Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемСветлана Малахова
1 Л.А.Берснева директор ФБУ «Учебно-методический центр»
2 Необходимое обеспечение организации исследовательской работы МЕТОДИЧЕС- КОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 2
3 Проблемы ведения исследовательской деятельности Неоднозначная трактовка руководителями понятия «исследовательская работа». Недостаточные знания методов и методик исследования. Отсутствие системы научного сопровождения. Психологические затруднения и проблемы культуры речи учащихся, возникающие при подготовке и защите исследовательских работ. 3
4 Цели исследовательской деятельности Получение нового знания. Новое знание может иметь как частный, так и обобщающий характер. Это либо закономерность, либо знание о детали, о ее месте в той или иной закономерности. Исследование всегда предполагает обнаружение некой проблемы, некоего противоречия, «белого пятна», которые нуждаются в изучении и объяснении. Развитие познавательной потребности у учащихся. Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их самореализация. Формирование ответственности, которая включает в себя надёжность, честность; осознание и готовность признать себя причиной своих поступков; готовность действовать рационально для блага людей. Духовно-нравственное воспитание - процесс организованного, целенаправленного воздействия педагога на духовно- нравственную сферу личности учащихся. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога. 4
5 Принципы обучения принцип наглядности, предполагающий использование зрительных и иных ощущений, восприятий, образов для достижения наибольшей эффективности занятий; принцип доступности, подразумевающий построение системы обучения и воспитания с учетом возможностей школьников (возраст, уровень подготовленности, заинтересованность в работе и др.), для чего необходимы соответствующие формы диагностики навыков и умений; принцип системности и последовательности обучения, предполагающий усвоение новых знаний, навыков и умений в определенной логической последовательности как единое целое; принцип сознания и активности, предусматривающий необходимость доведения до обучающихся смысла выполняемых заданий; принцип прочности, предполагающий твердое усвоение и закрепление определенных знаний, умений и навыков и контроль за их усвоением; принцип индивидуально – личностного подхода, предполагающий учет индивидуальных возможностей, способностей, потребностей и интересов обучающихся; принцип креативности, предусматривающий поощрение творческой активности обучающихся. 5
6 Основные этапы исследования постановка проблемы; изучение теории, посвящённой данной проблематике; подбор методик исследования; сбор материала, анализ и обобщение полученного материала; научный комментарий; собственные выводы. 6
7 Уровни организации исследовательского обучения Первый: руководитель сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику; Второй: руководитель ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно; Третий (высший): учащийся сам ставит проблему, ищет пути ее решения и находит само решение. 7
8 Этапы формирования исследовательской деятельности Первый этап Второй этап Третий этап поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений; развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели; формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений; развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели; формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя; развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя; развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах осознание логики исследования и развитие исследовательских умений усложнение опытно-исследовательских задач, переориентация процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах осознание логики исследования и развитие исследовательских умений усложнение опытно-исследовательских задач, переориентация процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов 8
9 Подход к исследовательской деятельности как к личностному свойству требует ее анализа в разных точках зрения: внутренней инициативы, побуждающей к поискам нового, потребностно-мотивационной стороны, операционно-технической, подразумевающей у учащегося определенных умений для выполнения той или иной деятельности. 9
10 Направления деятельности руководителя школьного лесничества I направление – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в 2-х аспектах: а) отдельные задания членам школьного лесничества (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и др.); б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др.); II направление – групповая работа: (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где необходимо использовать информацию из разных предметных областей, и в которой принимают участие учащиеся разного возраста); III направление – массовая работа – встречи с интересными людьми, деятелями науки, подготовка и проведение школьных олимпиад, участие в районных и городских мероприятиях, в проектах, рассчитанных на несколько лет. 10
11 Технология организации исследовательской работы 1 этап. Выявление учеников, желающих заниматься исследовательской деятельностью 2 этап. Утверждение тем предлагаемых исследований на заседании школьного методического объединения учителей или на совещании в лесничестве по представлению руководителя школьного лесничества. 3 этап. Представление собранного материала на заседании школьного лесничества, куда приглашаются представители лесничества, а также учителя, администрация образовательной организации 4 этап. Независимая экспертиза завершенной исследовательской работы. 5 этап. Выступление учащихся со своими работами в классах, на конференциях на конкурсах 6 этап. Участие во Всероссийском юниорском лесном конкурсе «Подрост» 7 этап. Участие в международном юниорском лесном конкурсе «Подрост» 11
12 1 этап Выявление учеников, желающих проводить исследовательскую работу. Выбор темы предполагаемого исследования, определение круга проблем, требующих решения, подбор необходимой литературы. Важно, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его использования (выступление на уроке, использование работы другими учащимися для подготовки домашних заданий, докладов и др.). 12
13 2 этап Утверждение тем предлагаемых исследований на заседании школьного методического объединения учителей или на совещании в лесничестве по представлению руководителя школьного лесничества Учащиеся осознают значимость выполняемой работы Происходит стирание неких граней между учеником и учителем, возникает атмосфера сотрудничества Имея информацию о тематике опытно- исследовательских работ, учителя могут использовать их в дальнейшем в качестве учебно-методического сопровождения отдельных тем, предусмотренных образовательной программой Ситуация обсуждения исследовательских тем в лесничествах способствует росту профессиональной компетентности педагогов 13
14 3 этап Представление собранного материала на заседании школьного лесничества, куда приглашаются представители лесничества, а также учителя, администрация образовательной организации Это позволяет: более пристально осуществлять научный контроль над процессом работы, оперативно решать возникающие проблемы (недостаток литературы и источников, проблемы с обработкой имеющейся базы данных, корректировка опытно-экспериментальной части исследования и др.), поддерживать интерес и уровень информированности о проводимых исследованиях среди ученической и педагогической общественности учебного заведения. 14
15 4 этап Независимая экспертиза завершенной исследовательской работы. Рецензенты и оппоненты из числа учащихся, учителей, представителей лесничеств, преподавателей профессиональных образовательных организаций, представителей науки и др. дают оценку проделанной работе. В процессе экспертизы выявляются "слабые" стороны исследования, оказывается помощь в решении возникших вопросов. Это повышает уровень требовательности и ответственности к выполняемой исследовательской работе среди учащихся. Наиболее удачные работы при наличии положительного отзыва рекомендуются к участию в конкурсах, конференциях и др. 15
16 5 этап Выступление учащихся со своими работами в классах, на конференциях, на конкурсах регионального уровня Авторы исследовательских работ получают хорошую практику общения с большой аудиторией, имеют возможность полемизировать со сверстниками и педагогами, работниками лесничеств, отстаивая собственную точку зрения. 16
17 6 этап Участие во Всероссийском юниорском лесном конкурсе «Подрост» 7 этап Участие в международном юниорском лесном конкурсе «Подрост» 17
18 Спасибо за внимание! 18
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.