Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемПотап Однодворцев
1 Süsteemianalüüs ja otsustamine Системный анализ Основные типы ресурсов в природе и в обществе. Системность. Лекция 3 Подготовил С.Чекрыжов 2006
2 Вещество Энергия Информация Вещество выступает как отражение постоянства материи в природе, как мера однородности материи. Энергия выступает как отражение изменчивости материи, переходов из одного вида в другой, как мера необратимости материи. Информация выступает как отражение порядка, структурированности материи, как мера порядка, самоорганизации материи (и социума).
3 Человек Человек - выступает как носитель интеллекта высшего уровня и является в экономическом, социальном, гуманитарном смысле важнейшим и уникальным ресурсом общества, рассматривается как мера разума, интеллекта и целенаправленного действия, мера социального начала, высшей формы отражения материи (сознания).
4 Организация Организация (или организованность) выступает как форма ресурсов в социуме, группе, которая определяет его структуру, включая институты человеческого общества, его надстройки, применяется как мера упорядоченности ресурсов.
5 Пространство Время Пространство - мера протяженности материи (события), распределения ее (его) в окружающей среде. Время - мера обратимости (необратимости) материи, событий. Время неразрывно связано с изменениями действительности.
6 Системность процессов Если классическое естествознание объясняет мир исходя из движения, взаимопревращений вещества и энергии, то сейчас реальный мир, объективная реальность могут быть объяснены лишь с учетом сопутствующих системных, и особенно системно-информационных и синергетических процессов.
7 Системность процессов Пример. При сжигании дров в печке выделяется тепловая энергия, тепловая энергия используется для приготовления пищи, пища используется для получения биологической энергии организма, биологическая энергия используется для получения информации (например, решения некоторой задачи), перемещения во времени и в пространстве.
8 Системное (системно- ориентированное) мышление - это метод (принцип), с помощью которого можно целенаправленно (как правило, с целью управления) выявить и актуализировать, познать причинно-следственные связи и закономерности в ряду общих и всеобщих событий и явлений. Часто это методология исследования систем.
9 Пример. В соответствии с принципом системного мышления общество состоит из людей (из общественных институтов). Каждый человек - также система (физиологическая, например). У человека, в свою очередь, существуют присущие ему как организму системы, например, система кровообращения. Когда люди взаимодействуют с другими людьми, образуются новые системы - семья, этнос и др. Это взаимодействие может происходить на уровне общественных институтов, отдельных людей) и даже отдельных систем).
10 Атрибуты системного анализа наличие предметной сферы - системы и системные процедуры; выявление, систематизация, описание общих свойств и атрибутов систем; выявление и описание закономерностей и инвариантов в этих системах; актуализация закономерностей для изучения систем, их поведения и связей с окружающей средой; накопление, хранение, актуализация знаний о системах (коммуникативная функция).
11 Общие принципы системного анализа
12 Принцип дедуктивной последовательности - последовательного рассмотрения системы по этапам: от окружения и связей с целым до связей частей целого (этапы системного анализа подробнее ниже);
13 Принцип интегрированного рассмотрения - каждая система должна быть неразъемна как целое даже при рассмотрении лишь отдельных подсистем системы;
14 Принцип согласования ресурсов и целей - каждая система должна иметь определённые ресурсы для достижения поставленных целей; Цель оправдывает средства?
15 Принцип бесконфликтности - отсутствия конфликтов между частями целого, приводящих к конфликту целей целого и части.
16 Системная деятельность Любая человеческая интеллектуальная деятельность обязана быть по своей сути системной деятельностью, которая предусматривает использование совокупности взаимосвязанных системных процедур на пути от постановки задачи, целей, планирования ресурсов к нахождению и использованию решений
17 Пример. Аналитичность человеческого знания проявляется и в существовании различных наук, и в дифференциации наук, и в более глубоком изучении все более узких вопросов, каждый из которых сам по себе и интересен, и важен, и необходим. Вместе с тем, столь же необходим и обратный процесс синтеза знаний. Так возникают "пограничные" науки - бионика, биохимия, синергетика и другие.
18 Пример. Философия выявляет и описывает общие свойства всех форм материи; математика изучает некоторые, но также всеобщие отношения. К числу синтетических наук относятся системный анализ, информатика, кибернетика и др., соединяющие формальные, технические, гуманитарные и прочие знания.
19 Вопросы для самоконтроля 1. Каковы основные системные ресурсы общества? 2. Что характеризует каждый тип ресурсов по отношению к материи? 3. Что такое системный анализ? 4. Что входит в предметную область системного анализа? 5. Каковы основные системные методы и процедуры?
20 Темы эссе 1. История системного анализа. 2. Личность, внесшая большой вклад в развитие системного анализа. 3. Системный анализ - как методологическая дисциплина. 4. Системология - как теоретическая дисциплина, теория систем. 5. Системотехника и системотехнологика - как прикладные дисциплины.
21 Атрибуты системного анализа Предметный аналитик (предметно- ориентированный или просто аналитик) - человек, профессионал, изучающий, описывающий некоторую предметную область, проблему в соответствии с принципами и методами, технологиями этой области.
22 Атрибуты системного анализа Системный (системно-ориентированный) аналитик - человек, профессионал высокого уровня (эксперт), изучающий, описывающий системы в соответствии с принципами системного подхода, анализа, т.е. изучающий проблему комплексно. Его основная задача - помочь предметному аналитику принять правильное (сообразующееся с другими системами, не "ухудшающее" их) решение при решении предметных проблем, выявление и изучение критериев эффективности их решения.
23 А Атрибуты системного анализа как научного знания: наличие предметной сферы - системы и системные процедуры; выявление, систематизация, описание общих свойств и атрибутов систем; выявление и описание закономерностей и инвариантов в этих системах; актуализация закономерностей для изучения систем, их поведения и связей с окружающей средой; накопление, хранение, актуализация знаний о системах (коммуникативная функция).
24 Системный анализ базируется на ряде общих принципов принцип дедуктивной последовательности - последовательного рассмотрения системы по этапам: от окружения и связей с целым до связей частей целого (см. этапы системного анализа подробнее ниже); принцип интегрированного рассмотрения - каждая система должна быть неразъемна как целое даже при рассмотрении лишь отдельных подсистем системы; принцип согласования ресурсов и целей рассмотрения, актуализации системы; принцип бесконфликтности - отсутствия конфликтов между частями целого, приводящих к конфликту целей целого и части.
25 Вопросы для самоконтроля Каковы основные системные ресурсы общества? Что характеризует каждый тип ресурсов по отношению к материи? Что такое системный анализ? Что входит в предметную область системного анализа? Каковы основные системные методы и процедуры?
26 Темы для исследований и рефератов Системный анализ - как методологическая дисциплина. Системология - как теоретическая дисциплина, теория систем. Системотехника и системотехнологика - как прикладные дисциплины.
27 Спасибо
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.