Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемГеоргий Лескин
1 Общая характеристика области использования атомной энергии Законодательство об использовании атомной энергии Государственное регулирование ядерной и радиационной безопасности при ИАЭ ЛЕКЦИЯ 1
2 Основные производственные комплексы атомной отрасли Научно-исследовательский комплекс Машиностроение и приборостроение Ядерный оружейный комплекс Ядерно-топливный цикл Отраслевое строительство Атомная энергетика
4 ПРАВОВАЯ ОСНОВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ защита здоровья, жизни и собственности; охрана окружающей среды; содействие развитию атомной науки и техники; укрепление международного режима безопасного использования атомной энергии.
5 Российское законодательство в области обеспечения радиационной безопасности ФЗ «Об использовании атомной энергии» 170-ФЗ от г. с изменениями и дополнениями: от г., г., г., г. ФЗ «О радиационной безопасности населения» 3-ФЗ от г. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 52-ФЗ от г. с изменениями и дополнениями: от г., г., г., г. ФЗ «Об охране окружающей среды» 7-ФЗ от г. ФЗ «О техническом регулировании» 184-ФЗ от г.
6 Методы государственного управления обеспечением безопасности в атомной отрасли Подготовка и аттестация персонала Предупреждение и ликвидация последствий аварий Учет и расследование несчастных случаев и аварий Оперативное информирование, декларирование, АСКРО Оформление государственных заказов, ФЦП Экономические механизмы, страхование, балансовые комиссии Ответственность организаций, отчетность Контроль и надзор Идентификация опасных объектов Регистрация опасных объектов Экспертиза безопасности, ВАБ, оценка риска Нормативное регулирование, стандартизация Признание эксплуатирующих организаций Лицензирование деятельности Сертификация Сертификация ЯДЕРНО И РАДИАЦИОННО ОПАСНЫЕ ОБЪЕКТЫ
7 НАСТОЯЩИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН: ОПРЕДЕЛЯЕТ правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии НАПРАВЛЕН на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды, защиту собственности при использовании атомной энергии ПРИЗВАН способствовать развитию атомной науки и техники, содействовать укреплению международного режима безопасного использования атомной энергии
8 НАСТОЯЩИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН: РЕГУЛИРУЕТ отношения, возникающие при использовании атомной энергии в мирных и оборонных целях НЕ РЕГУЛИРУЕТ деятельность, связанную с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения
9 главы Название статей 1Общие положение 1-6 2Полномочия Президента, Правительства, органов государственной власти и местного самоуправления Права организаций и граждан Государственное управление Государственное регулирование безопасности Размещение и сооружение Правовое положение организаций Особые условия строительства и эксплуатации судов и иных плавсредств с ЯУ и РИ С Т Р У К Т У Р А З А К О Н А
10 главы Название статей 9Особые условия эксплуатации космических и летательных аппаратов с ЯУ и РИ 43 10Обращение с ЯМ, РВ и РАО Физзащита Ответственность за убытки и вред Ответственность за нарушение законодательства Экспорт и импорт 63, 64 15Международные договоры Заключительные положения 69,70
11 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ обеспечение безопасности при использовании атомной энергии - защита отдельных лиц, населения и окружающей среды от радиационной опасности; доступность информации, связанной с использованием атомной энергии, если эта информация не содержит сведений, составляющих государственную тайну; участие граждан, коммерческих и некоммерческих организаций (далее - организации), иных юридических лиц в обсуждении государственной политики, проектов федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации, а также в практической деятельности в области использования атомной энергии; возмещение ущерба, причиненного радиационным воздействием; предоставление работникам объектов использования атомной энергии социальноэкономических компенсаций за негативное воздействие ионизирующего излучения на здоровье человека и за дополнительные факторы риска; обеспечение социальной защиты граждан, проживающих и (или) осуществляющих трудовую деятельность в районах расположения этих объектов:
12 ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НА КОТОРЫЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ЗАКОН (1) размещение, проектирование, сооружение, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения; разработку, производство, испытание, транспортирование, хранение,утилизацию, использование ядерных зарядов в мирных целях и обращение с ними; обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче полезных ископаемых, содержащих эти материалы и вещества, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ;
13 ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НА КОТОРЫЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ЗАКОН (2) обеспечение безопасности при использовании атомной энергии; контроль за обеспечением ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, за обеспечением санитарно- эпидемиологического благополучия граждан при использовании атомной энергии; проведение научных исследований во всех областях использования атомной энергии; физическую защиту ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ;
14 ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НА КОТОРЫЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ЗАКОН (3) учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ; ядерных материалов, радиоактивных веществ, специальных неядерных материалов и услуг в области использования атомной энергии; государственный контроль за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации; подготовку специалистов в области использования ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ; выполнение иных видов деятельности в области использования атомной энергии.
