Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАлександр Мичурин
1 Автор презентации: учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей 1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Печказова Светлана Петровна Читаем и обсуждаем стихотворение О.Э.Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков…» УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ
2 ЦЕЛЬ УРОКА: Мне на плечи бросается век-волкодав… О.Э.Мандельштам проверить уровень знания и понимания учениками отдельного произведения О.Э.Мандельштама, степень осмысления мотивов лирики поэта, темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка и др.
3 Поэзия Мандельштама 30-х годов Говоря о стихах Мандельштама 30-х годов, принято отождествлять лирического героя с самим поэтом. И это не случайно. В стихах этого периода Мандельштам стремится с предельной ясностью высказать свою позицию, он бросает вызов бесчеловечной власти. О.Э.Мандельштам И, в кулак зажимая истёртый Год рожденья с гурьбой и гуртом, Я шепчу обескровленным ртом: Я рождён в ночь с второго на третье Января в девяносто одном Ненадёжном году, и столетья Окружают меня огнём.
4 Поэзия Мандельштама 30-х годов В ноябре 1933 года Мандельштам написал антисталинское стихотворение (эпиграмму «Мы живём, под собою не чуя страны…») и прочёл его полутора десяткам человек, в основном своим знакомым поэтам, писателям, которые, услышав их, приходили в ужас и говорили: «Я этого не слышал, ты мне этого не читал...».
5 «Мы живём, под собою не чуя страны…» Мы живём, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны, А где хватит на полразговорца, Там припомнят кремлёвского горца. Его толстые пальцы, как черви, жирны, А слова, как пудовые гири, верны, Тараканьи смеются усища, И сияют его голенища. А вокруг него сброд тонкошеих вождей, Он играет услугами полулюдей. Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет, Он один лишь бабачит и тычет, Как подкову, куёт за указом указ: Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз. Что ни казнь у него - то малина И широкая грудь осетина.
6 Чей портрет дан в стихотворении?
7 По свидетельству жены поэта, в стихотворении есть несомненный отголосок истории Демьяна Бедного, который как-то написал, что не может давать Сталину книги, т.к. он оставляет на них отпечатки жирных пальцев («его толстые пальцы, как черви, жирны»). В словах же «грудь осетина» слышатся отголоски слухов об осетинском происхождении Сталина, которое считалось на Кавказе ниже грузинского. Портрет вождя стихотворении
8 Нельзя не отметить также политической подоплеки стихотворения («наши речи за десять шагов не слышны, а коль хватит на полразговорца…») – состояние общества во время сталинских репрессий. И, конечно же «вождь» никак не мог простить поэту «услуг полулюдей», которые и свистят, и мяучат, и хнычут. Портрет вождя стихотворении Слово «малина» подразумевает, что Сталин получает наслаждение от подписи указов, несущих смерть огромному количеству людей, оно никак не должно было ассоциироваться с образом Вождя.
9 «Наши речи за десять шагов не слышны…» Вызов властителю с «жирными пальцами» услышан. Эта карикатура, эта злая эпиграмма под названием «Мы живём, под собою не чуя страны» акт гражданского мужества поэта и, естественно, приговор, подписанный поэтом самому себе. 13 мая 1934 года Мандельштам был арестован и сослан в Чердынь, где была попытка самоубийства. Чердынь было разрешено заменить на Воронеж.
10 «Стихи должны быть гражданскими…» Превозмогая горечь одиночества и отверженности, Мандельштам достигает удивительной полноты, цельности видения мира, органической сопричастности всему, что происходит вокруг, высочайшей степени свободы. Анна Ахматова вспоминала, как в 1933 году он сказал ей: «Стихи сейчас должны быть гражданскими». Лишив меня морей, разбега и разлёта И дав ноге упор насильственной земли, Чего добились вы? Блестящего расчёта - Губ шевелящихся отнять вы не могли.
11 Почему Осип Мандельштам, человек робкий и кроткий, до смешного хрупкий и немощный», пошёл против режима?
12 Истинным шедевром русской лирики XX века стало стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков...», стихотворение исповедь, самоотчет о своём положении, о положении страны, синтез тревог и надежд. «За гремучую доблесть грядущих веков…»
13 За гремучую доблесть грядущих веков, За высокое племя людей Я лишился и чаши на пире отцов И веселья, и чести своей. Мне на плечи бросается век-волкодав, Но не волк я по сути своей. Запихни меня лучше, как шапку, в рукав Жаркой шубы сибирских степей. Чтоб не видеть ни трусов, ни мелкой грязцы, Ни кровавых костей в колесе. Чтоб сияли всю ночь голубые песцы Мне в своей первобытной красе. Унеси меня в ночь, где течёт Енисей, Где сосна до звезды достаёт, Потому что не волк я по крови своей И меня только равный убьёт.
