Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЕлена Евланова
1 Специфика профессиональной деятельности учителя-дефектолога в инклюзивном образовательном пространстве д.п.н, профессор, заведующая кафедрой олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики Московского городского педагогического университета Яковлева Ирина Михайловна
2 Задачи коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ на современном этапе Коррекция и развитие психических процессов. Коррекция и развитие психических процессов. Формирование различных видов деятельности (типичных и ведущих для данного возраста). Формирование различных видов деятельности (типичных и ведущих для данного возраста). Личностное развитие, формирование положительных качеств личности. Личностное развитие, формирование положительных качеств личности. Помощь в познании себя и окружающего мира, ориентировке в природном и социальном мире, социальной адаптации и интеграции; Помощь в познании себя и окружающего мира, ориентировке в природном и социальном мире, социальной адаптации и интеграции; Помощь в овладении компетенциями, необходимыми для каждого возрастного периода. Подготовка к максимально самостоятельной жизни в обществе. Помощь в овладении компетенциями, необходимыми для каждого возрастного периода. Подготовка к максимально самостоятельной жизни в обществе. Организация оптимальных психолого-педагогических условий для развития человека с ОВЗ. Организация оптимальных психолого-педагогических условий для развития человека с ОВЗ.
3 профессиональной компетентности, профессиональной компетентности, оказания помощи, оказания помощи, нравственной ответственности, нравственной ответственности, сотрудничества и автономности, сотрудничества и автономности, креативности и инвариантности, креативности и инвариантности, соблюдения этики, соблюдения этики, педагогического оптимизма, педагогического оптимизма, культуросообразности. культуросообразности. Профессиональные принципы Профессиональные принципы педагога, работающего с детьми с ОВЗ педагога, работающего с детьми с ОВЗ
4 Модель профессиональной компетентности специального педагога (дефектолога) Сущность: готовность к развитию, воспитанию, обучению, социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья Структура: Мотивационно-ценностный, содержательный и деятельностный компоненты. Функциональные компоненты : Изучение ребенка ; выбор технологии обучения, воспитания, развития; осуществление педагогической деятельности; коррекция и оценка. Критерии : 1. Профессионально педагогическая направленность. 2. Профессионально личностные качества. 3. Профессиональ ные компетенции 4. Субъектная позиция. Содержание: 1. Профессионально-гуманистическая направленность. 2. Профессионально-личностные качества. 3. Виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции. Уровни: адаптивный репродуктивный креативный
5 Профессионально-ценностные ориентации педагога, работающего с детьми с ОВЗ признание ценности личности ребенка независимо от его нарушения; направленность на развитие личности в целом, а не только на получение образовательного результата; осознание своей ответственности как носителя культуры и её транслятора для детей с ОВЗ; понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми, требующей больших духовных и энергетических затрат и другие.
6 Профессионально-личностные качества педагога милосердие эмпатия толерантность (терпимость, устойчивость к стрессу, неопределенности, спокойно-доброжелательное отношение к необычному внешнему виду воспитанников, к их нечеткой речи и т.д.), педагогический оптимизм (уверенность в продвижении в развитии такого ребенка, вере в его потенциал. Наряду с этим следует опасаться предъявления завышенных требований к ребенку, ожидания от него более высоких результатов, чем те, на которые он способен) высокий уровень самоконтроля и саморегуляции
7 Профессионально-личностные умения педагога, работающего с детьми с ОВЗ умение наблюдать креативность, творческий подход к решению проблем, задач педагогической работы умение соблюдать конфеденциальность служебной информации и личных тайн воспитанника
8 Виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции Диагностическая деятельность включает первичное дефектологическое обследование, систематическое наблюдение за динамикой и коррекцией психического, интеллектуального, эмоционального, социального развития, прогнозирование возникновения трудностей в освоении образовательной программы, определение причин и механизмов уже существующих учебных проблем.
9 Виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции Дидактическая (готовность определять общие и конкретные задачи обучения, способность учитывать в учебно-воспитательном процессе психологические, возрастные, индивидуальные особенности обучающихся, а также особенности нарушения, готовность осуществлять, опираясь на специальные дидактические принципы, руководство познавательной деятельностью обучающихся, давать адекватную оценку их деятельности). Для ребенка с ОВЗ разрабатывается адаптированная образовательная программа, которая включает в себя программу коррекционной работы. Специальные задачи – формирование положительной мотивации к обучению, восполнение пробелов предшествующего обучения.
10 Виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции Коррекционно-развивающая деятельность направлена на максимально возможную коррекцию отклонений к развитии ребенка с ОВЗ и включает целенаправленную работу по развитию сенсомоторной сферы, общения, познавательной, эмоциональной и поведенческой сфер.
11 Виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции Консультативная деятельность ориентирована на взаимодействие с родителями и педагогами с целью обеспечения их своевременной необходимой информацией для более качественной помощи ребенку с ОВЗ. Дефектолог консультирует администрацию, педагогов по вопросам организации специальных образовательных условий и среды для школьников с ОВЗ. Консультирование родителей проводится с целью помощи им в вопросах обучения и воспитания ребенка, информирования о его школьных успехах и трудностях и пр.
12 Диагностический комплекс: профессиональная направленность личности (тест Дж.Голланда); профессиональная направленность личности (тест Дж.Голланда); изучение коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1, В.В.Синявский и Б.А.Федоришин); изучение коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1, В.В.Синявский и Б.А.Федоришин); понимание невербальных знаков (опросник понимания педагогом невербальных знаков, Р.О.Агавелян); понимание невербальных знаков (опросник понимания педагогом невербальных знаков, Р.О.Агавелян); уровень эмпатии (методика диагностики уровня эмпатических способностей. В.В.Бойко); уровень эмпатии (методика диагностики уровня эмпатических способностей. В.В.Бойко); уровень субъективного контроля (метод исследования уровня субъективного контроля (УСК); уровень субъективного контроля (метод исследования уровня субъективного контроля (УСК); уровень самооценки (методика «Самооценка личности»); уровень самооценки (методика «Самооценка личности»); статус в группе (вариант социометрической методики). статус в группе (вариант социометрической методики).
13 Виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции Просветительская деятельность направлена на информирование социума о людях с ОВЗ, на формирование у окружающих гуманного отношения к детям с ОВЗ.
14 Виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции Методическая (готовность к целеполаганию, проектированию, планированию, реализации и диагностике учебного процесса и грамотной корректировке результатов обучения). Включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, собственно участие в мероприятиях, а также оформление документации. Организационная деятельность предполагает создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития школьника с ОВЗ, включая организационную координацию деятельности всех социальных институтов и служб в оказании полного комплекса услуг семье и ребенку.
15 Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2008 Гэри Банч Включающее образование (основные стратегические подходы к работе в интегративном классе). – М., 2005 Яковлева И.М. Подготовка педагогов для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (учебно-методическое пособие). - М.: Издательство «Спутник+», Ямбург Е.А., Забрамная С.Д. Управление службой сопровождения детей в условиях образовательной организации. – М.: Бослен, 2013.Литература:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.