Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЗинаида Чебакова
1 КУРС «Компьютерные технологии обучения» *** Тема «Теоретические основы образования и обучения »
3 Соотношение технологических понятий
5 Определения педагогической технологии 1) ПТ - это описание педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату. 2) ПТ включает целостный процесс постановки целей, постоянное обновление учебных планов и программ, тестирование альтернативных стратегий и учебных материалов, оценивание педагогических систем в целом и установление целей заново, как только становится известной информация об эффективности системы. (С.Сполдинг). 3) ПТ - это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования. 4) ПТ - это алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся на основе проектирования всех учебных ситуаций ( Пальчевский, Фридман). 5) ПТ - это описание, проект процесса формирования личности (А.П.Беспалько). 6) ПТ - это научно обоснованное предписание эффективного осуществления педагогического процесса (Цветков). 7) ПТ - есть комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний (Ассоциация по педагогическим коммуникациям и технологии США).
6 Существенные признаки ПТ: диагностическое целеобразование, результативность, экономичность, алгоритмируемость, проектируемость, целостность, управляемость, корректируемость, визуализация.
7 Цель поставлена диагностично, если: дано настолько точное описание формулируемого качества, что его можно безошибочно дифференцировать от любых других качеств; имеется способ, "инструмент" для однозначного выделения диагностируемого качества; существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерений.
8 Экономичность Экономичность выражает качество ПТ, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда преподавателя
9 воспроизводимости технологий обучения алгоритмизированность, проектируемость, целостность и управляемость) отражают различные стороны идеи воспроизводимости технологий обучения.
10 Корректируемость Корректируемость предполагает возможность постоянной оперативной обратной связи, последовательно ориентированной на четкое целеполагание. Визуализация Визуализация затрагивает вопросы применения различной аудиовизуальной и электронно- вычислительной техники, а также конструирования и применения различных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий.
13 Информационные технологии обучения
14 методическая система Если методическая система (ПТ) отвечает на вопросы: чему учить? как учить? зачем учить?, технология обучения то технология обучения, прежде всего, отвечает на вопрос как учить с одним существенным дополнением: как учить результативно.
17 В основе современных педагогических технологий лежат модели, описывающие: образовательный процесс, предметную область, субъектов вовлеченных в образовательный процесс.
19 Структура концепций и принципов принятия решений Методология принятия решений, как и методология любой теории, базируется на совокупности концепций и принципов
20 Основные компоненты Принципы обучения Задачи обучения Принцип направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования и общего развития обучаемого. Содержание обучения Принцип научности, систематичности и последовательности обучения. Методы обучения и соответствующие им средства Принцип наглядности обучения, сочетания различных методов, а также средств обучения в зависимости от задач и содержания обучения. Формы о ганизации обучения Принцип сочетания различных форм обучения в зависимости от задач, содержания и методов обучения. Условия для обучения Принцип создания необходимых условий для обучения. Результаты обучения Принцип прочности, осознанности и действенности результатов образования, воспитания и развития Основные компоненты процесса обучения
21 Понятие о методах обучения и их классификация Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
22 По источнику передачи и восприятия учебной деятельности По логике передачи и восприятия информации По степени самостоятельн ости мышления По степени управления учебной работой Словесные ИндуктивныеРепродуктивн ые Под руководством преподавателя Наглядные ДедуктивныеПроблемно- поисковые Самостоятель ная работа обучаемых Понятие о методах обучения и их классификация 1 группа методов
23 Методы стимулирования интереса к учению Методы стимулирования ответственности и долга Познавательных игр Убеждения в значимости учения Учебных дискуссий Предъявления требований Создание эмоционально- нравственных ситуаций Организационно- деятельностные игры Поощрения и наказания Понятие о методах обучения и их классификация 2 группа методов
24 Методы устного контроля и самоконтроля Методы письменного контроля и самоконтроля Методы практического контроля и самоконтроля Индивидуальный опрос Письменные контрольные работы Машинный контроль Фронтальный опрос Письменные зачеты Контрольно- лабораторный контроль Устные зачеты Письменные экзамены Устные экзамены Письменные работы Понятие о методах обучения и их классификация 3 группа методов
25 Роль мотивации в обучении Разнообразные исследования структуры деятельности человека неизменно подчеркивают необходимость наличия в ней компонента мотивации. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.
