Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемТимофей Семибратов
1 Социальные аспекты информатизации управления Представление дисциплины
2 2 Общие сведения по дисциплине Название Социальные аспекты информатизации управления Читается для специальностей «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» «Прикладная информатика в экономике» Важность изучения дисциплины Изучение мирового и отечественного опыта применения информационных технологий, влияние внедрения информационно- коммуникационных технологий на общество лежит в основе данной дисциплины. Сфера профессионального использования Полученные в результате изучения данного курса аналитические знания, с одной стороны, влияния информатики на социальные системы и процессы, с другой стороны, влияния социальной среды на создание программных и аппаратных средств, могут быть в дальнейшем использованы для объективной оценки и нахождения оптимального решения задач профессиональной области.
3 3 Краткое описание дисциплины Курс посвящен изучению проблем формирования качественно новых, социоинформационных структур современного общества – таких, как сетевые телекоммуникации, позволяющие людям общаться без политических, географических, временных и иных ограничений, а также анализу их влияния на создание программных и аппаратных средств, доступных самому широкому кругу пользователей, например, по критериям простоты и стоимости. В рамках данной дисциплины также рассматриваются основы современных направлений интеллектуального ведения и сопровождения бизнеса: Knowledge Management и Business Intelligence.
4 4 Цели и задачи преподавания дисциплины Основной целью дисциплины является формирование у студентов знаний основных проблем информатизации современного общества, обусловленных следующими причинами: во-первых, современное общество переживает переходный этап от индустриального общества к постиндустриальному, или информационному; во-вторых, данный переход вызывает лавинообразные изменения в социальной структуре современного общества; в третьих, данные изменения имеют радикальный характер. В современном информационном обществе роль капитала выполняет информация, которую, подобно капиталу, можно накапливать, и, в этом смысле, национальные информационные ресурсы определяют экономику и богатство страны. Становление постиндустриального общества способствует революции в организации, функционировании, обработке знаний.
5 5 Место дисциплины среди смежных дисциплин Данная дисциплина требует предварительного изучения курсов информатики, информационных технологий, экономических дисциплин. В то же время дисциплина «Социальные аспекты информатизации управления» предполагает изучение основных вопросов «Социальной информатики», возникновение которой обусловлено настоятельной потребностью выделения в предметном поле информатики, как базовой науки, этого особого направления.
6 6 Начальные знания Для успешного освоения курса требуется знание основ информатики, обработки электронных документов различных форматов.
7 7 Итоговые знания, умения и навыки В результате изучения дисциплины студенты должны иметь ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: о роли и месте информационных технологий в различных предметных областях; способах реализации информационных технологий с помощью вычислительной техники. В результате изучения дисциплины студенты должны получить ЗНАНИЯ: основных понятий социальной информатики; этапов возникновения информационного общества; технологии, поддерживающей процесс внедрения системы «управления знаниями»; понятий и принципов информационно-консалтинговой деятельности. В результате изучения дисциплины студенты должны приобрести УМЕНИЯ И НАВЫКИ: создавать и модифицировать документы различных форматов, применяя при этом соответствующие программные средства; работать с управленческой информацией с элементами делопроизводства; выполнять сравнительные оценки и делать аналитические выводы.
8 8 Содержание лекционного курса Тема 1. Социальная информатика. Тема 2. Информационное общество. Тема 3. Управление знаниями (Knowledge Management). Тема 4. Информационный консалтинг.
9 9 Тема 1. Социальная информатика Первая тема курса является вводной в изучение возникновения и становления «Социальной информатики» как науки. Основные задачи изучения данной темы: определить предпосылки возникновения социальной информатики; изучить истоки системоцентричности мировоззрения человека второй половины XX в.; выяснить социокультурные последствия информатизации общества.
10 10 Тема 2. Информационное общество Вторая тема курса целиком посвящена рассмотрению этапов возникновения информационного общества. В качестве основных моментов данной темы можно выделить следующие: понятие «информации» как социального ресурса; этапы развития информационных технологий; информатизации обществ; развитие российского рынка деловых программ.
11 11 Тема 3. Управление знаниями (Knowledge Management) В данной теме Вы познакомитесь с понятием «управление знаниями» (УЗ) и технологиями, поддерживающими процесс внедрения УЗ. Задачи: изучить функции и грани управления знаниями, а также стратегии эффективного формирования и использования знаний в организациях.
12 12 Тема 4. Информационный консалтинг В данной теме рассматриваются понятие и принципы информационно-консалтинговой деятельности. Задачами является изучение методического инструментария информационного консалтинга; определение взаимосвязи информационного консалтинга с другими науками; характеристика и анализ взаимодействия различных показателей информационного ресурса.
