Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЛидия Швыдкина
1 Исследовательская деятельность учащихся
2 Способы организации учебной деятельности Учебный материал Репродуктивный способ Продуктивный, творческий способ у с в о е н и е Классно-урочная система Метод проектов
4 Концептуализация (подбор области проектирования, выделение проблемы) Целеполагание (создание идеального образа результата, постановка целей, задач) Ресурсообеспечение (определение необходимых средств, ресурсов, возможностей) Планирование (создание поэтапного плана реализации проекта) Реализация Рефлексия (подведение итогов, фиксация хода реализации, положительных и отрицательных аспектов)
5 Метод проектов Освоение техники построения деятельности методом проектов Реализация содержания образования с использованием метода проектов Формальные навыки выделения проблемы, формулировки целей и задач, реализации проектного цикла Восприятие культурных норм, ценностей и традиций через реализацию учебных задач
7 Соотношение проектирования и проектного метода организации исследования П р о е к т и р о в а н и е И с с л е д о в а н и е Главная цель – уяснение сущности явления, истина Главная цель – реализация проектного замысла Средство: проектирование Средство: исследование
8 Главные отличия исследовательской и проектной деятельности учащихся Ценностно-смысловая направленность на выяснение истины, использование проектного метода как средства организации деятельности Широкое привлечение традиций и образцов, выработанных в сфере науки
9 Уровни проектирования в школе Ученический исследовательский проект Констатация факта, подтверждение гипотезы Проектирование учебной деятельности ученика (учительский проект) Достижение образовательного результата Проект развития школы на основе исследовательской деятельности учащихся Создание «лица» школы, развитие коллектива
10 Эволюция позиций участников исследовательской деятельности учитель ученик Субъект- объектные отношения Субъект- субъектные отношения коллега, наставник коллега, младший товарищ Исследовательская деятельность обучающихся Формы образовательной деятельности
12 Слагаемые профессиональности руководителя детского исследования Ученый Учитель Руководитель детского исследования Культурно- профессиональная традиция Педагогические навыки
13 Как включить исследовательскую деятельность учащихся в программу работы школы?
14 Формы организации исследовательской деятельности учащихся 1. Элементы исследования в рамках учебных предметов 2. Предметы в рамках базисного компонента 3. Элективные курсы – школьный компонент 4. Группы дополнительного образования 5. Экскурсия 6. Интегрированная программа общего и дополнительного образования 7. Поход или экспедиция 8. Конференция или конкурс 9. Клуб или молодежное объединение
16 Основные типы творческих работ учащихся, организуемых проектным методом Реферативные Сбор и представление информации по избранной теме Экспериментальные Постановка эксперимента с заранее известным результатом в иллюстративных целях Проектные Достижение и описание заранее спланированного результата Описательные Фиксация результата сбора данных по определенной методике Исследовательские Выводы о характере исследования явления на основе собранных и обработанных данных
18 Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста Изучение теоретического материала Освоение методики исследования Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования Сбор собственного экспериментального материала Обработка материала Обобщение, анализ, выводы Представление исследовательской работы Формулировка рабочей гипотезы
19 Включение исследования в классно-урочную систему: - развитие поисковой активности на уроках - задачи «не по шаблону», проблемные вопросы, парадоксы и пр.
