Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМихаил Недозрелов
1 Тема 1. Предмет истории политических и правовых учений Лекция 1 Цель занятия: Время: 2 часа Вопросы занятия 1.Роль, место и значения курса для юриста 2. Предмет истории политических и правовых учений как становление, развитие политико-правовой идеологии и их периодизация истории политической мысли 3.Конфуцианство, даосизм - характеристика, значение, политико-правовая мысль «гомеровской Греции» 4. Политическая и правовая мысль эпохи эллинизма (IV II в. до н.э.)
2 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. (Федеральный компонент) Критерии оценки политико-правовых доктрин; становление и развитие политико-правовой идеологии; политические и правовые идеи в государствах Древнего мира и средних веков; политические и правовые учения Нового времени; теория естественного права; теория разделения властей; ранний социализм; политические и правовые учения в России; правовые и политические учения Канта и Гегеля; либеральные политико- правовые доктрины; социалистические политико-правовые теории; марксистские политико-правовые учения; основные политические и правовые учения второй половины XIX века (Остин, Еллинек и др.) и XX века (Дюги, Эрлих, Келъзен и др.).
3 РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА Цели и ожидаемые результаты курса Изучив курс «История политических и правовых учений», Вы будете: знать основные направления политической и правовой мысли прошлого и современности; иметь представление о месте и роли истории политических и правовых учений в системе правовых и политических наук; понимать, как соотносятся политические и правовые теории прошлого с современными политико-правовыми идеями и взглядами; уметь логически, грамотно отстаивать свои политические убеждения, свое правопонимание происходящих политических событий, свободно оперировать понятиями и категориями современных политико-правовых доктрин; применять полученные знания в процессе своей практической деятельности. Связь курса с другими дисциплинами Данный курс тесно связан и базируется на таких дисциплинах как «Политология», «Теория государства и права», «История Отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «Социальная философия», «Римское право».
4 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА формирование у студентов знаний об историческом развитии политико-правовой мысли в России и за рубежом, а также использования этих знаний при изучении других юридических дисциплин; приобретение, углубление и расширение знаний о понятии и различных видах политических и правовых учений, о становлении и развитии политико-правовой идеологии; ознакомление с критериями оценки политико-правовых доктрин; изучение современного состояния политико-правовой мысли в России и за рубежом; усвоение понятийного аппарата и научных категорий учебной дисциплины; овладение знаниями и терминологией, понятийным аппаратом в сфере политико-правовой мысли; изучение методологических проблем истории политических и правовых учений; изучение политико-правовой идеологии зарубежных государств.
5 В системе юридических наук и юридического образования история политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. Эта ее особенность обусловлена тем, что в рамках данной юридической дисциплины исследуется и освещается специфический предмет история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий. История политических и правовых учений это дисциплина историко-правового цикла. Больше всего она связана с политологией и теорией государства и права, поскольку к ее предмету относится история выраженных в теоретической форме представлений идеологов различных классов о государстве, праве, политике. Тема 1. Предмет истории политических и правовых учений Изучение истории политико-правовых учений, закономерностей их развития и противоборства актуально уже по той причине, что ряд проблем, относящихся к государству, политике и праву, неоднократно обсуждался, был предметом острейших дискуссий в предшествующие эпохи, в результате чего сложились системы доводов в пользу того или иного решения этих проблем. Таковы проблемы прав человека, соотношения личности и государства, государства и права, демократии и технократии, мира и войны и др. Политико-правовые учения изложены в произведениях политических мыслителей, философов, государственных деятелей, публицистов. Каждая политико-правовая доктрина в различной степени абстрактности отражает современные ей государство, право, политическую жизнь, и уже в силу этого затрагивает интересы тех или иных классов или социальных групп. Именно эта связь с общественно- политическими интересами дает известность самой доктрине, делает ее социально значимой, а тем самым выводит ее за пределы сугубо личных познавательных интересов. Поэтому в истории политических и правовых учений известны лишь те теоретические построения, которые выражали самосознание какой-либо значительной социальной группы.
6 Становление и развитие политико-правовой идеологии Программные положения оценки существующего государства и права, политические цели и задачи. Логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу; Содержательный компонент в виде понятийно- категориального аппарата; Политико-правовая доктрина К О М П О Н Е Н Т Ы Монтескье Ш. Руссо Ж.Ж. Локк Дж.
