Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемТимофей Ясырев
1 Гурвич Ольга Викторовна учитель-логопед ГБДОУ детский сад 58 Приморского района Санкт–Петербурга 2013 Развитие просодической стороны речи. Развитие силы голоса
2 Сила голоса Сила голоса это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Это конкретная физическая величина, измеряемая децибелах. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо. Сила голоса - это не только его громкость, но и сила воздействия на психику: волю, чувства слушателей. Силу голоса можно развивать. Задачи: Выработка навыка громкого произношения Выработка умения варьировать свой голос от тихого к громкому Выработка навыка шёпотной речи Шёпот тихая безголосная речь, при которой слова произносятся без использования голосовых связок.
3 Мы используем сигнальные карточки, отражающие степень громкости. ГРОМКО ТИХО ШЁПОТОМ ВО ВЕСЬ ГОЛОС
4 Пример 1: Ауканье Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: "Ау-ау". Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче. Игровые упражнения с речевой ситуацией, когда разговор между двумя людьми должен происходить на значительном расстоянии и негромко. Пример 2: «Эхо» Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одни громко произносят: "А!" Другие тихо отзываются: "А-а-а". (любые слова)
5 Пример 3 Проговаривание диалогов громким и тихим голосом. Можно хором. Дети делятся на 2 группы и проговаривают диалог по ролям. Потом группы меняются. - ТАНЮШЕНЬКА! - ау! - ПОДРУЖЕНЬКА! - ау! - ИДИ ГУЛЯТЬ! - иду! - ИДИ БЫСТРЕЙ! - бегу! Пример 4 В лесу кричу: АУ! АУ! И мне в ответ: АУ! АУ! Горе кричу: АУ! АУ! Гора в ответ: АУ! АУ! Пример 5 Педагог предлагает произнести мяуканье котёнка (другие звукоподражания), который сидит рядом и просит есть (во весь голос), находится в комнате (громко), находится за дверью (тихо). Можно использовать сигнальные карточки.
6 Игровые упражнения с постепенным наращиванием силы голоса: (Все игры на приближение и удаление звучащих объектов.) Игровое упражнение:«Вьюга» Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу "Вьюга начинается" вы тихо произносите: "У-у-у". «Вьюга усиливается» сила голоса нарастает. По сигналу "Сильная вьюга" говорите громко: "У-у-у". По сигналу "Вьюга кончается" произносите тише и смолкаете по сигналу "Вьюга кончилась". Игровое упражнение: «Гудок паровоза» Изобразим гудок паровоза: "У-у-у-у". Сначала воспроизводим звук приближающегося паровоза, а потом удаляющегося. Игровое упражнение: «Пожарная машина» Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам города и издает пронзительные звуки сирены: "У-у-у-у-у".
7 Игровое упражнение: «Жук» Разводим руки в сто роны, имитируя расправление крыльев жука и, произнося звук : « ЖЖЖЖЖ » - собираемся взлететь. Постепенно следует поднимать руки вверх и од новременно повышать силу голоса. Можно предложить детям изобразить: вой волка, шипение гуся, жужжание комара, мухи, пчелы, свист чайника, плачь ребенка, крик вороны, кукушки и т. д.
8 Игровые упражнения с использованием фонетической ритмики: Игровое упражнение Лёгкий удар кулаками на уровне талии, сказать тихо: ПА, сильно встряхнуть кулаками рук вперёд, сказать громко: ПА. Добавляем силу голоса: ПА – встряхнуть руки вверх. Добавляем шёпотное произношение: ПА – палец у рта. ПА - ПА ПА - ПА - ПА ПА – ПА - ПА - ПА
9 Игровое упражнение: Добавляем шёпотное произношение ПА – палец у рта. Чередуем с громким произношением: ПА_________________ ПА- ПА- Усиливаем громкость: ПА-ПА-ПА __________________ Игровое упражнение: Развести руки в стороны и поднять вверх. Проговаривать слог ПА, начиная с тихого звучания и увеличивая силу голоса по мере поднятия рук. Самое верхнее положение соответствует самому громкому звучанию. ПА________ А _____________ А ___________ А
10 Игровое упражнение: Будем говорить громко и тихо. Движения напоминают взмахи крыльев: поднять руки вверх ПА ____________, опустить вниз Па. Игровое упражнение: Волнообразные движения руками перед собой. Верхнее положение рук соответствует громкому произнесению ПА, нижнее – тихому ПА. ПА_____ А ______А______ А ______А______ А _____А_______ А Движения руками
11 Игровое упражнение: Встать в круг. Громко топая, говорить синхронно громко: ТОП-ТОП- … (шаг – слово). Идти из круга, ступая тихо и прижав палец к губам: топ-топ-топ …. Вариант игры: тоже самое, но хлопаем в ладоши и приговариваем: хлоп – хлоп …. Игровое упражнение Стоя по кругу громко хлопать и говорить: ГРОМКО- ГРОМКО … Стоя по кругу тихо хлопать и говорить: ТИХО – ТИХО …
12 Игровое упражнение: Руки на талии. Сильно топнуть ногой, одновременно сказать: ГРОМКО. Слабый удар другой ногой, сказать: тихо. И так попеременно. Игровое упражнение: Дети стоят по кругу друг за другом. У педагога барабан. Педагог размеренно и тихо стучит в барабан, дети на цыпочках идут по кругу: ПА - ПА - ПА – ПА …. Педагог размеренно, но громко стучит в барабан, дети идут по кругу: ПА - ПА - ПА – ПА ….(в такт ударам) Педагог быстро и тихо стучит в барабан, дети также тихо и быстро идут по кругу: ПА - ПА - ПА – ПА …. Педагог громко и быстро стучит в барабан, дети, топая, быстро идут по кругу: ПА - ПА - ПА – ПА …. Педагог громко и резко ударяет в барабан, дети останавливаются: стоп!
