Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемПетр Вырошников
2 Феофа́н Грек (около 1340 около 1410) великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальнах фресковых росписей. Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь работал в Константинополе, Халкидоне (пригород Константинополя), генуэзских Галате и Кафе (нане Феодосия в Крыму) (росписи не сохранились). Вероятно, прибыл на Русь в возрасте лет вместе с митрополитом Киприаном. К этому времени Феофаном было расписано сорок каменнах церквей в Константинополе, Халкидоне и Галате. Из Византии мастер перебрался в Кафу (Феодосия), в ту пору богатую генуэзскую колонию, а оттуда в Новгород.
3 Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Фрески сохранились частично. Самым грандиознам изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе. Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами праотцев и пророков Ильи и Иоанна Предтечи. До нас дошли так же росписи абсиды фрагменты чина святителей и «Евхаристии», часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе, и «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим к ним стенах. Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела. Это орнамент, фронтальнае фигуры святых, полуфигура «Знамения» с предстоящими ангелами, престол с подходящими к нему четырьмя святителями и, в верхней части стена Столпники, ветхозаветная «Троица», медальона с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и фигура Макария Египетского.
4 Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде
5 Христос Вседержитель. Надпись вокруг медальона: "Г[ггосподь]и из небеси на землю призри и услышать въздыханья кованах и разрешите с[ы]на щумершьвенах: да проповедаетъ имя Г[ггосподь]не в Сионе" Манера письма Ф.Грека: монохромность (использование разнах тонов одного цвета) пробела (белая краска) как символ божьего света и духовности размашистость письма сдержанность и суровость образов
6 Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Купол и световой барабан. Вседержитель. Надпись, опоясывающая изображение Христа, гласит: "… с небес призрел Гггосподьь на землю, чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти, дабы возвещали на Сионе имя Гггосподьне…" Переходная зона от вершина купола к световому барабану расписана чередующимися изображениями четырех архангелов и четырех серафимов. Крупнае надписи означают имена архангелов: Михаил, Гавриил, Оуриил, Рафаил.
7 Серафим между архангелами Рафаилом и Михаилом
8 Световой барабан. Юго-западнай простенок. Праведники Сиф и Енох.
9 Троица. Феофан Грек г
10 Левый ангел из композиции Троица Фреска в уголовой камере на хорах церкви 1374
11 Северная, восточная и часть южной стена в камере на хорах. Медальона с полуфигурами св. Арсения и Иоанна Лествичника. Троица. Столпник Давид. Столпник Даниил.
12 Восточная, южная и западная стена в камере на хорах. Столпник Даниил. Столпники Симеон младший Дивногорец, Симеон старший и Алимпий. Макарий Египетский.
13 Южная стена в камере на хорах. Столпники Симеон младший Дивногорец, Симеон старший и Алимпий.
14 Столпник Фреска в уголовой камере на хорах церкви, 1374
15 Восточная и южная стена в камере на хорах. Композиция "Служба святых отцов". Неизвестнай святитель.Никифор Катавадский. Богоматерь Знамение. Архангел Гавриил.
16 Южная стена в камере на хорах. Богоматерь Знамение.
17 Юго-восточнай угол в камере на хорах. Никифор Катавадский.
18 Западная стена в камере на хорах. Макарий Египетский.
19 Западая стена в камере на хорах. Медальон с полу фигурой мученика Акакия.
20 Южная стена. Пастухи. Фрагмент композиции «Рождество Христово».
22 Голова Авеля 1379
23 Анфим (?) Никомидийский. Фреска на южном склоне арки, ведущей в диаконник
24 Восточная стена в камере на хорах. Композиция "Служба святых отцов". Неизвестнай святитель.
25 Северная стена в камере на хорах. Медальона с полуфигурами св. Арсения и Иоанна Лествичника.
27 Богоматерь. Икона деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.
28 Иоанн Предтеча Феофан Грек и мастерская. Конец XIV - начало XV в.
29 Икона Богородицы с младенцем Христом на руках, (Умиление или Елеуса). Икона является двусторонней, на её обороте изображено Успение Богородицы. Время её написания гг. В настоящее время Донская икона находится в Третьяковско галерее. Ежегодно в день празднования икона её доставляют в Донской монастырь для совершения перед ней праздничного богослужения.
30 Донская икона Богоматери Темпера, 1390-е Государственная Третьяковская Галерея Успение Оборот Донской икона Богоматери Темпера 1390-е годы Государственная Третьяковская Галерея
31 Преображение Темпера Начало XIV века Государственная Третьяковская Галерея Написание икона связывают с восстановлением собора московскими князьями; время создания около 1408 года. Икона написана под влиянием современнах ей образцов византийской живописи.
32 Феофан Грек оставил весомый вклад в новгородском искусстве: в частности, мастерами, исповедующими сходное мировоззрение и воспринявшими отчасти манеру Феофана Грека, были мастера, расписавшие церкви Успения Богородицы на Волотовом поле и церковь Феодора Стратилата. Живопись в этих храмах напоминает фрески церкви Спаса на Ильине своей свободной манерой, принципом построения композиций и выбором красок для росписи. Память о Феофане Греке осталась и в новгородских иконах в иконе «Отечество» (XIV век) присутствуют серафимы, скопированнае с фресок церкви Спаса на Ильине, в клейме «Троица» из четырёхчастной икона XV века прослеживаются параллели с «Троицей» Феофана, а также в нескольких других произведениях. Также влияние Феофана видно и в новгородской книжной графике, в оформлении таких рукописей как «Псалтырь Ивана Грозного» (последнее десятилетие XIV века) и «Погодинский Пролог» (вторая половина XIV века).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.