15 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ определяет основные направления ФЕДЕРАЦИИ государственной политики в области использования атомной энергии ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ принимает федеральные законы в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ области использования атомной энергии; проводит парламентские слушания по ПРАВИТЕЛЬСТВО издает на основании и во исполнение РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации постановления и распоряжения в области использования
16 ОБЯЗАННОСТИ СОБСТВЕННИКОВ ОБЪЕКТОВ осуществляют контроль за сохранностью ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; осуществляют контроль надлежащим использованием ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
17 Устанавливаются следующие основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующего излучения: для населения средняя годовая эффективная доза равна 0,001 зиверта или эффективная доза за период жизни (70 лет) - 0,07 зиверта; в отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,001 зиверта; для работников средняя годовая эффективная доза равна 0,02 зиверта или эффективная доза за период трудовой деятельности (50 лет) - 1 зиверту; допустимо облучение в годовой эффективной дозе до 0,05 зиверта при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,02 зиверта. Регламентируемые значения основных пределов доз облучения не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенной измененным радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (пациентами) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения. Указанные значения пределов доз облучения являются исходными при установлении допустимых уровней облучения организма человека и отдельных его органов. В случае радиационных аварий допускается облучение, превышающее установленные основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз), в течение определенного промежутка времени и в пределах, определенных санитарными нормами и правилами. Установленные настоящей статьей основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения населения для отдельных территорий могут быть изменены Правительством Российской Федерации в сторону их уменьшения с учетом конкретной санитарно-гигиенической, экологической обстановки, состояния здоровья населения и уровня влияния на человека других факторов окружающей среды.
18 Радиационная безопасность обеспечивается: проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико профилактического, воспитательного и образовательного характера; осуществлением мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности; информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности; обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности.
19 1. Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются: принцип нормирования – превышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения; принцип обоснования - запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением; принцип оптимизации - поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения. 2. При радиационной аварии система радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах: предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда; виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за исключением вреда, причиненного
20 3. Оценка радиационной безопасности осуществляется по следующим основным показателям: характеристика радиоактивного загрязнения окружающей Среды; анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности; вероятность радиационных аварий и их масштаб; степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий; анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения; число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения. Результаты оценки ежегодно заносятся в радиационно-гигиенические паспорта организаций, территорий. Порядок разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций, территорий утверждается Правительством Российской Федерации.
21 4. Правила радиационной безопасности, регламентирующие требования к обеспечению технической безопасности при работах с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующего излучения, утверждаются федеральным органом исполнительной власти по атомному надзору в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 5. Государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда, распорядительные, инструктивные, методические и иные документы по вопросам радиационной безопасности утверждаются и принимаются уполномоченными на то органами государственной власти или организациями в пределах их полномочий.
22 В настоящее времястановится очевидным, что атомная энергетика имеет право на развитие, а человечество получит от нее максимально возможную отдачу, если только будет найдено такое решение проблемы обращению с РАО, которое удовлетворяло бы как ученых, так и население. Вопросы обеспечения безопасности при обращении с радиоактивными отходами в настоящее время приобрели наиболее актуальное значение. От того, насколько технически и экологически обоснованно решаются или будут решены вопросы безопасного и надежного обращения с ними вплоть до их захоронения, во многом зависит уровень и уровень безопасности атомной энергетики в целом.
23 ВИДЫ ОБЛУЧЕНИЯ ПРИРОДНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ТЕХНОГНННОЕ АВАРИЙНОЕ
24 Структура коллективных доз облучения населения РФ Природные источники; 74,0 % Эксплуатация ИИИ; 0,1 % Медицинское облучение; 25,6 % Глобальные выпадения; 0,3 %
25 Схема оценки риска здоровью ОБЪЕКТ ВЕРОЯТНОСТЬ АВАРИЯЭФФЕКТ(УЩЕРБ) ДЕТЕРМИНИРОВАННЫЙ СТОХАСТИЧЕСКИЙ ПОРОГОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ВЕРОЯТНОСТЬ
26 Доля отраслей промышленности России в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2002 г.
27 Основные функции Ростехнадзора является регулирующим органом по Конвенции о ядерной безопасности; компетентным органом Российской Федерации по Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением; осуществляет нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду; принятие нормативных правовых актов; контроль и надзор в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногеннойго воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
28 Нормативные правовые акты, самостоятельно принимаемые Ростехнадзором в ОИАЭ федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации; порядок выдачи разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии в соответствии с перечнем должностей, утвержденным Правительством Российской Федерации; требования к составу и содержанию документов, касающихся обеспечения безопасности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов и/или осуществляемой деятельности в области использования атомной энергии, необходимых для лицензирования деятельности в этой области, а также порядок проведения экспертизы указанных документов; порядок организации и осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов
29 Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор в ОИАЭ: за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии; за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью (на объектах использования атомной энергии); за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов; за выполнением международных обязательств Российской Федерации в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии; за своевременным возвратом облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов и продуктов их переработки в государство поставщика, с которым Российская Федерация заключила международный договор, предусматривающий ввоз в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов с целью временного технологического хранения и переработки на условиях возврата продуктов переработки (в пределах своей компетенции)
30 Ростехнадзор выдает разрешения на : на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии; на применение взрывчатых материалов промышленного назначения и на ведение работ с указанными материалами согласовывает квалификационные справочники должностей руководителей и специалистов (служащих), в которых определяются квалификационные требования к работникам, получающим разрешение на право ведения работ в области использования атомной энергии; перечни радиоизотопной продукции, ввоз и вывоз которой не требуют лицензий; создает, развивает и поддерживает функционирование автоматизированной системы информационно-аналитической службы, в том числе для целей единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации; руководит в составе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций деятельностью функциональных подсистем контроля за химически опасными и взрывоопасными объектами, а также за ядерно и радиационно опасными объектами; проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности
31 Ростехнадзор Rostehnadzor
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.