26 В дидактике установлена следующая закономерность. Чем в большем числе аспектов был обоснован преподавателем выбор методов обучения (в перцептивном, гностическом, логическом, мотивационном, контрольно-оценочном и др.), тем более высокие и прочные учебно-воспитательные результаты будут достигнуты в процессе обучения, причем за меньшее время. Критерии выбора методов обучения
27 Соответствие методов принципам обучения. Соответствие целям и задачам обучения. Соответствие учебным возможностям обучаемых: возрастным, психологическим; уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития). Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения. Соответствие возможностям вспомогательных средств обучения. Соответствие возможностям самих преподавателей. Соответствие содержанию данной темы.
28 Наименован ие решения Характеристика данного уровня принятия решения Стереотипные решения Педагог неизменно отдает предпочтение определенному стереотипу применения методов обучения независимо от специфики задач содержания, особенностей обучаемых. Решения типа проб и ошибок Педагог пытается менять выбор методов с учетом конкретных условий, но делает это путем стихийных проб, допуская ошибки, избирая новый вариант и вновь без научного обоснования выбора. Оптимизиров анные решения Решения, которые принимаются путем научно обоснованного выбора наиболее рациональных методов для данных условий с точки зрения некоторых определенных критериев. Уровни принятия решения о выборе методов обучения
29 Словесные методы Наглядные методы.Практические методы При решении каких задач этот метод применяется особенно успешно. При формировании теоретических и фактических знаний Для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам. Для развития практических умений и навыков. При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод. Когда материал носит преимущественно теоретико- информационный характер. Когда содержание учебного материала может быть представлено в наглядном виде. Когда содержание темы включает практические упражнения, проведение опытов. При каких особенностях учащихся рационально применять этот метод. Когда обучаемые готовы к усвоению информации соответствующим словесным методом. Когда правильно оформлен интерфейс. Когда обучаемые готовы к выполнению практических заданий. Какие возможности должен иметь преподаватель для использования данного метода. Когда преподаватель хорошо владеет этим видом словесных методов. Когда преподаватель подготовлен самым тщательным образом и использовал индивидуальный подход к каждому обучаемому. Когда преподаватель располагает необходимым материалом для проведения опытов и упражнений. Уровни принятия решения о выборе методов обучения
30 Репродуктивные методы Поисковые методы При решении каких задач этот метод применяется особенно успешно. Для формирования знаний, умений и навыков. Для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода. При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод. Когда содержание темы слишком сложно или весьма просто. Когда материал имеет средний уровень сложности. При каких особенностях учащихся рационально применять этот метод. Когда обучаемые еще не готовы к проблемному изучению этой темы. Когда обучаемые подготовлены к проблемному изучению данной темы. Какие возможности должен иметь преподаватель для использования данного метода. Здесь проблемные методы могут применять обучаемыми избирательно. Когда преподаватель имеет время для проблемного изучения темы и хорошо владеет поисковыми методами обучения. Уровни принятия решения о выборе методов обучения
31 Индуктивные методы Дедуктивные методы При решении каких задач этот метод применяется особенно успешно. Для развития умения обобщать, осуществлять умозаключения от частного к общему. Для развития умения осуществлять умозаключения от общего к частному, развития умения анализировать явления. При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод. Когда содержание изложено индуктивно или его следует изложить так. Когда содержание темы изложено дедуктивно или его следует изложить так. При каких особенностях учащихся рационально применять этот метод. Когда обучаемые подготовлены к индуктивным рассуждениям или затрудняются в дедуктивных рассуждениях. Когда обучаемые подготовлены к дедуктивным рассуждениям. Какие возможности должен иметь преподаватель для использования данного метода. Когда преподаватель владеет индуктивными методами Когда преподаватель владеет дедуктивными методами и имеет соответствующие дидактические разработки. Уровни принятия решения о выборе методов обучения
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.