Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВасилий Егин
1 1 НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА Исследовательская группа ЦИРКОН Результаты социологического исследования По инициативе и при поддержке
2 2 Цель проекта Цель исследования - получение информации, необходимой для анализа текущего состояния некоммерческих организаций в российских регионах, их ожиданий относительно финансового кризиса в стране и стратегий деятельности в кризисной ситуации.
3 3 Объект исследования Объектом исследования являлись зарегистрированные и реально действующие негосударственные некоммерческие организации (в лице своих руководителей), оказывающие услуги для населения (далее – некоммерческие организации).
4 4 Предмет исследования Предмет исследования состоял из следующих компонент (параметров): 1. Оценка текущей ситуации в деятельности некоммерческих организаций, оказывающих услуги для населения; 2. Восприятие финансового кризиса, оценка произошедших изменений в деятельности некоммерческих организаций в последние несколько месяцев (включая изменения в структуре финансирования, поведении и лояльности различных доноров); 3. Ожидания относительно течения финансового кризиса в стране, его влияния на деятельность некоммерческих организаций, их финансовое положение и т.п.;
5 5 Предмет исследования (продолжение) 4. Стратегии поведения руководства некоммерческих организаций в ситуации кризиса; 5. Возможные системные изменения в деятельности некоммерческих организаций в ситуации кризиса (изменения в управлении, структуре, содержании деятельности и т.п.); 6. Потребности некоммерческих организаций в помощи и поддержке для реализации антикризисных стратегий; ожидания конкретных действий со стороны ключевых стейкхолдеров (другие НКО и их объединения, государство, бизнес, частные и международные фонды, граждане).
6 6 Методология и результаты исследования Методика сбора данных во многом определялась требованиями экономичности. В соответствии с этим был реализован on-line опрос руководителей НКО (с использованием электронной почты для привлечения к опросу). On-line опрос был проведен в сотрудничестве с компанией OMI Russia, специализирующейся на проведении Интернет- опросов. Для реализации on-line опроса использовались базы данных НКО по всей России, в т.ч. База данных НКО ОП РФ. На начальном этапе из баз были отобраны 4134 НКО, имеющие электронный адрес. Затем была проведена сплошная рассылка предложений принять участие в опросе со ссылкой на электронную страницу в Интернет, где можно заполнить анкету. Всего было получено 440 заполненных анкет. Количество НКО, выделенных по косвенным критериям отнесения к некоммерческим организациям, оказывающим социальные услуги населению, оказалось сопоставимым с общим объемом опрошенных НКО. Таким образом, почти все опрошенные НКО (по выделенным косвенным признакам) могут быть отнесены к некоммерческим организациям, оказывающим социальные услуги населению.
7 7 Оценка текущей ситуации и изменений в деятельности НКО за последние несколько месяцев
8 8 Оценка позитивных изменений
9 9 Оценка негативных изменений
10 10 Оценка изменений доходов
11 11 Оценка изменений поступлений (по источникам)
12 12 Оценка изменений расходов
13 13 Оценка изменений спроса (потребности населения в услугах НКО)
14 14 Ожидания относительно течения финансового кризиса и оценка его влияния на собственную организация и сектор НКО в целом
15 15 Ожидания относительно течения финансового кризиса
16 16 Оценка вероятности наступления событий в НКО
17 17 Оценка влияния финансового кризиса на сектор НКО
18 18 Оценка изменений потребности в услугах НКО
19 19 Стратегии поведения НКО в ситуации кризиса
20 20 Приоритетные области «антикризисной» деятельности НКО
21 21 Стратегии НКО в области финансов и экономики (1)
22 22 Стратегии НКО в области финансов и экономики (2)
23 23 Действия НКО по оптимизации человеческих ресурсов
24 24 Действия НКО для самопродвижения на «рынке»
25 25 Действия НКО по привлечению внимания общественности
26 26 Действия НКО для повышения эффективности внутреннего управления
27 27 Ожидания НКО конкретных действий со стороны ключевых стейкхолдеров
28 28 Субъекты смягчения последствия кризиса для НКО
29 29 Потребности в дополнительных видах помощи со стороны государства
30 30 Потребности в дополнительных видах помощи со стороны объединений и ассоциаций НКО
31 31 Потребности в дополнительных видах помощи со стороны частных и международных фондов
32 32 Потребности в дополнительных видах помощи со стороны коммерческих компаний
33 33 Основные выводы (1) 1. За прошедшие «кризисные» месяцы изменения в деятельности НКО носили в большей степени негативный, чем позитивный характер. Среди негативных последствия кризиса: общее сокращение объемов финансирования, уменьшение доходов и поддержки НКО со стороны бизнеса. Среди позитивных – увеличение количества добровольцев, рост спроса на услуги НКО. 2. Наиболее готовыми к кризису оказались НКО, которые уже диверсифицировали свои источники финансирования или задумались об этом.
34 34 Основные выводы (2) 3. В отношении будущего как собственной организации, так и всего сектора НКО доминируют пессимистические настроения: руководители НКО ожидают снижения доходов и увеличение расходов собственной организации, снижения уровня финансирования «третьего сектора», уменьшения количества сотрудников в своей НКО и работников в «третьем секторе», снижения общего количества некоммерческих организаций, и объемов их деятельности, увеличения государственного контроля над НКО
35 35 Основные выводы (3) 4. Несмотря на пессимистически настроения и прогнозы, подавляющее большинство НКО намерены продолжать деятельность и развиваться. Готовность к закрытию и смене статуса проявили небольшое число организаций. Многие НКО даже в условиях кризиса готовы расширять свою деятельность, чтобы ответить на возрастающий запрос со стороны населения.
36 36 Основные выводы (3) 5. Зафиксировано наличие двух типов стратегий выживания НКО в условиях кризиса. Первая связана с установкой на экономию и ресурсосбережение. Вторая – с ориентацией на «инновации» и повышение эффективности деятельности организации. Обе стратегии (и прежде всего вторая) во многом основаны на ожиданиях серьезной внешней финансовой поддержки (главным образом от государства).
37 37 Основные выводы (4) 6. Основным субъектом, влияющим на развитие НКО (в том числе в условиях экономического кризиса) является государство, власть (в т.ч. муниципальная). Причем характер этого влияния в большей степени «патерналистский», контролирующий, чем «разрешительный» и регулирующий. Б олее того, у НКО фиксируется готовность принять «патерналистский» тип взаимодействия с властью. Указанная готовность во многом обусловлена пониманием того, что в ситуации кризиса государство осталось практически единственным стейкхолдером, имеющим средства для поддержки некоммерческого сектора.
38 38 Основные выводы ( 5 ) 7. В настоящих условиях для государства создается возможность осуществления масштабных социальных инвестиций в некоммерческий сектор путем постановки общественно важных задач и выделения средств на реализацию социально-значимых проектов. Ключевой проблемой при этом является эффективность указанных инвестиций. Вместе с тем опрос показал наличие явно выраженной готовности НКО к повышению эффективности своей деятельности. Данная тема становится доминирующей в их антикризисных стратегиях.
39 39 Дополнительная информация Более подробная информация о проекте может быть получена в Исследовательской группе ЦИРКОН Тел ,
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.