Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЮрий Зинин
1 Фонетика как раздел языкознания
2 План Понятие и предмет фонетики. Аспекты изучения звукового строя языка. История фонетики. Фонетические дисциплины. Фонетика и фонология. Фонетика (от греческого φονήτικος – звуковой) – раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка, то есть звуковую материю, в которой объективируется человеческая мысль в процессе речевого общения.
3 Фонетика изучает принципы выделения и сущность звуковых единиц языка, принципы выделения и сущность звуковых единиц языка, их акустические и артикуляционные свойства, их акустические и артикуляционные свойства, законы образования свойств единиц языка, законы образования свойств единиц языка, правила их функционирования, правила их функционирования, исторические изменения в составе звуков (историческая, или диахроническая фонетика). исторические изменения в составе звуков (историческая, или диахроническая фонетика).
4 Объект фонетики – все звуковые явления языка (звуки, тоны, ударение, интонация и др.). Предмет – сущностные характеристики звуков языка. Фонетика изучает производство, передачу и восприятие звуковых сигналов в процессе речевого общения, а также систему способов и средств кодирования и декодирования фиксируемой в звуковой материи языка информации.
5 Задача фонетики – установить, как произносится тот или другой звук и благодаря работе каких органов речи достигается этот акустический эффект. Задача фонетики – установить, как произносится тот или другой звук и благодаря работе каких органов речи достигается этот акустический эффект.
6 Аспекты изучения звукового строя 1. Акустический (изучает звуки как физические явления). Гласные звуки – это в основном тоны, глухие согласные – шумы. Гласные звуки – это в основном тоны, глухие согласные – шумы. В ряде согласных, которые называются сонантами (слогообразующими) – р, л, м, н – тон преобладает над шумом, в других, напротив, преобладает шум (г, д).
7 Звуки характеризуются высотой, высотой, силой, или интенсивностью, силой, или интенсивностью, тембром тембром
8 Аспекты изучения звукового строя 1. Анатомо-физиологический (изучает звуки как результат работы ряда органов человека). 2. Лингвистический, или функциональный (исследует функции звуковых единиц языка и является предметом особого раздела – фонологии).
9 Как самостоятельная дисциплина фонетика выделилась в конце 19 в., хотя изучение звуковой стороны языка и ее элементов началось в Древней Индии (грамматика Панини), Древней Греции. Так, в Древней Греции большое внимание уделялось исследованию звуковой стороны речи в связи с вопросом о соотношении имени и предмета.
10 Стоики утверждали, что «звуки являются колыбелью слов», и в звуковой оболочке представляется сущность предмета. Стоики утверждали, что «звуки являются колыбелью слов», и в звуковой оболочке представляется сущность предмета. Эта идея была подхвачена учеными Древнего Рима. Например, Августин считал, что слово mel производит мягкое, приятное впечатление, что соответствует сути называемого этой звуковой оболочкой предмета – мед. Эта идея была подхвачена учеными Древнего Рима. Например, Августин считал, что слово mel производит мягкое, приятное впечатление, что соответствует сути называемого этой звуковой оболочкой предмета – мед. (Ср. также balatus, hinnitus, stridor, asper).
