Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВалерий Жмакин
1 Парсуна Попова Елена, ГМБ-1-13
2 Парсуна Надгробный портрет Скопина-Шуйского Искажение слова «персона» (от лат. persona - личность, лицо) условное наименование произведений русской портретной живописи XVII в. переходная между иконой и светским произведением форма портрета. Первые парсуны, изображавшие реальных исторических лиц, ни техникой исполнения, ни образной системой фактически не отличались от произведений иконописи
3 Термин В 1851 году выходит богато иллюстрированное издание «Древности Российского государства». В IV отделении этого издания, составленного И. М. Снегиревым, есть очерк, который является первым опытом обобщения материалов по истории русского портрета. Как считает Е. С. Овчинникова, именно Снегирев в данном очерке, говоря о портретах XVII века, ввел в научный оборот термин «парсуна». Хотя справедливо было бы утверждать, что именно Е. С. Овчинникова ввела в научный оборот данный термин, позже широко распространившийся в литературе по русскому искусству для обозначения ранних русских портретов.
4 Парсуна появляется в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового мировоззрения и формирования новых художественных идеалов. Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции. Богдан Салтанов. Алексей Михайлович в «большом наряде»
5 Произведения, называемые парсунами, чрезвычайно неоднородны как в стилистическом, так и в материально- технологическом отношении. В XVII веке существовали иконы с портретными чертами, написанные в традиционной темперной технике, и портретные изображения, исполненные маслом на холсте. Что касается их стилистики и манеры письма, то картина также представляется достаточно пёстрой: при царском дворе работали западноевропейские живописцы, их русские ученики и иконники старой выучки. Из-за того, что затруднено, если не невозможно создание типохронологических рядов - стадиально разные портреты могли быть написаны одновременно. Поскольку парсуны XVII в., за редким исключением, не имеют подписей авторов и даже написания, почти полностью отсутствуют эталонные памятники, служащие надежной опорой для датировок. Неизвестный художник второй половины 17 века Портрет стольника князя Ивана Борисовича Репнина
6 Прежде всего упомянем группу "иконных" парсун - изображений царей Ивана Грозного и Фёдора Ивановича, а также князя М.В. Скопина-Шуйского. Эта группа была выделена Е.С. Овчинниковой в её основополагающей работе "Портрет в русском искусстве XVIII в." Для парсуны на холсте важна её атрибуция русскому или иноземному мастеру. Изучение русской парсуны требует объединенных усилий искусствоведов, историков, реставраторов. Только использование всех методов в комплексе способно принести новые результаты в этой пока ещё мало изученной области отечественного искусства. Русской парсуне близки произведения украинской, белорусской, польской, литовской портретной живописи XIVXVII веков, часто также относимые к парсунным. В парсуне портретное сходство передаётся весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие определить изображённого.
7 Иван Грозный, Федор Иванович, М.В. Скопин-Шуйский
8 Доктор искусствоведения Лев Лифшиц отмечает: «…создатели парсун, как правило, не стремились раскрыть неповторимые свойства портретируемого человека, но должны были соотнести точно запечатленные черты лица с трафаретной и неизменной схемой репрезентации фигуры, соответствующей сану или званию боярина, стольника, воеводы, посла. В отличие от реалистического европейского портрета XVII века человек в парсуне, как и на иконе, не принадлежит себе, он навечно выведен из потока времени, но при этом лицо его обращено не к Богу, а к реальной действительности».
9 Типы На сегодняшний день парсуну, по изображённым на них персоналиям и техники живописи, можно разделить на следующие категории: Надгробные портреты, темпера на доске (Скопин- Шуйский, Фёдор Иванович, Фёдор Алексеевич и т. д.) Парсуны маслом на холсте: – с изображением царей – с изображением князей, стольников, дворян и т. д. – с изображением церковных иерархов (Никон, Иоаким)
10 Фёдор Алексеевич (III), Патриарх Никон с братией Воскресенского Новоиерусалимского Монастыря
11 «Парсунная» («живописная») «Парсунными» («живописными») называются иконы, где по крайней мере в красочных слоях применялись масляные краски, а техника формирования живописных деталей близка к технике одной из «классических» европейских техник. К «парсунным» («живописным») относятся иконы переходного периода, живопись в которых можно отнести к двум основным техникам классической масляной живописи: на деревянной основе и светлых грунтах; на холсте и на темных фунтах.
12 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Овчинникова Е.С. Портрет в русском искусстве XVII в.: Материалы и исследования. М., 1955; 2. Парсуна. Статья в БСЭ 3. Рябцев Ю. С. Путешествие в историю старой русской жизни. - М., 2006.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.