Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемОлег Яшкевич
1 Софийский собор в Киеве Мозаики и фрески annasuvorova.wordpress.com
2 "Церковь дивна и славна всем округ ним странам, яко же ина не обращается во всем полуночи зимнем от востока до запада". Первый русский митрополит Илларион, XI в. annasuvorova.wordpress.com
3 Вид собора с юго-востока annasuvorova.wordpress.com
4 ПЛАН СОФИЙСКОГО СОБОРА, 1-й этаж annasuvorova.wordpress.com
5 Софийский собор. Рисунок 1651 г. annasuvorova.wordpress.com
6 Апсида. Фрагмент annasuvorova.wordpress.com
7 Главный алтарь annasuvorova.wordpress.com
8 МОЗАИКИ СОФИИ КИЕВСКОЙ annasuvorova.wordpress.com
9 Главный купол. Схема размещения мозаик annasuvorova.wordpress.com
10 Главный алтарь. Схема размещения мозаик annasuvorova.wordpress.com
11 "Христос Вседержитель" Главный купол Софийского собора annasuvorova.wordpress.com
12 "Христос Вседержитель" Главный купол Софийского собора annasuvorova.wordpress.com
13 «Архангелы». Фрагменты. Главный купол Софии Киевской annasuvorova.wordpress.com
14 «Евангелист Марк». Фрагмент. Юго-западный парус annasuvorova.wordpress.com
15 "Евангелист Иоанн". Фрагмент annasuvorova.wordpress.com
16 «Евангелист Матфей». Фрагмент столика annasuvorova.wordpress.com
17 На северной и южной подпружных арках уцелело пятнадцать мозаичных медальонов с изображениями севастийских мучеников Сорок Севасти́йских мучеников воины- христиане, принявшие мученическую смерть за веру в Севастии (Малая Армения,совр. Турция) в 320 году. Воины были родом из Каппадокии в составе римского войска, стоявшего в городе Севастии. Военачальник Агрикола потребовал от них принесения жертвы языческим богам. После их отказа римские воины вечером их раздели и поставили в покрытое льдом озеро. Рядом поставили тёплую баню, чтобы желающие отречься от Христа могли в ней согреться. К утру один из воинов побежал в баню, однако забежав туда, сразу умер. Один из римлян, Аглай, видя стойкость духа христиан, сам разделся и присоединился к стоявшим в озере. По преданию, римские воины, видя, что мученики не замерзают, перебили им голени и сожгли. annasuvorova.wordpress.com
18 Севастийские мученики annasuvorova.wordpress.com
19 На столбах предалтарной арки (над иконостасом) - мозаичная сцена "Благовещение" annasuvorova.wordpress.com
22 ГЛАВНЫЙ АЛТАРЬ СОФИЙСКОГО СОБОРА annasuvorova.wordpress.com
24 Мозаика "Деисус". Алтарная арка annasuvorova.wordpress.com
25 Мозаика "Деисус". Алтарная арка. Фрагменты annasuvorova.wordpress.com
26 «Оранта». Главный алтарь Софии Киевской annasuvorova.wordpress.com
27 «Евхаристия». Главный алтарь annasuvorova.wordpress.com
28 Евхаристия одно из главных церковных таинств, в котором хлеб и вино мистическим образом пресуществляются в тело и кровь Христову. Совершение евхаристии составляет суть основного христианского богослужения литургии.. Композиция «Евхаристии» включает в себя фигуры Иисуса Христа (часто он пишется дважды) в центре композиции и подходящих к нему для причастия апостолов, которых возглавляют Петр и Павел. Господь стоит у престола и подает своим ученикам хлеб и вино. Ему прислуживают ангелы. В храме изображение «Евхаристии» традиционно помещается в алтаре, в центральной апсиде. За этим сюжетом специально закреплено место, где осуществляется таинство литургии, ибо он наглядно поясняет смысл происходящего богослужения. «Евхаристия» может также помещаться над Царскими Вратами или в праздничном ряду иконостаса. annasuvorova.wordpress.com
32 Изображение причащающихся апостолов получает широкое распространение в XXI веках. В «Евхаристии» Софийского собора представлена уже развитая иконография этого сюжета. «Евхаристия» наиболее архаична из всех мозаик Софийского собора. Пропорционально укороченные, с укрупненными головами фигуры скованны в своих движениях и не отличаются разнообразием поз и жестов. Подходящие с обеих сторон апостолы с трудом опознаются по обусловленным каноном различиям в облике. Их образы маловыразительны и лишены тонкого индивидуального своеобразия, которое отличает Отцов Церкви на «Святительском чине», расположенном здесь же регистром ниже. annasuvorova.wordpress.com
33 «Евхаристия». Фрагменты: Христос, Ангел annasuvorova.wordpress.com
35 Мозаика "Святительський чин". Фрагменты. Главный алтарь annasuvorova.wordpress.com
36 Мозаика "Святительский чин". Фрагмент. Иоанн Златоуст annasuvorova.wordpress.com
37 Мозаика "Святительский чин". Фрагмент. Василий Великий annasuvorova.wordpress.com
38 Мозаика "Святительский чин". Фрагмент. Архидиакон Лаврентий annasuvorova.wordpress.com
