Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЛариса Еманова
1 Что изучает экология Урок экологии Что изучает экология Начать
3 Слово «экология» было впервые использовано немецким биологом Эрнстом Геккелем в работе «Всеобщая морфология организмов» (1866 г.) «Экология» происходит от двух греческих слов: oicos, что означает дом, жилище, и logos – наука. В буквальном смысле, экология – это «наука о месте обитания». Термин «экология» введен в науку 14 сентября 1866 года, когда автором было подписано предисловие к книге «Всеобщая морфология организмов». В отечественной литературе нередко указывается 1869 г., что связано с выходом из печати публичной академической лекции Э. Геккеля «О ходе развития и задачах экологии».
4 Что означает термин «Экология»? Современное определение экологии можно сформулировать следующим образом: «Экология – это комплексная наука, изучающая законы существования и функционирования живых систем в их взаимодействии с окружающей средой»
7 Разные подходы к изучению окружающего мира При изучении проблем окружающего мира (окружающей среды) можно выделить следующие основные подходы: функциональный, аналитический, системный, экологический. Еще в античные времена начали формироваться задатки научного метода, целостно отражающего окружающий мир. Однако научному познанию древности недоставало избирательного подхода к явлениям действительности.
9 В Новое время (XVII-XVIII вв..) в познании окружающего мира стал вырисовываться подход, основанный на выделении из бесконечного числа явлений и процессов определенных показателей, характеризующих действительность, как единое целое. Познание выделенного объекта, явления, процесса первоначально происходило на функциональном уровне. Иногда функциональный подход называют также методом «черного ящика». Наблюдая за входом и выходом такого «ящика», можно предсказать его поведение, зная как он устроен. Функциональный подход
10 В ходе дальнейшего развития науки стала осознаваться необходимость выявления внутренних закономерностей рассматриваемых объектов, особенности их строения. При аналитическом подходе изучается внутренняя структура объекта, т.е. как он устроен из более простых элементов… Аналитический подход
11 По мере развития экологии формируется экологический вариант системного познания, или экологический подход. Особенность экологического подхода, как отмечают Н.М. Мамедов и И.Т. Суравегина, определяется тем, что в представление об экосистеме входят две крупные подсистемы. Одна из них «помещается» в центре и рассматривается как «главный объект», а другая – как окружающая среда. Все связи оцениваются прежде всего по их воздействию на установленный объект, исследователь автоматически разграничивает систему и среду, выявляя контуры основных связей между ними. Важно при реализации экологического подхода в качестве центрального объекта рассматривать живую систему, находящуюся во взаимосвязи с окружающей средой. Экологический подход
12 Системный подход предполагает рассмотрение сложных объектов, как систем (с ее структурой, границами, свойствами, характеристиками). Он ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и в сведении их в единую теоретическую картину. Системный подход
13 В настоящее время все чаще в систему образования внедряются идеи достаточно молодой междисциплинарной области знания – синергетики. Синергетика (от греч. synergos – вместе действующий, согласно дейст-вующий, совместный) – научное направление, изучающее кооперативные процессы самоорганизации и самодезоганизации в различных системах, в том числе живых системах. Модели синергетики – это модели нелинейных неравновесных систем, повергающихся флуктуациям. Основа синергетики – термодинамика неравновесных процессов, теория случайных процессов. Синергетика
14 Быстрая экологизация естествознания и значительной части человекознания произошла в основном в 70-е годы XXв.; возникло не менее 50 различных отраслей экологии. Экологических подход стал всеобщим, экология становится комплексной наукой. Какие научные направления Вам известны? Дифференциация экологии как науки
15 Разделы классической экологии Классическая экология изучает биологические системы, т.е. занимается исследованием органического мира на уровне отдельных особей (организмов), популяций, видов, биоценозов, биогеоценозов (экосистем) и биосферы. В связи с этим выделяют: аутэкологию (экологию особей); демэкологию (экологию популяций); синэкологию (экологию сообществ).
16 Аутэкология (от греч. autos – сам) устанавливает пределы существования особи (организма) в окружающей среде, изучает реакции организмов на воздействия фак- торов среды, их приспособляемость к условиям среды обитания. Термин «аутэкология» был введен швейцарским ботаником К. Шретером в 1896 г. именно для обозначения экологии особей. Разделы классической экологии
17 Демэкология (от греч. demos – народ) изучает естественные группы особей одного вида – популяции, элементарные надорганиз- именные системы. Ее важнейшей задачей является изучение условий формирования популяций, внутрипопуляционных взаимоотношений, динамики численности популяций. Разделы классической экологии
18 Синэкология (от греч. syn – вместе), или экология сообществ, изучает ассоциации популяций разных видов растений, животных и микроорганизмов, образующих биоценозы, и взаимодействие их с окружающей средой. Термин «синэкология» предложил К. Шретер в 1902 г. Разделы классической экологии
19 В экологии интенсивно развиваются частные научные направления : По экологической специфике отдельных групп организмов (экология растений, экология животных, экология микроорганизмов); По местам обитания (экология степей, экология степей, экология гор и др.); По сферам жизни (экология атмосферы, экология гидросферы, экология почв, экология литосферы). Экологический подход
20 Дополнительные материалы Дополнительные материалы Дополнительная информация на сайте: Выход
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.