Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВера Астапова
1 Внутренняя среда организма Значение и состав крови Разработка урока по теме Выполнила Вохминцева Елена Васильевна, учитель биологии МБОУ Шарангская средняя общеобразовательная школа, Нижегородская область 2014 г
2 Тип урока Урок общеметодологической направленности Цели урока: создать благоприятные условия для саморазвития учащихся на уроке, самосовершенствования и самореализации личности ученика, обеспечения образовательных потребностей учащихся с учетом склонностей, возможностей и интереса; формировать практические навыки выполнения биологического эксперимента, умения работы с биологической информацией таблиц и текстов, устанавливать причинно- следственные связи, обобщать, делать выводы; воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Оборудование: презентация, фильм «Тайна крови», таблица «Состав крови», «Кровеносная система», микроскопы, микропрепараты крови человека и лягушки
3 Тема урока: Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав Основное содержание учебного материала Основные виды деятельности учащихся Этапы урока Жидкости, образующие внутреннюю среду организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость) Функции крови в организме. Состав плазмы крови. Форменные элементы крови (Эритроциты, тромбоциты, лейкоциты) Л/Р «Сравнение крови человека и лягушки» Определяют понятия: гомеостаз, форменные элементы крови, плазма, антиген, антитело Объясняют связь между тканевой жидкостью, лимфой и плазмой крови в организме Описывают функции крови Называют функции эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов Описывают вклад русской науки в развитие медицины Описывают с помощью иллюстраций в учебнике процесс свертывания крови и фагоцитоз Выполняют лабораторные наблюдения с помощью микроскопа, фиксируют результаты наблюдений, делают выводы Соблюдают правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием
4 Этап урока Содержание этапа Деятельность учащихся 1. Этап мотивации Совместно с учащимися учитель планирует этапы изучения темы: в зависимости от количества часов, отводимых на изучение темы, ребята определяют, какие параграфы и на каких уроках будут изучать, когда будут проводиться лабораторные и практические работы, проверочные работы. Затем учащиеся планируют работу на 1 уроке: проведение л/ р «Сравнение крови человека с кровью лягушки», обращают внимание на основные понятия, соотносят с основными алгоритмами работы (схема, таблица, график, план, опыт и т.д.) и разрабатывают формы работы
5 Этап урока Содержание этапа Деятельность учащихся 2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии Прием «Ситуация яркого пятна» Как вы считаете, имеется ли связь между кровью, лимфой и тканевой жидкостью? Объясните. Если все эритроциты человека уложить рядом, то получилась бы лента, три раза опоясывающая земной шар по экватору. Постарайтесь ответить на вопрос: каково содержание клеток крови в 1 мм 3 : ? млн. ? тыс. ? – 400 тыс
6 3. Этап выявления причины и места затруднения 4. Этап построения проекта выхода из затруднения Заполнение таблицы «Состав крови» Признаки Форменные элементы Эритр оциты тромбоциты лейкоциты Особенности строения Функции Количество в 1 мм Место образования Продолжител ьность жизни
7 Первый учащийся начинает рассказ (1-2 предложения), затем продолжают второй, третий и т.д. Выполняют лабораторную работу в тетради 1 вариант «Кровь» 2 вариант «Тромб» 3 вариант «Внутренняя среда» Записывают в дневник
8 Прием « Линия времени » На доске линия, на которой обозначаются этапы изучения темы, формы контроля; проговариваются самые важные периоды, требующие от детей стопроцентной отдачи. « Линия времени » позволяет увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения последующей темы. Совместно с учащимися учитель планирует этапы изучения темы: в зависимости от количества часов, отводимых на изучение темы, ребята определяют, какие параграфы и на каких уроках будут изучать, когда будут проводиться лабораторные и практические работы, проверочные работы и т.д Затем планируется работа на 1 уроке. Ребята просматривают §14, где предполагается проведение лабораторной работы « Сравнение крови человека с кровью лягушки », обращают внимание на основные понятия, соотносят с основными алгоритмами работы (схема, таблица, график, план, опыт и т.д.) и разрабатывают формы работы: Пункт 1. Внутренняя среда организма (схема с краткой характеристикой) Пункт 2. Значение крови (план) Пункт 3 Состав крови (таблица( проговариваем, какие графы будут в таблице); Образование тромба (схема) Выполнение лабораторной работы Работа с понятийным аппаратом
9 Линия времени 1 урок 2 урок 3 урок 4 урок 5 урок 6 урок 7 урок 8 урок
10 «Линия времени» 1 урок§14 Лабораторная работа 2 урок §15 3 урок§16 тест 4 урок §17 (с.79-81), §20 Творческое задание 5 урок §17 (с.81-83), §18 Практическая работа 6 урок §19 Практическая работа 7 урок §21 Практическая работа, §22 8 урок Урок контроля
11 Как вы считаете, имеется ли связь между кровью, лимфой и тканевой жидкостью? Объясните.