39 Мозаика "Святительский чин". Фрагмент. Святитель Григорий Чудотворец annasuvorova.wordpress.com
40 Мозаика "Святительский чин". Фрагмент. Святитель Григорий Нисский annasuvorova.wordpress.com
41 Орнаменты. Главный алтарь Софийского собора annasuvorova.wordpress.com
42 При всём цветовом разнообразии мозаик преобладающими тонами являются синий и серо- белый в сочетании с пурпурным. Каждый цвет имеет много оттенков: синий - 21, зеленый - 34, красно- розовый - 19, золотой - 25 и др. Это свидетельствует о высоком развитии в Древней Руси стекловаренного дела и техники изготовления смальты. Всего палитра мозаик Софийского собора насчитывает 177 оттенков цветов. Смальта изготовлена из стекла, окрашенного в разные цвета добавлением солей и окислов металлов. Изображения выполнены непосредственно на стене путем вдавливания в сырую штукатурку кубиков смальты, размеры которых в среднем около 1 куб. см. В наборе лиц часто встречаются мелкие кубики - около 0,25 куб. см. Основа под мозаиками трехслойная, общая толщина ее см. Кроме смальты, использованы кубики из природного камня. Возле каждой мозаичной композиции есть надписи на греческом языке, объясняющие сюжет. Имена мозаистов неизвестны. Однако художественные особенности отдельных изображений и способы укладки смальты дают возможность определить состав бригады мастеров в количестве восьми человек (не считая подмастерьев). annasuvorova.wordpress.com
43 ФРЕСКИ СОФИЙСКОГО СОБОРА annasuvorova.wordpress.com
44 Фрески украшали в древности все боковые стены Софийского собора, галереи, башни и хоры. В XVII веке первоначальная живопись во время ремонта частично обновлялась клеевой краской. На рубеже XVII-XVIII веков древние фрески Софийского собора в Киеве, в то время поврежденные, были оштукатурены и забелены. В XVIII веке на первоначальной стенописи были сделаны новые масляные изображения, которые отвечали требованиям эпохи. В середине XIX века фрески были расчищены из-под росписи XVIII века и снова закрыты масляной живописью, которая не отличалась художественной ценностью, хотя сюжеты её в основном повторяли иконографическую схему древних фресок, сохранившихся к тому времени. annasuvorova.wordpress.com
45 К системе фресковой росписи Софийского собора входят многофигурные сцены, изображения святых в полный рост, полуфигуры святых, многочисленные орнаменты. В центральном подкупольном пространстве видим многофигурные евангельские сцены повествовательного характера - о деяниях и жертве Христа, о распространении христианского вероучения. В древности композиции размещались в хронологической последовательности по кругу, слева направо, сверху вниз тремя регистрами. Начальные сцены цикла были изображены на своде трансепта и западной части центрального нефа. Сцены среднего регистра размещены под сводом над тройными аркадами и начинаются в северной части трансепта двумя композициями - "Отречение Петра" и "Христос перед Каиафою". Далее повествование переходит на южную часть трансепта, где размещена композиция "Распятие". Остальные фрески среднего регистра не сохранилась. Фрески нижнего регистра размещены над восьмигранными столбами трансепта. На северной стене Софийского собора сохранились сцены "Сошествие Христа в ад" и "Явление Христа женам-мироносицам", на южной - "Уверование Фомы" и "отсылки учеников на проповедь". annasuvorova.wordpress.com
46 Трансепт. Северная сторона. Схема размещения фресок annasuvorova.wordpress.com
47 "Сошествие во ад». Трансепт. Северная сторона annasuvorova.wordpress.com
48 "Сошествие Христа в ад". Пророки. Фрагмент annasuvorova.wordpress.com
49 Трансепт. Южная сторона. Схема размещения фресок annasuvorova.wordpress.com
50 Фреска "Сошествие Святого Духа". Фрагмент. Трансепт. Южная сторона annasuvorova.wordpress.com
51 Фреска Портрет семьи Ярослава Мудрого. Фрагменты. Центральный неф annasuvorova.wordpress.com
52 Фреска «Предстояние Христу семьи Ярослава Мудрого» 1. Реконструкция В. Лазарева: слева от Христа - княгиня Ирина с дочерьми, справа - Ярослав Мудрый с сыновьями 2. Реконструкция С. Высоцкого: слева от Христа - князь Владимир и Ярослав с сыновьями, справа - княгиня Ольга и княгиня Ирина с дочерьми 3. Реконструкция А. Поппе: слева от Христа - Ярослав с сыновьями и дочерью, справа - княгиня Ирина с дочерьми annasuvorova.wordpress.com
53 Фрески южной башни annasuvorova.wordpress.com
54 Мозаичный пол, фрагмент Плиты ограждения хоров. Резьба по камню. annasuvorova.wordpress.com
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.