Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЕлена Логинова
1 Компенсирующие технологии в сфере инклюзивного образования Методический семинар (19 декабря 2013 г.)
2 ВИД I вид – глухие дети ; II вид – слабослышащие и позднооглохшие дети ; III вид – незрячие дети ; IV вид – слабовидящие дети ; V вид – дети с тяжелыми нарушениями речи ; VI вид – дети с нарушениями опорно - двигательного аппарата ; VII вид – дети с задержкой психического развития ; VIII вид – дети с нарушением интеллекта.
3 Противоречия между общественным характером образования и индивидуальной формой овладения знаниями, социальными навыками ; между ориентацией учителя на работу с классным коллективом и индивидуальным подходом к учащимся ; между объективной оценкой результатов освоения учебной программы и индивидуальным оцениванием достижений учащегося по отношению к его возможностям ; между стандартизацией, регламентацией образования и его оптимизацией в конкретных условиях ; между стремлением участников процесса к успеху и достижениям – с одной стороны - и заботой о сохранении и укреплении здоровья – с другой.
4 Пути инклюзии Интегрированное обучение : посредством открытия специального класса для данной категории детей ; путем совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе. Специальные классы могут создаваться для определенной категории детей ( с нарушением слуха, или зрения, или задержкой психического развития и др.) или объединять различные категории детей ( с задержкой психического развития и умственной отсталостью и др.).
5 Интегрированному обучению по программе общеобразовательной школы подлежат дети имеющие снижение слуха ( в речевой области ) до 60 Дб без сопутствующих отклонений в развитии ; имеющие остроту зрения не ниже 0,1 без сопутствующих отклонений в развитии ; имеющие нарушения опорно - двигательного аппарата и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития ; имеющие задержку психического развития и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития.
6 Критерии отбора детей для интегрированного обучения : Возможности ребенка Готовность социальной среды Соответствие образовательной среды школы потребностям ребенка
7 Возможности ребенка Выраженность дефекта Зона ближайшего развития Индивидуальные интеллектуальные особенности Индивидуальные личностные особенности Перспективная одаренность
8 Готовность социальной среды Помощь педагогов Условия семейного воспитания Помощь родителей Помощь сверстников Соответствие среды потребностям ребенка Поддержка родителей сверстников Поддержка одноклассников
9 Основные этапы сопровождения 1. Выявление и анализ проблем и причин отклонений у ребенка ( на уровне школьного психолого - педагогического консилиума ). 2. Определение возможности интеграции конкретного ребенка, условий и форм интеграции. 3. Составление плана интегрированного обучения, включая : определение вида и объема необходимой коррекционной помощи ( образовательной, медицинской и др.); частота, время и место оказания специальной коррекционной помощи специалистов ; оказание дополнительной специальной помощи. 4. Проведение предварительной коррекционной работы, направленной на подготовку к интегрированному обучению ( в условиях общеобразовательной школы ( ПМПк ): с ребенком и его родителями ; с родителями, обучающимися и педагогами массовой школы. 5. Разработка индивидуальных коррекционных программ в зависимости от уровня знаний, возможностей и способностей ребенка ( ПМПк общеобразовательной школы ). 6. Организация и реализация образовательного процесса интегрированного обучения ( в условиях общеобразовательной школы ). 7. Систематическое сопровождение образовательного процесса в условиях интеграции. 8. Оценка результатов обучения ( совместно специалистами ОПМПК и образовательного учреждения ). 9. Анализ выполненных рекомендаций всеми участниками процесса интеграции. 10. Анализ перспективы дальнейшего развития интегрируемого ребенка.
10 Общие принципы и правила коррекционной работы 1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства ( чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности ). 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
11 Эффективные педагогические приемы : игровые ситуации ; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов ; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими ; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
12 Приемы работы с детьми с нарушениями слуха : Учитель, обучающий ребёнка с нарушением слуха в общеобразовательном классе, должен : посадить ребенка за первую парту ; не поворачиваться спиной к обучающемуся ; чётко задавать вопросы, обращаясь к ребёнку ; проверять рабочее состояние слуховых аппаратов ; разрешать детям оборачиваться, чтобы видеть лицо говорящего человека ; широко применять наглядность в целях более полного и глубокого осмысления учебного материала.
13 Приемы работы с детьми с нарушениями зрения : Учитель, обучающий ребёнка с нарушением зрения в общеобразовательном классе, должен : посадить ребенка за первую парту на первом ряду ( ближе к окну ); предусмотреть дополнительный источник освещения на парте ребенка ; не поворачиваться спиной к обучающемуся ; использовать специальные пособия с крупным шрифтом ; дозировать рабочую учебную нагрузку ( правило 7 минут ); чаще переключать виды деятельности ( правило 7 минут ); широко применять наглядность ; чаще проводить физкультурные паузы ( до 3 раз за урок ).
14 Дети с ЗПР Дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками ( чтения, письма, счета ). отсутствие концентрации быстрое рассеивание внимания трудности в функционировании в большой группе трудности самостоятельности излишняя подвижность эмоциональные проблемы
15 Приемы работы с детьми с ЗПР : адаптировать содержание учебного материала, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению ; дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач ; отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей ; отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов ; использовать ориентировочную основу действий ( опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания )
16 Приемы работы с детьми с ЗПР : Учителю необходимо : следить за успеваемостью обучающихся : после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок ; посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание ; поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что - то делают неправильно ; разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления ; требовать структурирования действий при делении и умножении чисел. Повторение таблицы умножения остается хорошим упражнением для слабых в счете обучающихся.
17 Рабочий лист Крупный шрифт Одна яркая схема Три задания равной сложности Два задания повышенной сложности ( обычные учебные задания ) Места для записи ответов Место для фиксирования диалога и рефлексии
18 Карточка Термин для записи под диктовку ( выделить жирным шрифтом 3 ключевых слова ). Индивидуальное задание с ячейками для самозаписи. Задание на продолжение ряда или группировку.
19 Шаблон для структурирования текста Фрагмент текста параграфа Инструкция ( требуется найти определяемые слова в тексте ) Тексты определений Карточка для записи ответа
20 Корректурная проба Фрагмент учебного текста с заранее заведенными фактическими ошибками Инструкция ( сравнение текста пробы с текстом учебника )
21 Web- задание Поиск картинок, сопровождающих учебный текст. Поиск цветной схемы ( картинки ) по фрагменту черно - белой картинки. Поиск в Wiki. Поиск и просмотр роликов YouTube по заданным параметрам.
22 Работа в паре Контроль чтения Контроль поиска ключевых слов Компенсация дефектов Индивидуальные задания обычной сложности ЛВК Плашка домашних заданий
23 Проект УДЕ ( укрупненная учебная задача ). Разнообразие учебных задач. Навык презентации. Задания по уходу за животными, растениями. Индивидуальные задания с четкой структурой.
24 NB В учебном кабинете следует иметь : список детей с ОВЗ ; папку с индивидуальными заданиями по темам. При подготовке к учебному году следует подготовить : примечание в пояснительной записке рабочей программы по индивидуальной части плана ; примечания в рабочей программе по видам и текстам промежуточной аттестации и текущего контроля.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.