Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемИрина Теплякова
1 ТИПЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ : НЕДОСТАТОЧНОЕ Проект ОМЦ _ центр « Развитие »
2 Понятие « отклоняющееся развитие » Любое отклонение отдельной функции или системы психических функций от « программы развития » вне зависимости от знака этого изменения «+» или «-» ( опережение или запаздывание ), выходящее за пределы социально - психологического норматива, определяемого для данной образовательной, социокультурной или этнической ситуации и данного возраста ребенка, следует рассматривать как отклоняющееся развитие данной функции или системы психических функций. Ребенок, демонстрирующий подобные феномены, должен быть отнесен к категории детей с отклоняющимся развитием.
3 Типология отклоняющегося развития 1) Недостаточное ( тотальное недоразвитие, задержанное развитие, парциальная несформированность ВПФ ); 2) Асинхронное ( дисгармоническое развитие, искаженное развитие ); 3) Поврежденное ( локально поврежденный тип развития, диффузно поврежденный тип развития ); 4) Дефицитарное развитие ( раннее и позднее дефицитарное развитие ).
4 Специфика вариантов недостаточного развития Недостаточность по отношению к средненормативному всех ( тотальное, задержанное ) или отдельных ( парциальное ) психических функций ; Преимущественно страдают произвольная регуляция психической активности и пространственно - временные представления.
5 Произвольность психической активности Структура произвольности психической активности. 1- ый уровень – произвольность сенсомоторной активности ; 2- ой уровень – произвольность регуляции ВПФ ; 3- ий уровень – произвольность эмоциональной регуляции.
6 Пространственные и пространственно - временные представления Овладение пространством собственного тела. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела ( по отношению к собственному телу ): - топологические представления ; - координатные представления ( сторонность ); - метрические представления ( насколько далеко ). Уровень вербализации пространственных представлений. Лингвистические представления ( пространство языка ).
7 ГРУППА « НЕДОСТАТОЧНОЕ РАЗВИТИЕ » Тотальное недоразвитие Задержанное развитие Парциальная несформированность ВПФ
8 Рис. Типология отклоняющегося развития : недостаточное развитие.
9 Темпово задержанный тип развития ( гармонический инфантилизм ) Задержанное развитие
10 Показатели развития Внешний вид, специфика поведения. Выглядит младше своего возраста, живой, непосредственный ; Особенности латерализации не специфичны : у ребенка может быть как типичная латералиация, так и наблюдаться знаки левшества ; Темповые характеристики : импульсивность, свойственная более младшему возрасту, низкая работоспособность во всем, что не касается игровой деятельности ;
11 Показатели развития Регуляторные функции сформированы недоста точно, но гармонично по отношению к уровню общего психического развития ; Адекватность, критичность, обучаемость : достаточные в соответствии с актуальным психофизическим развитием ; Развитие когнитивной сферы соответствует уровню актуального психофизического развития, на котором находится ребенок ;
12 Показатели развития Игровая деятельность. Все составляющие игры ( интересы, мотивация, операциональная сторона ) соответствуют уровню актуального психофизического развития ; Особенности эмоционально - личностного развития. Живой, непосредственный, инфантильный. У школьников преобладает игровая мотивация и выраженные игровые интересы ;
13 Показатели развития Коррекционно - развивающая работа. Развивающая работа, специфичная для того возраста, который демонстрирует ребенок. Развитие произвольной регуляции, двигательная и когнитивная коррекция. Работа проводится через игровой компонент с учетом игровой мотивации ; Другие специалисты. В некоторых случаях необходимо подключение логопеда по формированию звукопроизношения.
14 Неравномерно задержанный тип развития ( дисгармонический инфантилизм ) Задержанное развитие
15 Показатели развития o Внешний вид, специфика поведения. Выглядит младше своего возраста, но могут быть нарушения зрения, соматические заболевания ; o Особенности латерализации. Чаще выявляются знаки левшества, особенно при наличии соматических заболеваний ; o Темповые характеристики. Работоспособность снижена. При соматических заболеваниях может быть снижена существенно ;
16 Показатели развития o Регуляторные функции. Могут быть несколько более зрелыми, чем при темпово задержанном типе развития ; o Адекватность, обучаемость. Достаточные по возрасту. Критичность может быть несколько снижена ; o Развитие когнитивной сферы. Какая - либо специфика отсутствует ;
17 Показатели развития o Игровая деятельность. В игре более выражены ( по сравнению с темпово задержанным типом развития ) аффективные компоненты. Игровые интересы в целом соответствуют возрасту ребенка. В играх может быть эмоционально неуравновешен ; o Особенности эмоционально - личностного развития. В целом преобладает игровая мотивация, игровые интересы. Дети могут быть капризны, упрямы. Самооценка, как правило, несколько завышена ;
18 Показатели развития o Коррекционно - развивающая работа. Развитие произвольной регуляции, в том числе двигательная коррекция, коррекция аффективной сферы. Работа проводится через игровой компонент с учетом игровой мотивации ; o Другие специалисты. Семейный психотерапевт ( для разъяснительной работы с родителями ). При наличии соматических заболеваний - профильный специалист.