12 Ситуация яркого пятна Если все эритроциты человека уложить рядом, то получилась бы лента, три раза опоясывающая земной шар по экватору. Если считать эритроциты человека со скоростью 100 штук в минуту, то для того, чтобы пересчитать их все, понадобится 450 тысяч лет. Постарайтесь ответить на вопрос: каково содержание клеток крови в 1 мм 3 : ? млн. ? тыс. ? – 400 тыс
13 Прочти текст. Определи признаки, по которым можно систематизировать материал (по цвету, запаху, положению, характеру и т.д.). Начерти таблицу с определенным количеством граф. Впиши название признаков в графу. Запиши в соответствующие графы таблицы материалы из текста в сокращенном виде. Сделай вывод. Дополни текст собственными соображениями, систематизируй их в таблицу. Подготовь рабочее место и канцелярские принадлежности. Прочти текст. Выдели главную идею текста. Раздели текст на части. Определи их название. Установи их связи, последовательность. Выбери систему условных обозначений. Продумай пространственное расположение на листе. Начерти схему на листе. Внеси собственное дополнение в продолжение схемы.
14 Внутренняя среда организма Тканевая жидкость (образуется из жидкой части крови, находится среди тканей тела; транспорт питательных веществ из крови в клетки и продукты распада из клеток в кровь) Лимфа (образуется из тканевой жидкости, проходящей через лимфатические узлы в лимфатические капилляры; Защита, питание) Кровь (однородная густая красная жидкость, состоит из плазмы и форменных элементов; транспорт питательных веществ, кислорода и углекислого газа, транспорт продуктов обмена и т. д.)
15 Признаки Форменные элементы Эритроциты Тромбоциты Лейкоциты Особенности строения Безъядерные клетки, имеют форму двояковогнутого диска, содержат гемоглобин Клетки неправильной формы без ядра Бесцветные клетки, есть ядро Функции Транспортная (переносят кислород и углекислый газ) Свертывание крови Защитная (фагоцитоз, выработка антител) Количество в 1 мм До 5 млн тыс 4-9 тыс Место образования Красный костный мозг Красный костный мозг, лимфатические узлы, селезенка Продолжительность жизни 120 дней 1 день – около 8 дней Несколько часов – несколько лет
16 Запишите этапы образования тромба Что обозначено на рисунке цифрами? Образование тромба
17 Рассказ-эстафета Продолжите рассказ: Кровь- разновидность соединительной ткани….
18 Лабораторная работа Сравнение крови человека с кровью лягушки Цель: : выяснить, чем кровь человека отличается от крови лягушки и в чем состоит значение этих отличий. Оборудование: готовые микропрепараты «Крови лягушки», «Кровь человека», микроскоп. Ход работы. 1. Настройте микроскоп, определите его увеличение. 2. Рассмотрите кровь лягушки при большом и малом увеличении. 3. Зарисуйте эритроцит, опишите его форму и форму ядра. 4. Рассмотрите кровь человека при малом, а затем при большом увеличении. Зарисуйте один из эритроцитов, опишите его форму и размеры. 5.Укажите, чем эритроцит человека отличается от эритроцита лягушки. Чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или кровь лягушки? Почему? 6. Почему эритроциты имеют красную окраску? Какую функцию они выполняют? Всегда ли в жизни эритроцита человека отсутствует ядро? Сделайте вывод: почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки?
19 Составление синквейна 1 строка – 1 ключевое слово, определяющее содержание синквейна 2 строка – 2 прилагательных, характеризующих ключевое слово 3 строка – 3 глагола, показывающие действия понятия 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию 5 строка – 1 слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием; резюме
20 Домашнее задание §14, основные понятия
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.