7 Древний мир. Время, когда господствовала религиозно-мифологическая форма идеологии и политическая мысль не носила четко выраженный характер. Это политико-правовые идеи Египта, Вавилона, Индии и Китая. В развитие политической мысли исключительный вклад внесла Древняя Греция. Ее политическая мысль быстро пришла от мифа к теории Периодизация истории политической мысли Средние века. Эпоха развития идеологии (идейных систем) на основе христианства и проблем им порождаемых. Возникновение ислама в VII в. Эпоха Возрождения и Реформации XIVXVI вв. Осмысление политических явлений и процессов перестало быть монополией церкви. Новое время: XVIIXVIII вв. Век Просвещения и революций в Нидерландах, Англии, США, Франции. Эпоха свободной конкуренции XIX в. Характеризуется расширением понятий свободы, равноправия; появляются понятия либерализма, научного социализма и др. Эпоха монополистического капитала, империализма, социалистических революций, кризиса «реального социализма», конец XIXXX вв. Изменение статуса собственности, расширение экономических функций политической власти. ЭТАПЫЭТАПЫ
8 Политическая мысль Древнего Египта, Шумера, Вавилона Возникновение рабовладельческого государства Древнего Египта относится к IV тысячелетию до н.э. Государство в Египте сложилось в форме централизованной монархии восточной деспотии, во главе которой стоял фараон. Политические и правовые воззрения в Шумере и Аккаде. В древнейших городах Шумера долго сохранялись элементы племенной демократии: народное собрание или собрание воинов и совет старейшин. Только по мере дальнейшего развития рабовладельческих отношений и падения роли свободных общинников практически отбрасываются и многие из этих отживших форм, власть оказывается безраздельно в руках рабовладельцев, а бывший племенной вождь постепенно превращается в царя. Древний Вавилон Одним из интереснейших памятников религиозной и политической мысли является свод законов Хаммурапи, в котором обосновано божественное происхождение власти, существующего порядка вещей. Законы издаются Богом, но через царя. Ведический период. Брахманизм Одну из наиболее разработанных и хорошо сохранившихся систем древнего мировоззрения дала Индия. В первой половине II тысячелетия до н.э. в Индию приходят арийские племена. Эпоха от пришествия ариев до образования первых государств (VI в. до н.э.) получила название ведической по имени древнейших письменных памятников (веды). Веды означает знание, ведение. Корень слова тот же, что и в древнерусском глаголе «ведать», что свидетельствует об общих арийских истоках.
9 Конфуций Конфуций был решительным противником законов «фа», во- первых, из-за того, что они предполагали юридическое равенство, во- вторых, потому что они обычно носили жестокий характер. Правила социальной и семейной иерархии, система правил ли, центральным из которых было человеколюбие, значили для него гораздо больше. Поэтому при коллизии законов (фа) и правил (ли) он отдавал безоговорочное преимущество ли. Конфуцианство длительное время было чрезвычайно влиятельным течением этической, политической и правовой мысли, а во II в. до н.э. было признано в качестве официальной идеологии. Основным этапом идеологии была небольшая по объему, но неисчерпаемо глубокая по содержанию книга «Лунь Юй» («Суждения и беседы»), составленная его учениками на основе своих наблюдений и бесед с учителем. Учение Конфуция, за исключением двух коротких периодов (в III в. до н.э. и 70-е гг. XX столетия), было в Китае предметом безусловного почитания. Конфуцианство является этико-культурной основой, фундаментом китайской и, в значительной мере, всей дальневосточной цивилизации.
10 Конфуцианство Конфуций точнее, Кун-цю или Кун-фуцзы, что означает мудрец (учитель) Кун, родился в 551 г. до н.э. В детстве был не по летам серьезен, отличался прилежанием и удивительной любовью к церемониям. Окончив учение, он получил должность чиновника и «дорос» до поста министра в княжестве Лу. Параллельно Конфуций делился своими взглядами с учениками. Он славился умом, энергией и безупречной честностью. Но не всегда эти качества хорошо встречались другими учеными и правителями. После долгих скитаний в поисках применения своего таланта государственного деятеля он вернулся на родину и последние годы жизни посвятил созданию своей школы и собиранию классических книг и обычаев. Конфуций умер в 479 г. до н.э. в возрасте 72 лет. Его мысли изложены в сборнике «Луньюй» («Беседы и высказывания»), составленном учениками философа в V в. до н.э. Конфуция не слишком занимают проблемы происхождения и сущности мира, небо, загробная жизнь. «Не ведая еще, что такое жизнь, как можно знать, что такое смерть?»; «Не умея служить людям, как можно служить духам?». Он сосредоточен на этом мире, на обществе. Подход его к этим проблемам моралистический, но он политический мыслитель в полном смысле слова, потому что цель его морали не загробная жизнь, а наилучшее, разумное устройство государства. Основу политического учения Конфуция составляет принцип добродетели дэ. Он распространяется на всех людей, причастных к управлению. Управляющие (верхи) должны быть совершенными людьми. Конфуций называет их цзюнь-цзы благородные. Их жизнь подчинена строгим нормам ритуала (ли), которые они отлично знают и неукоснительно соблюдают. Их отличают гуманность, чувство долга и справедливости, стремление к знаниям, верность, мягкость, уважение к старшим. Благородный чиновник всегда следует справедливости дао (это слово первоначально означало путь), готов к опале и отставке, если в поднебесной нет справедливости. Государство он уподобляет гигантской семье: царь отец, старший в роде. Цель государства и царской власти общее благо этой семьи. Призвание царя накормить народ, обогатить и обучить его. Предлагается типично патриархальная или патерналистская концепция власти. Но она приспосабливается к новым условиям, когда сложилась государственность с характерным для нее расколом на богатых и бедных, с огромным аппаратом чиновников, в котором господствуют несправедливость и алчность.
