и, , = ]. Запомните постановку знаков препинания Учитель русского языка Яркова О.В.
12 Никогда не обособляется одиночное деепричастие, которое уже перешло в простое наречие. Таких наречий немного, их следует запомнить: лёжа сидя стоя молча нехотя играя шутя не глядя Деепричастный оборот, являющийся устойчивым выражением, запятыми не выделяется: сломя голову, не смыкая глаз, не переводя дыхание, затаив дыхание, не помня себя, разиня рот. Запомните Учитель русского языка Яркова О.В.
13 д.о. [ = и, , = ]. Проверь себя Учитель русского языка Яркова О.В.
14 Вдруг Федя обратился к Ильюше и спросил его о домовых. Павлуша нагнулся и проворно спрыгнул с лошади. Ваня лежал на земле и только изредка выставлял из-под неё свою русую кудрявую голову. Слова для справок: смирнёхонько прикорнув под угловатую рогожу, уцепившись за гриву, как бы продолжая прерванный разговор Подумайте Учитель русского языка Яркова О.В.
15 Вдруг Федя обратился к Ильюше и, как бы продолжая прерванный разговор, спросил его о домовых. Павлуша нагнулся и, уцепившись за гриву, проворно спрыгнул с лошади. Ваня лежал на земле, смирнёхонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под неё свою русую кудрявую голову. Проверьте написанное Учитель русского языка Яркова О.В.
16 Я ошибся, приняв людей, сидевших вокруг тех огней, за гуртовщиков. Сидя без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с весёлым гиканьем и криком, болтая руками и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут. Лошади бегут, навострив уши. Впереди всех, задравши хвост и беспрестанно меняя ногу, скачет какой-нибудь рыжий космач, с репейниками в спутанной гриве. Проверь себя Учитель русского языка Яркова О.В.
17 Обе собаки вдруг вскочили в кружок света и тотчас сели, высунули красные языки. «Что -то собаки зачуяли», - ответил Павел и махнул рукой на лошадь. Около получаса шёл я так и уже с трудом переставлял ноги. Подумайте Учитель русского языка Яркова О.В.
18 Обе собаки вдруг вскочили в кружок света и тотчас сели, высунув красные языки. «Что -то собаки зачуяли», - ответил Павел, махнув рукой на лошадь. Около получаса шёл я так, уже с трудом переставляя ноги. Проверьте написанное Учитель русского языка Яркова О.В.
19 сломя голову не смыкая глаз затаив дыхание не переводя дыхание Подумайте Учитель русского языка Яркова О.В.
20 Слушал охотник рассказы мальчиков о русалках и домовых не смыкая глаз. Дети ловили каждое слово Павла затаив дыхание. Проверь написанное Учитель русского языка Яркова О.В.
21 - Волков всегда здесь много, - отвеч..л Павел. Садясь на землю ур..нил он руку на мохнатый затылок одной из с..бак. И долго не пов..рачивало головы обрадованное животное с пр..знательной гордостью посматр..вая сбоку на Павлушу. Мальчики пр..утихли. Видно было что слова Павла пр..извели на них глубокое вп..ч..тление. Они стали укладываться перед огнём как (бы) соб..раясь спать. - Что это? – спр..сил вдруг Костя пр..подняв голову. Подумайте Учитель русского языка Яркова О.В.
22 - Волков всегда здесь много, - отвечал Павел. Садясь на землю, уронил он руку на мохнатый затылок одной из собак. И долго не поворачивало головы обрадованное животное, с признательной гордостью посматривая сбоку на Павлушу. Мальчики приутихли. Видно было, что слова Павла произвели на них глубокое впечатление. Они стали укладываться перед огнём, как бы собираясь спать. - Что это? – спросил вдруг Костя, приподняв голову. Проверьте написанное Учитель русского языка Яркова О.В.
23 а) Не случайно о домовых леших водяных и прочей «нечести» мальчики вспоминают ночью. б) Ночной мрак непонятные ночные звуки пугая детей наталкивают их на «страшные» рассказы. в) За каждым рассказом того или иного из мальчиков следует описание ночи и тех её явлений которые кажутся мальчикам таинственными. г) Ближайшим источником суеверия у детей является их темнота полное отсутствие каких-либо научных знаний неумение объяснить окружающие явления природы. Тестовый контроль. 1. Найдите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания опущены). Учитель русского языка Яркова О.В.
24 а) За зачином идёт рассказ об охотнике, заблудившемся в лесу и тщетно ищущем дорогу. б) Ночью нарастает настроение таинственности и неопределённой тревоги, подготавливающее читателя к беседе мальчиков о домовых и леших. в) Когда ранним утром охотник уходит от мальчиков, тон рассказа вновь становится оптимистическим и бодрящим. г) Тургенев любуется природой, красотой ночи, любуется и мальчиками, с большим интересом слушая их красочные рассказы. 2. Укажите предложение с обособленным обстоятельством. Учитель русского языка Яркова О.В.
25 а) Рассказывая с большим увлечением страшные истории, Илюша производит сильное впечатление на слушателей. б) Костя выделяясь среди других своей впечатлительностью, больше всех поддаётся чувству страха. в) Рассказывая о Феде, Тургенев подчёркивает его принадлежность к богатой крестьянской семье. г) Описывая одежду Павлуши, автор показывает мальчика из бедной крестьянской семьи. 3. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? Учитель русского языка Яркова О.В.
26 Вдруг откуда ни возьмись белый голубок налетел прямо в отражение света пугливо повертелся на одном месте весь обливаясь горячим блеском и звеня крылами исчез. д.о. д.о. а) [ =, и , ]. д.о. б) [ = и, , = ]. д.о. д.о. в) [ = и, , =, , ]. д.о. д.о. г) [ =, , и, , = ]. 4. Подберите схему, объясняющую знаки препинания при деепричастном обороте в данном предложении (знаки препинания опущены). Учитель русского языка Яркова О.В.
27 Все опять притихли. Павел бросил горсть сухих сучьев на огонь. Резко зачернелись они на внезапно вспыхнувшем пламени затрещали задымились и пошли коробиться приподнимая обожжённые концы. Отражение света ударило порывисто дрожа вовсе стороны. а) 1 б) 2 в) 3 г) 4 5. Сколько деепричастных оборотов в данном отрывке? (знаки препинания опущены) Учитель русского языка Яркова О.В.
28 Ключ: 1) б 2) г 3) б 4) г 5) б Проверьте себя Учитель русского языка Яркова О.В.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.