14 Какие чувства вызвало стихотворение? О чём оно? Какие строчки отражают главную мысль? Стихотворение вызывает очень тяжёлые чувства - подавленности, безысходности. «Трус, хлипкая грязца, кровавые крови в колесе» - это приметы тридцатых годов ХХ века. Это стихотворение о веке - волкодаве.. Главная мысль выражена в строчке: «И меня только равный убьёт». «За гремучую доблесть грядущих веков…»
15 Какие ассоциации вызывает у вас слово «гремучая»? Как влияют эти ассоциации на слово «доблесть»? Толковый словарь Ожегова: ГРЕМУЧИЙ (устар.). Производящий громкие звуки, гремящий. Г. водопад. * Гремучая змея - ядовитая змея, у некоторых видов которой на конце хвоста находится род трещотки - гремящие роговые кольца. Гремучая ртуть - взрывчатое вещество. Гремучий газ - взрывчатая смесь водорода с кислородом «За гремучую доблесть грядущих веков…» Смысл слова «доблесть» дискредитируется словом «гремучая».
16 Какой образ появляется в стихотворении? Появляется образ века с характерным эпитетом – «волкодав». Это воплощение враждебного начала, давящего всё на своём пути Мандельштам не волк. Он об этом заявляет открыто. Но он и не волкодав. Он вообще не из мира двух альтернатив. Он из другого мира, где нет волков и волкодавов. Он как будто хочет вернуться в это другое измерение – пусть даже ценою ссылки (Сибирь). Там есть надежда обрести подлинную внутреннюю свободу. Возникает мотив выбора. «За гремучую доблесть грядущих веков…»
17 Как вы понимаете образ век-волкодав? Что чувствует лирический герой? Век-волкодав явно враждебен поэту. Стихотворение начинается с прямых признаний лирического героя в своём одиночестве. Он один на фоне покорного и молчащего народа. Поэт выразил правду массового существования. Ведь если век волкодав, то тот, кому он кидается на плечи, уже не человек, а волк. Для лирического героя утрата права быть человеком страшнее гибели. Он никогда ни при каких условиях не откажется от этого права: «не волк я по крови своей». «За гремучую доблесть грядущих веков…»
18 К кому в стихотворении обращается лирический герой? Вторая строфа превратилась в развёрнутую метафору. Герой обращается к веку, к собственной судьбе. Выходом из столкновения с волкодавом становится уход в ночь, где течёт Енисей. В данном контексте ночь выступает как спасительное начало. Сибирские степи превращаются жаркую шубу, а затеряться в них означает уподобиться шапке, запихнутой в рукав. Здесь уход в ночь обретение незаметности, защищённости, тепла, хотя гибельный смысл самого ухода всё равно присутствует как фон. «За гремучую доблесть грядущих веков…»
19 К кому в стихотворении обращены повелительные наклонения «запихай», «уведи»? Эти слова обращены, скорее всего, к собственной судьбе. Таинственным образом Мандельштам провидел несовместимость свободы и правды. Оставаться на свободе – значит участвовать во лжи. Поэт не хочет участвовать в расправе над самим собой. Лишённый веселья и чести, он требует равноправия в поединке. Он соглашается на смерть, но ставит свои условия: не быть настигнутым сзади, как затравленный волк волкодавом,он хочет погибнуть лицом к лицу с противником, как равный. «За гремучую доблесть грядущих веков…»
20 Что противопоставляется в стихотворении жизни людей? В стихотворении жизни людей противопоставляется природа. Мотивы ночи и степи создают образ страны, сияющей голубыми песцами, с её первобытной красой, медленным Енисеем и сосной, которая до звезды достаёт. Эта жизнь живой природы выступает как противовес «хлипкой грязце и кровавым костям в колесе». «За гремучую доблесть грядущих веков…»
21 Что противопоставляется в стихотворении жизни людей? В стихотворении жизни людей противопоставляется природа. Мотивы ночи и степи создают образ страны, сияющей голубыми песцами, с её первобытной красой, медленным Енисеем и сосной, которая до звезды достаёт. Эта жизнь живой природы выступает как противовес «хлипкой грязце и кровавым костям в колесе». «За гремучую доблесть грядущих веков…»
22 Каким размером написано стихотворение? Как это помогает раскрыть его основную идею? Стихотворение написано разностопным анапестом, это должно было сделать тон и ритм стихотворения мягким и плавным. Но перекрестная мужская рифма, а также отсутствие пиррихиев, сообщает всему произведению жесткий, устойчивый ритм, который отвечает идейному содержанию. «За гремучую доблесть грядущих веков…»
23 Что вы можете добавить после анализа стихотворения к пониманию главной его мысли? Лирический герой отдаёт благополучие, радость, честь. Он не станет одним из волков, и веку-волкодаву его не убить. Его миссия как поэта прорвать своим голосом оцепенение эпохи. Творческому дару поэта равновелика только сама природа: «И меня только равный убьёт». «За гремучую доблесть грядущих веков…» За гремучую доблесть грядущих веков, За высокое племя людей
24 ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ: 1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Учебник для общеобразовательного (базового) уровня «Литература. 11 класс. Между завтра и вчера. Вечный диалог» в 2-х кн. М.: Баллас, 2012 г. 2. Изучение поэзии Осипа Мандельштама: urok-ii-poet-i-vek-za-gremuchuyu-doblest-gryadushchihhttp://veykova.ru/content/izuchenie-poezii-osipa-mandelshtama- urok-ii-poet-i-vek-za-gremuchuyu-doblest-gryadushchih
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.