13 Игровые упражнения по изменению силы голоса в тексте. Пример 1: Пальчик о пальчик тихо бьём А потом в ладоши громко бьём Хлопаем в ладоши: бом-бом-бом! Пример 2: Дети стоят по кругу. Руки на поясе. Говорить громко:Ногами топ, ногами топ! Громко топнем: топ – топ – топ! Говорить тихо:Ногами топ, ногами топ! Тихо топнем: топ – топ – топ! Говорить громко:Руками хлоп, руками хлоп! Громко хлопнем: хлоп – хлоп – хлоп! Говорить тихо:Руками хлоп, руками хлоп! Тихо хлопнем: хлоп – хлоп – хлоп! Пример 3: Мы идём. Мы идём Громко песенку поём. Прыгнем раз, прыгнем два Прыгать рады мы всегда Мы идём. Мы идём Тихо песенку поём. Прыгнем раз, прыгнем два Прыгать рады мы всегда
14 Игровое упражнение: Руки приготовлены на уровне талии, пальцы сжаты в щепотку. Постепенно поднимать руки вверх: на разных уровнях высоты раскрывать щепотку в три приёма с одновременным проговариванием: ПА-ПО-ПУ. Слоги произносить с разной интенсивностью от тихого до нормальной громкости и до громкого. Затем при опускании рук понижать голос от громкого к тихому.
15 Игровое упражнение: Изменение силы голоса: ПА ПО ПУ ПИ ПЭ Дети стоят в кругу. Руки согнуты на уровне груди, локти опущены. Дети имитируют игру на пианино. Каждый ряд слогов проговаривается на одном выдохе. Ударный слог выделяется громким голосом и большей амплитудой взмаха руки. Игровое упражнение: Дети сидят, имитируют игру на пианино: Ударяй тихонечко: стук – стук – стук И тогда услышишь нежный звук. Ударяй сильнее: стук – стук – стук И тогда услышишь громкий звук.
16 Игровое упражнение: Проговаривание стихов с разной силой голоса. Пример 1 Пример 2 Шу да шу N голос Не маши тихо Шу а шу N голос Не нурши тихо Шу да шу N голос Скоро ночь усиливать голос Улетай-ка прочь! до громкого! Игровое упражнение: Мышонку шепчет мышь: N голос - Ты что шуршишь, не спишь? тихо Мышонок шепчет мыши: N голос - Шуршать я буду тише. тихо
17 Игровое упражнение: Постепенно изменять силу голоса и поднимать руку, называя месяцы года дни недели этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, усиливая громкость голоса, а затем спускайтесь вниз.
18 Упражнения на выбор адекватной громкости Произносим стихотворения, в изменяя силу голоса в зависимости от смыслового содержания. Слова в тексте подсказывают вам, как нужно прочитать стихи - громко или тихо? Ночь. Уснули улицы. Тише, туча, тише, Гулкие дождинки Не роняй на крыши. Сны приходят к детям. Фонари зажглись. Тише, тише, ветер, В окна не стучись. Л.Яхнин Ветры, бури, ураганы, Дуйте, что есть мочи! Вихри, вьюги и бураны, Разыграйтесь к ночи! В облаках трубите громко, Вейтесь над землею. Пусть бежит в полях поземка Белою змеею! С.Маршак Тише, тише Кот на крыше, (говорить следует почти без голоса). И котята чуть-чуть выше (произнести шепотом). Кот пошел за молоком (произнести с обычной громкостью) А котята кувырком. Кот принес всем молока, (говорить следует громко) Прилег довольный: «Ха! Ха! Ха!» (произнести очень громко) В игре можно использовать другие стихотворения, читая которые также следует менять силу голоса.
19 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.