11 В фонетике выделяется 1. Антропофоника изучает звуки человеческой речи как физические явления. 2. Психофонетика исследует звук как психическое явление. «Звук – это воспринимаемое слухом физическое явление, и при исследовании акустической стороны речевого акта фонетист соприкасается с психологией восприятия. Артикуляция звука представляет собой наполовину автоматизированную и все же контролируемую волей и управляемую центральной нервной системой деятельность; исследуя артикуляторную сторону речевого акта, фонетист соприкасается с психологией автоматизированных действий» «Звук – это воспринимаемое слухом физическое явление, и при исследовании акустической стороны речевого акта фонетист соприкасается с психологией восприятия. Артикуляция звука представляет собой наполовину автоматизированную и все же контролируемую волей и управляемую центральной нервной системой деятельность; исследуя артикуляторную сторону речевого акта, фонетист соприкасается с психологией автоматизированных действий» Н.С. Трубецкой Н.С. Трубецкой
12 3. Экспериментальная, или инструментальная фонетика занимается экспериментальным исследованием звуков речи. Здесь также выделяются: палатография, статическая и динамическая, при помощи которой устанавливается место соприкосновения языка с небом при звукообразовании; палатография, статическая и динамическая, при помощи которой устанавливается место соприкосновения языка с небом при звукообразовании; тензопалатография, с помощью которой измеряется сила артикуляции, тензопалатография, с помощью которой измеряется сила артикуляции, рентгенография, позволяющая наблюдать работу органов речи; рентгенография, позволяющая наблюдать работу органов речи; осциллография, определяющая высоту, длительность и интенсивность звуков; осциллография, определяющая высоту, длительность и интенсивность звуков; спектрография, которая дает представление об общей акустической картине звука. спектрография, которая дает представление об общей акустической картине звука.
13 4. Прикладная фонетика решает ряд важнейших практических задач: методика обучения письму и чтению на родном и иностранном языках, методика обучения письму и чтению на родном и иностранном языках, постановка произношения на неродном языке, постановка произношения на неродном языке, создание рациональной системы письма для бесписьменных языков, создание рациональной системы письма для бесписьменных языков, усовершенствование существующих систем письма, усовершенствование существующих систем письма, лечение дефектов речи, лечение дефектов речи, моделирование автоматического распознавания и синтеза звучащей речи. моделирование автоматического распознавания и синтеза звучащей речи.
14 Фонетику в зависимости от аспекта исследования звуковой материи языка подразделяют на артикуляторную, изучающую производство звуков, артикуляторную, изучающую производство звуков, акустическую, исследующую результат звукопроизводства, акустическую, исследующую результат звукопроизводства, аудивную, или перцептивную, изучающую восприятие звуков. аудивную, или перцептивную, изучающую восприятие звуков.
15 Фонетика подразделяется также на общую и частную, общую и частную, синхронную и историческую, синхронную и историческую, описательную и нормативную, описательную и нормативную, теоретическую и прикладную. теоретическую и прикладную.
16 Общая фонетика изучает общие условия звукообразования; изучает общие условия звукообразования; анализирует акустические особенности звуковых единиц, их спектральные характеристики; анализирует акустические особенности звуковых единиц, их спектральные характеристики; создает классификации звуков речи на основе акустических и артикуляционных признаков; создает классификации звуков речи на основе акустических и артикуляционных признаков; изучает закономерности сочетаемости звуков, влияние звуков друг на друга, природу слога, принципы образования слога; изучает закономерности сочетаемости звуков, влияние звуков друг на друга, природу слога, принципы образования слога; исследует интонацию. исследует интонацию.
17 Частная фонетика Все перечисленные проблемы рассматриваются применительно к конкретному языку или группе родственных языков. Все перечисленные проблемы рассматриваются применительно к конкретному языку или группе родственных языков.
18 Синхронная (синхроническая, описательная) фонетика исследует фонетическое состояние языка в определенный момент времени. Диахроническая изучает эволюцию звукового строя языка или группы языков. Например, диахроническим является исследование изменения древнерусских звуков (г), (к), (х) в (ж), (ч), (ш,), что нашло отражение в современных чередования друг – дружеский, рука – ручной, дух – душный.
19 Фонетические изменения звуков влияют на изменение значения слов, на изменение отношений между словами задохнуться, хорь, затхлый). задохнуться, хорь, затхлый).
20 В фонетике используется специфический вид письма – транскрипция, в которой последовательно проводится принцип однозначного взаимного соответствия между звуковой единицей и письменным знаком. В фонетике используется специфический вид письма – транскрипция, в которой последовательно проводится принцип однозначного взаимного соответствия между звуковой единицей и письменным знаком.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.