11 Конфуций считает иерархию, деление на благородных и простолюдинов, «темных людей», естественным, хотя и осуждает крайности бедности и богатства, которые подрывают мир в государстве. Никаких демократических тенденций у Конфуция не было. Он порицал простолюдинов, которые не желают примириться со своим местом в обществе. Конфуций симпатизировал феодально-удельной аристократии, правда, не отстаивая наследственных сословных привилегий. Он хотел, чтобы место аристократии заняли цзюнь-цзы люди, благородные не по происхождению, а по нравственным качествам. Принцип «исправления имен» предполагал, что социальный статус каждого человека должен определяться заново, в соответствии с его моральными качествами и поступками. Однако одной нравственности чиновников мало для восстановления пошатнувшихся устоев и справедливости. Основу стабильности Конфуций видел в четкой организации и формализации общественной деятельности, в том, чтобы каждый соблюдал свои обязанности и находился на отведенном ему месте. Конфуций стремился восстановить всю сумму сложившихся веками обычаев и ритуалов, определявших каждый шаг китайцев. Эти правила назывались «ли», своего рода естественное право, освященное многовековой традицией. Пример должны были показать цзюнь-цзы чиновники. Конфуций скептически относился к попыткам управления посредством создания новых законов, подкрепляемых наказаниями. Таким путем можно вызвать страх, но не достигнуть нравственного обновления: «Если управлять с помощью законов и обеспечивать порядок посредством наказаний, говорит Конфуций, люди будут стараться избегать наказаний, но не будут испытывать стыда; если же управлять с помощью дэ и обеспечивать порядок ритуалом, люди будут иметь стыд и станут честными и искренними». Следование ритуалу, обычаю позволяло, по его мнению, избежать насилия и конфликтов.
12 Даосизм Древнекитайская политическая мысль знала и более радикальные, чем у Конфуция, призывы вернуться к прошлому. Речь идет о даосизме, или школе даосов, основанной Лао- Цзы. Достоверных сведений о его жизни нет. Говорят, что он жил в VI в. до н.э., как и Конфуций. Ему приписывается книга «Дао-дэ цзин», хотя известно, что она составлена значительно позже, вероятно, в III в. до н.э. Лао-Цзы понимает дао как первопричину и закон развития Вселенной, которому подвластны и небо, и земля, и природа, и общество. Человек часть природы. Подчинение вечному закону обеспечивает ему счастье в единстве с природой. Все, что придумывали сами люди, отделяет их от дао и ведет к несчастьям. Лао-Цзы одним из первых высказал мысль, что цивилизация, усложнение и усовершенствование жизни, изобретение орудий труда и т.п. ведут человека к утрате первозданного совершенства, спокойствия и самоудовлетворения, чреваты конфликтами и гибелью. Лао - Цзы
13 Политико-правовая мысль «гомеровской Греции» (конец II начало I тыс. до н.э.) Постоянная борьба между отдельными государствами, особенно между крупнейшими из них Афинами и Спартой, сопровождавшаяся государственными переворотами, частыми изменениями форм государственного строя и т.п., привлекала внимание к политическим вопросам, способствовала развитию политической идеологии. Основные политико-правовые идеи, концепции и понятия древнегреческой и древнеримской мысли прочно вошли в сокровищницу всей последующей истории европейской культуры. Политическая и правовая мысль эпохи эллинизма (IV II в. до н.э.) Безразличие к политическим вопросам нашло свое отражение в учении Эпикура ( гг. до н.э.). Эпикурейцы учили, что государство и право возникают из общественного договора, смысл которого состоит в достижении такого положения, при котором люди перестали бы испытывать страх друг перед другом. В этих целях они договариваются не причинять друг другу вреда. Эпикур ( гг. до н.э.) греческий философ эпохи эллинизма. Важнейшей проблемой в социальной философии Эпикура являлась проблема свободы. После Сократа, Платона и Аристотеля, акцентировавших внимание на вопросах долга, обязанностей, общественной необходимости, служения государству, произошло перемещение философского интереса. Проблема индивидуального самоопределения личности внутри социального целого обрела у Эпикура космологическое обоснование. В этом ему помогала атомистическая онтология
14 Вопросы для самоконтроля 1. Как соотносятся между собой объект, предмет и метод истории политических и правовых учений? 2. Напишите, что предопределяет (какие факторы) появление новых политико-правовых учений? 3. Какова периодизация политико-правовых учений? Составьте схему (таблицу). Обоснуйте выбор критерия, положенного Вами в основу этой классификации. Примечание: В целях более глубокого изучения темы используйте возможности электронного учебно-методического комплекса по специальности.
15 ЛИТЕРАТУРА Основная литература 1. История политических и правовых учений. Под ред. Нерсесянца B.C. M., История политических и правовых учений. Под ред. Лейста О.Э. М., (Есть другие издания). 3. Сидоров А.И. История политических и правовых учений. М., Дополнительная литература 1. История политических и правовых учений. Под ред. B.C. Нерсесянца. M., История политических и правовых учений. Под ред. О.Э. Лейста. М., Сидоров А.И. История политических и правовых учений. М., 1999.
16 Занятие окончено. Спасибо за внимание. Удачи в учёбе.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.