Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВсеволод Барашков
1 Анализ лирического стихотворения Методическая разработка к уроку литературы в 7 классе преподавателя русского языка и литературы Лопатиной Люсьены Константиновны г. Пионерский 2013 г. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа города Пионерский»
2 Задачи урока Продолжить знакомство учащихся с поэтическими творениями русских поэтов – пейзажистов, учить устному рисованию и выразительному чтению. Продолжить знакомство учащихся с поэтическими творениями русских поэтов – пейзажистов, учить устному рисованию и выразительному чтению. Развивать активный словарный запас, через знакомство с литературными приёмами и художественными средствами выразительности в поэзии. Развивать активный словарный запас, через знакомство с литературными приёмами и художественными средствами выразительности в поэзии. Воспитывать чувство любви к природе, эстетические чувства. Воспитывать чувство любви к природе, эстетические чувства.
3 Что ты можешь узнать и чему научиться на этом уроке? Можешь пополнить свои знания новыми для тебя именами русских поэтов – пейзажистов и познакомиться с их творчеством; Можешь пополнить свои знания новыми для тебя именами русских поэтов – пейзажистов и познакомиться с их творчеством; учиться красиво говорить и выразительно читать; учиться красиво говорить и выразительно читать; познакомиться с правилами анализа лирического стихотворения. познакомиться с правилами анализа лирического стихотворения.
4 Прочитай стихотворение и опиши в тетради картину, которую ты представил, читая текст стихотворения Край ты мой, родимый край! Kонский бег на воле, В небе крик орлиных стай, Волчий голос в поле! Гой ты, родина моя! Гой ты, бор дремучий! Свист полночный соловья, Ветер, степь да тучи!
5 Как тебе кажется: какое изображение больше всего отражает содержание и настроение стихотворения?
6 Какое название ты мог бы дать прочитанному стихотворению? Стихотворение написал Алексей Константинович Толстой, называется оно «Край ты мой, родимый край…» (написано в 1856 году) (1817 – 1875 ) У кого название стихотворения ближе всего к авторскому названию?
7 Алексей Саврасов. Живопись. Зимний пейзаж. Оттепель е Теперь сравните по содержанию прочитанное стихотворение и картину
8 Чем они похожи? А чем различаются? Литературные произведения и изобразительное искусство часто совпадают по названию жанров. Что такое жанр? Жанр (от фр. genre род) общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусствафр.искусства
9 Прочитай и запомни Если видим на картине Нарисована река, Или лес и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, То подобная картина Называется пейзаж.
10 Примерный план анализа стихотворения Кем и когда написано стихотворение? Кем и когда написано стихотворение? Какие жизненные события легли в его основу? Какие жизненные события легли в его основу? Какова тема стихотворения? Какова тема стихотворения? Назовите каким размером стиха написано стихотворение. Назовите каким размером стиха написано стихотворение. Какие выразительные средства языка Какие выразительные средства языка использует автор? использует автор?
11 Назовите жанровые особенности стихотворения ( пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая). Назовите жанровые особенности стихотворения ( пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая). Главные образы или картины созданы в стихотворении? Главные образы или картины созданы в стихотворении?
12 Каков жанр этих картин?
13 Как художники при помощи кисточки и красок передают красоту родной природы? От слова «пейзаж» произошло название жанра лирики - пейзажная Как художники при помощи кисточки и красок передают красоту родной природы? От слова «пейзаж» произошло название жанра лирики - пейзажная Лесной ручей. И.И. Шишкин
14 Попробуйте передать внутреннее чувство поэта? Попробуйте передать внутреннее чувство поэта? - Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, проведшего многие годы на Брянщине, видел и леса дремучие, и степи раздольные, слышал «свист полночный соловья». Поэт пишет о своих чувствах, которые испытывал, находясь за границей. - Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, проведшего многие годы на Брянщине, видел и леса дремучие, и степи раздольные, слышал «свист полночный соловья». Поэт пишет о своих чувствах, которые испытывал, находясь за границей.
15 Родимый край ассоциируется с конским бегом на воле, криком в небе орлиных стай, с волчьим голосом в поле.
16 Основные интонации стихотворения. Основные интонации стихотворения. Особенности построения: все стихотворение поэта – скрытый восторг. Поэтому все предложения произведения представляют себе риторические восклицания: Особенности построения: все стихотворение поэта – скрытый восторг. Поэтому все предложения произведения представляют себе риторические восклицания: - Гой ты, родина моя! - Гой ты, родина моя! Стихотворение написано четырехстопным хореем, что придает особую напевность, мелодичность, юношеский задор. Стихотворение написано четырехстопным хореем, что придает особую напевность, мелодичность, юношеский задор.
17 Смысл названия стихотворения. Смысл названия стихотворения. Значение стихотворения для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения. Значение стихотворения для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.
18 «Край ты мой, родимый край!...» - замечательное стихотворение А.К. Толстого может служить эпиграфом к его пейзажной лирике. Он воспевает красоту своей родины. Для поэта родная природа одухотворена, он наделяет ее человеческими качествами, относится к ней бережно и сочувственно, как к живому существу.
19 Вывод Как велика сила слова! Слово может окрылить, заставить радоваться, петь, любить и может опечалить, убить желание, вселить в душу сомнение, недоверие. Как велика сила слова! Слово может окрылить, заставить радоваться, петь, любить и может опечалить, убить желание, вселить в душу сомнение, недоверие. Поэты это понимали, поэтому тщательно работали над отбором словесного материала, чтобы донести до нас свои мысли и чувства Поэты это понимали, поэтому тщательно работали над отбором словесного материала, чтобы донести до нас свои мысли и чувства
20 Подведение итогов урока Мы познакомились с поэтом – пейзажистом А.К. Толстым, с анализом стихотворения «Край ты мой, родимый край!» Мы познакомились с поэтом – пейзажистом А.К. Толстым, с анализом стихотворения «Край ты мой, родимый край!» Рассмотрите репродукции картин на форзацах учебника. Рассмотрите репродукции картин на форзацах учебника. Какие краски используют поэты и художники для описания природы? Какие краски используют поэты и художники для описания природы? А какие вы знаете пословицы о родине, о родном крае? А какие вы знаете пословицы о родине, о родном крае?
21 Домашнее задание Выучить стихотворение наизусть. Выучить стихотворение наизусть. Прочитать и нарисовать устную картину к стихотворению А.Толстого «Благовест». Прочитать и нарисовать устную картину к стихотворению А.Толстого «Благовест». Произвести лирический анализ стихотворения. Произвести лирический анализ стихотворения.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.