19 С преобладанием несформированности регуляторного компонента Парциальная несформированность ВПФ
20 Показатели развития Внешний вид, специфика поведения. Физическое развитие в целом соответствует возрасту. В поведении наблюдается выраженная двигательная и речевая расторможенность, импульсивность. Ребенок легко отвлекаем. Общая моторика негармонична ; Особенности латерализации неспецифичны ; Темповые характеристики деятельности крайне неравномерны. Ребенок быстро пресыщаем. Работоспособность в целом незначительно снижена ;
21 Показатели развития Регуляторные функции недостаточны, вплоть до выраженной несформированности, когда поведение становится плохо управляемым ( в тяжелых случаях ). Произвольность может быть выраженно несформирована даже на уровне игровой деятельности ; Адекватность, критичность снижены. Обучаемость достаточная при внешней организации ;
22 Показатели развития Развитие когнитивной сферы. Недостаточная сформированность всех произвольных видов ВПФ. Наиболее затруднена работа по образцу. При возможности внешней организации деятельности результативность выполнения заданий может соответствовать условно нормативным показателям ; Игровая деятельность. Выраженно непоследователен, часто конфликтен. Игра характеризуется как импульсивная. Затрудняется в удержании роли ;
23 Показатели развития Особенности эмоционально - личностного развития. Импульсивен, эмоционально лабилен, агрессивен. Самооценка неустойчивая ; Коррекционно - развивающая работа. Формирование произвольности и функции программирования и контроля. Хорошее структурирование ( стереотипизация ) образовательной среды и режима жизни ; Другие специалисты. Наблюдение невролога ( ЭЭГ, РЭГ и т. п.), детский психиатр, нейропсихолог, в отдельных случаях логопед.
24 С преобладанием несформированности вербального, вербально - логического компонента Парциальная несформированность ВПФ
25 Показатели развития Внешний вид, специфика поведения. Как правило соответствует возрастным показателям. Часто ребенок моторно неловок, скован ; Особенности латерализации. Как правило присутствуют те или иные знаки левшества ( неустоявшаяся или смешанная латерализация ); Темповые характеристики. Быстро наступают признаки утомления, темп неравномерен, чаще снижен, особенно при работе с вербальными заданиями. На фоне утомления может появляться как импульсивность, так и выраженная вялость, потеря интереса ;
26 Показатели развития Регуляторные функции. Незначительная несформированность регуляторных функций, особенно на фоне утомления ; Адекватность, критичность достаточные. Обучаемость может быть несколько замедленной ; Развитие когнитивной сферы. Невысокая речевая активность, сужение объема активного внимания, слухоречевого запоминания. Выраженная несформированность пространственных и квазипространственных представлений. Вторично затруднен конструктивный праксис. Как следствие затруднено понимание и продуцирование причинно - следственных отношений, понимание сложных речевых конструкций ;
27 Показатели развития Игровая деятельность. Спецификой игры являются некоторые трудности саморегуляции. Дети этой группы более успешны в играх невербального плана. Могут быть малоактивны в совместных играх, индивидуальных выступлениях ; Особенности эмоционально - личностного развития. Может быть неуверенность в себе, тревожность. Притязания на успех невысокие. На фоне утомления может проявляться эмоциональная неустойчивость. В общении с людьми такие дети могут быть активными и адекватными ;
28 Показатели развития Коррекционно - развивающая работа. В первую очередь работа по формированию пространственных и квазипространственных представлений. Любые варианты развития креативности, нейропсихологическая двигательная коррекция ; Другие специалисты. Невролог, нейропсихолог, логопед ( как основной специалист по коррекции речевых нарушений ), в отдельных случаях специальный педагог ( дефектолог ), психиатр.
29 С преобладанием несформированности смешанного типа Парциальная несформированность ВПФ
30 Показатели развития Внешний вид, специфика поведения. Не обладает выраженной спецификой : могут быть самые разнообразные проявления – от отсутствия специфичности до отдельных внешних стигм ; Особенности латерализации. Признаки атипии развития являются осложняющим фактором ; Темповые характеристики. Работоспособность и темп психической деятельности в целом снижены, порой значительно. Наряду с этим часто встречается импульсивность деятельности, не обусловленная утомлением, расторможенность, вплоть до грубой ;
31 Показатели развития Регуляторные функции. Регуляция собственной деятельности и произвольность как основа произвольных форм психической деятельности сформирована недостаточно ; Адекватность достаточная. На фоне истощения может снижаться. Критичность может быть как достаточной, так и незначительно сниженной на фоне утомления. Критичность к собственному поведению низкая. Обучаемость : наблюдаются трудности переноса на аналогичный материал, процесс обучения замедлен ;
32 Показатели развития Развитие когнитивной сферы. Наблюдается недостаточность операциональной стороны мыслительной деятельности. Изолированно недостаточны отдельные звенья когнитивной сферы, осложненные несформированностью логических форм мышления, включая уровень элементарной логики. Часто затруднена работа с заданиями невербального плана ; Игровая деятельность. В целом игра более упрощенная, чем при других формах парциальной несформированности ВПФ, преимущественно манипулятивного характера. Дети могут быть значительно расторможены, плохо управляемы в игре ;
33 Показатели развития Особенности эмоционально - личностного развития. Могут быть любые варианты личностных и поведенческих особенностей. Также наблюдается обедненность эмоциональных реакций, их « уплощенность »; Коррекционно - развивающая работа. Все виды коррекционной помощи, начиная с двигательной нейропсихологической коррекции, формирования произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений. Развитие когнитивной сферы. Часто организация индивидуального обучения ; Другие специалисты. Психиатр, невролог, специальный педагог ( дефектолог ), логопед, нейропсихолог.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.