20 Развитие авторской позиции юного исследователя Теоретичес- кий материал Освоение методики Эксперимен- тальные исследования Обработка данных Представле- ние результатов Выбор темы и задачи, формулировка гипотезы Анализ результатов и выводы Выбор объекта С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а у ч а щ и х с я Создание теоретической базы Подбор методики под задачу Составление плана работ Подбор методики обработки Составле- ние плана презентации К о н с у л ь т а ц и о н н а я р а б о т а р у к о в о д и т е л я
21 Учебно-исследовательская и научно- исследовательская деятельность Вид ЦельСредство Учебная деятельность Передача заданного объема ЗУН Технологизация учебного процесса Научно-исследовательская деятельность Получение объективно нового знания Повышение научного потенциала исследователя Учебно-исследовательская деятельность Развитие и обучение учащихся Моделирование процесса получения новых знаний
23 Степень связи с базовой программой Наличие собственной практики учителя исследовательской работы по теме Наличие собственной практики учителя исследовательской работы по теме Возможность консультационной помощи специалистов Выбор формы образовательной деятельности в плане работы учреждения Выбор формы образовательной деятельности в плане работы учреждения Особенности контингента учащихся, на который ориентированы исследования Особенности контингента учащихся, на который ориентированы исследования
24 Доступность – соответствие учебной нагрузки возможностям учащихся Опора на программу базовых курсов Необходимость и достаточность теоретического материала для самостоятельного выбора темы Необходимость и достаточность теоретического материала для самостоятельного выбора темы
25 Соответствие тематики данному в теоретическом курсе материалу Соответствие тематики данному в теоретическом курсе материалу Доступность темы и объема работы возможностям учащихся Доступность темы и объема работы возможностям учащихся Корректная формулировка темы исследования Корректная формулировка темы исследования Соответствие задач цели исследования Учет индивидуальных склонностей и предпочтений конкретных учащихся Учет индивидуальных склонностей и предпочтений конкретных учащихся
26 Определение исследовательской цели работы Выбор объекта и привязка к нему поставленной цели Определение предмета исследования Формулировка гипотезы Конкретизация задач исследования Формулировка темы работы
27 Корректность методики, соответствие научному прототипу, качество адаптации Корректность методики, соответствие научному прототипу, качество адаптации Соответствие методики целям и задачам, объему и характеру исследований Доступность методики освоению школьниками Учет склонностей и предпочтений конкретных школьников Учет склонностей и предпочтений конкретных школьников
28 Доступность объема работ учащимся избранного возраста Доступность объема работ учащимся избранного возраста Доступность объекта исследования Адекватность методики сбора и обработки объекту и условиям исследований Адекватность методики сбора и обработки объекту и условиям исследований
29 Наличие обсуждения, сравнения данных с литературными источниками Наличие обсуждения, сравнения данных с литературными источниками Соответствие результатов и выводов поставленным целям и задачам, сформулированной гипотезе Соответствие результатов и выводов поставленным целям и задачам, сформулированной гипотезе
30 Соответствие формата представления формальным требованиям Соответствие формата представления формальным требованиям Адекватное отражение всех этапов работы. Отражение личного вклада автора Адекватное отражение всех этапов работы. Отражение личного вклада автора Наличие авторской позиции учащегося
31 Как включить исследовательскую деятельность учащихся в программу работы школы?
32 Формы организации исследовательской деятельности учащихся 1. Элементы исследования в рамках учебных предметов 2. Предметы в рамках базисного компонента 3. Элективные курсы – школьный компонент 4. Группы дополнительного образования 5. Экскурсия 6. Интегрированная программа общего и дополнительного образования 7. Поход или экспедиция 8. Конференция или конкурс 9. Клуб или молодежное объединение
33 Структура интегрированной программы общего и дополнительного образования на основе исследовательской деятельности Компонент Функциональн ое назначение Формы Базисный компонент Инвариантный компонент Общие теоретические курсы: Технология, «Методы научных исследований», «Информационные технологии» ОБЖ и др. Школьный компонент Вариативный (специализации данный) компонент Предметные теоретические программы: «Экология и биогеохимия», «Геология и минералогия», «Фольклористика и этнография» и др. Блок дополнительного образования Практический компонент Практикумы и тренинги, индивидуальные консультации, выполнение курсовых работ Выездные мероприятия, экспедиции Самостоятельный творческий компонент Самостоятельные исследования по индивидуальной тематике
34 Изучение теоретического матери- ала Постано- вка целей и задач исследования Освоение методики исследования Сбор матери- ала Обрабо- тка мате- риала Обобще- ние, анализ выводы Представ- ление работы Урок Кружок Экскур- сия Годо- вой цикл
36 Структура системы развития исследовательской деятельности учащихся Группа по разработке теории ИДУ Банк методик ИДУ Журнал «Исследовательская работа школьников Интернет- портал Курсы повышения квалификации руководителей Городская экспериментальная площадка Конференции и конкурсы Экспедиции, профильные смены образовательные учреждения массовая образовательная практика
37 Благодарю за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.