Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВалентин Топтыгин
1 Лекция 3. Язык как система
2 От лингвистической диахронии – к лингвистической синхронии Этапы развития лингвистики Античность ХIХ век cравнительно- историческое языкознание ХХ век Что изучали? Происхождение языка, соотношение языка и истины, вопросы «правильной» речи эволюция языковых форм Системные отношения в языке
3 Системный характер различных аспектов языка Система фонем (ср. русского и др. языка) Система морфем: наименования лица по деятельности Лексическая система: торт - кекс – пирог Морфологическая система: система частей речи, категорий (число, падеж, род) Синтаксическая система: связи слов, типы предложений Система жанров речи: ср. фатические жанры в разных языках (англ. small talk, рус. болтовня и т.п.) Система этикетных формул (рус. С легким паром! – англ.?)
4 Теория систем применительно к науке о языке Система: целостность дискретность (выделимость элементов) наличие связей и отношений Разные системы различаются по наличию системных свойств.
5 Типы систем: материальные и идеальные Первичные материальные системы: соль, автомобиль, часы и т.п.. Идеальная система –идеи, понятия. Вторичная материальная система – система знаков, в которой закреплены идеи. Например, язык.
6 Понятие значимости Нет различий – нет системы: ср. русская категория одушевленности Значимые и незначимые различия элементов: ср. рус. и англ. [i] Нет системы, состоящей из одного элемента: 2 – 1 = 0 «Без племянников человек не дядя» Значимость – вес, ценность элемента в системе (Ф. де Соссюр). Для описания системы необходимо знать все входящие в нее элементы.
7 Понятие структуры Структура – это совокупность всех внутрисистемных связей. Система = элементы + отношения. Изоморфизм: сходство структур различных объектов (ср. оригинал – копия) Две системы изоморфны друг другу, если каждому элементу первой системы соответствует лишь один элемент второй, и каждой связи в одной системе соответствует лишь одна связь в другой.
8 Элементы системы и их свойства Системообразующие: существовали у элементов до их вхождения в систему Системоприобретенные: появились у элементов при их вхождении в систему. Системонейтральные: элементы системы и их свойства, нерелевантные для функционирования системы
9 Уровни языка как проявление неоднородности элементов языка Неоднородность элементов языка имеет два основных проявления: 1)в языке выделяются уровни (подсистемы), иерархически упорядоченные; 2) внутри уровней выделяются классы в чем-то схожих единиц (парадигмы), которые в речи образуют комбинации (синтагмы).
10 Уровни (подсистемы) языка Уровни (ярусы) – это какой-нибудь участок системы языка, характеризуемый специфическими единицами и представляющий собой некую частную систему в системе языка (О.С. Ахманова, Словарь лингвистических терминов ). Уровень – часть системы, которая имеет одноименную единицу: например, уровень фонем, морфем, слов, словосочетаний, предложений (Ю.С. Степанов). Язык является гетерогенной системой, поскольку включает несколько подсистем, объединенных иерархическими отношениями. Требования к выделению уровней: 1) единицы любого уровня должны быть однородны 2) должны конструировать единицы высшего уровня 3) выделяться путем сегментирования (?)
11 Выделение уровней по функции единиц («для чего?») Фонетический уровень Фонема, ударение, тон – смыслоразличительная функция Морфемный уровень Морфема - выражает минимальное значение (сигнификативная функция) Лексический уровень Слово, фразеологизм (единицы лексики) – называет предметы и явления (номинативная функция) Синтаксический уровень Предложение + интонационная схема - коммуникативная функция
12 Синтагматические и парадигматические отношения в языке Парадигматические отношения – между единицами, различающимися употреблением в определенной позиции. Стол, стола, столу… Синтагматические отношения – сочетаемость единиц. Этот стол, стол сломался. Парадигма устанавливается на основе словоупотребления (синтагматики) Правильное употребление невозможно без знания парадигмы. Парадигматика и синтагматика характерна для каждого уровня языка. Определите состав парадигмы и правила сочетаемости морфемы со значением мн. числа в англ. яз. books, boys, ways, boxes
13 Асистемные факты в языке 1. Нереализованные возможности языковой системы: деепричастие от мочь, хотеть, буд. время от обсудить и т.п. 2. Влияние других языков: по[э]т, б[о]а. Несклоняемые существительные, полные синонимы, омонимы. 3. Давление языковой политики и кодификации: ложить –простореч.; кремы, не рек. крема. 4. Реликты прежнего состояния языковой системы: N, два предл. падежа; дефектные парадигмы, непродуктивные типы спряжения, склонения, словообразования, ударения (включит, включишь)
14 Выводы 1. Язык, как и любая система, характеризуется целостностью, дискретностью, наличием отношений (структурой). 2. Язык является вторичной материальной системой, т.к. наделен функцией хранения и передачи семантической информации, то есть язык – это знаковая система. 3. Структура языка не может существовать без элементов, но можно в исследовательских целях выделить структуру, абстрагируясь от элементов. 4. Язык – гетерогенная система, он включает несколько подсистем (уровней). Принципы разграничения уровней различны. 5. Единицы каждого уровня обладают внутренней неоднородностью, это позволяет обнаружить их объединение в классы (парадигматику), и выявить возможные комбинации (синтагматику). 6. Асистемные факты столь же закономерны для языка, как и системные.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.