13 13 Семинарский практикум Семинар 1. Наука «Информатика». Великие ученые. Семинар 2. Предпосылки возникновения социальной информатики. Семинар 3. Истоки современного системного мышления. Семинар 4. Социальная информатика: понятие, цели и задачи. Семинар 5. Информация – социальный ресурс. Семинар 6. Этапы развития информационных технологий. Семинар 7. Понятие информационного общества. Семинар 8. Российский рынок деловых программ: состояние и тенденции развития. Семинар 9. Направления оценки и критерии выбора программного обеспечения.
14 14 Семинарский практикум Семинар 10. Рекрутинговые компании. Резюме. Семинар 11. Деловое письмо как носитель информации. Семинар 12. Черты новой экономики. Интеллектуальный капитал: сущность, структура, оценка. Семинар 13. Управление знаниями. Семинар 14. Стратегии эффективного формирования и использования знаний в организациях. Семинар 15. Инженерия знаний. Системы поддержки принятия решений. Семинар 16. Информационный консалтинг. Семинар 17. Информационный ресурс.
15 15 Контрольные мероприятия Предварительный контроль Тест Текущий контроль Выступления на семинарских занятиях, выполнение практических заданий Итоговый контроль Зачет
16 16 Глоссарий Глоссарий – обеспечивает толкование и определение основных понятий, необходимых для адекватного осмысления материала. Например: 1. Автоматизированная информационная система – совокупность информационных технологий и комплекса программно-технических средств, осуществляющих информационные процессы в человеко-машинном или автоматическом режиме. 2. Бенчмаркинг – особая управленческая процедура, которая состоит в том, что в практику работы организации внедряются технологии, стандарты и методы работы лучших организаций–аналогов. 3. Бизнес-данные – информация о людях, местах, вещах, правилах ведения бизнеса и событиях.
17 17 Список литературы Основная Бирюков А. Информационный консалтинг в России. Планета КИС 2000/PC Week/Re 00/44. Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. СПб.: Питер, Гринберг А. С., Король И. А. Информационный менеджмент. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Джанетто К., Уиллер Э. Управление знаниями. Руководство по разработке и внедрению корпоративной стратегии управления знаниями / Пер. с англ. Е.М. Пестеревой – М.: Добрая книга, – 192 с., илл. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика. Уч. Пособие. – М.: Деловая книга, 2000 г. – 350 с. Лапин Н. И. Социальная информатика: Основания, методы, перспективы / Отв. ред. Н.И. Лапин. Изд. 2-е, стереотипное. – М.: Ком Книга, – 216 с. Соколова И.В. Социальная информатика: социологические аспекты. – М.: Союз, 1998.
18 18 Список литературы Дополнительная Гаврилова Т.А., Червинская К.Р. Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем. М.: Радио и связь, Гульковский А. В., Рысюк В. Н. Управленческое консультирование. Вопросы и ответы. М.: ЮРКНИГА, Информациология и информационная политика /Под ред. Попова Л.Г. - М.:Луч, – 276 с. Информационное общество: истоки, проблемы тенденции /Под ред. А.А. Иванова. М.: Институт развития информационного общества, с. Коротков Э. М. Исследование систем управления. М., Костров А. В. Основы информационного менеджмента: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, Ракитов А.И. Информация, наука, техника в глобальных исторических измерениях. – М.: ИНИОН РАН, Сенге П. «Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации». М.: Олимп-Бизнес, 1999.
19 19 Самостоятельная работа Темы рефератов 1. Информационное обеспечение органов законодательной власти. 2. Интернет - порталы как элемент технологии электронного правительства. 3. Информационное обеспечение судебной деятельности. 4. Информационные технологии управления в налоговой сфере. 5. Информационные технологии управления в бюджетной сфере. 6. Системы автоматизации делопроизводства органов государственного управления. 7. Защита информации в муниципальных информационных системах. 8. Использование экспертных систем в управлении муниципальным образованием. 9. Информационные системы управления муниципальной недвижимостью. 10. Построение распределенных информационных систем федерального, регионального и муниципального уровней.
20 20 Сведения об авторе ФИО: Игрунова Светлана Васильевна Место работы: БелГУ, факультет КНиТ Ученая степень: - кандидат социологических наук Должность: доцент Кафедра: прикладной информатики Контактная информация: Адрес: г. Белгород, ул. Победы, 85. БелГУ, факультет КНиТ Рабочий телефон:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.