Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМария Фавстова
1 Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания
2 «Если ученик в школе сам ничего не научился творить, то в жизни он всегда будет только подражать и копировать» Л.Н.Толстой
3 «Стратегия модернизации образования» В качестве главного результата рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества
4 Т.о. основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско- правовой, коммуникативной, информационных сферах
5 Термин «Компетенция» - происходит от латинского «Competentia» – что означает ведение, способность, принадлежность по праву: Для определения круга вопросов, в которых субъект обладает познаниями ( используется в объективном (или фактическом) смысле при обозначении ведения, компетентности субъекта) Для определения круга полномочий, которыми наделен субъект (употребляется в формальном (или юридическом) смысле при характеристике прав и обязанностей субъекта)
6 Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально- значимой продуктивной деятельности
7 Иерархия компетенций Ключевые компетенции - относятся к общему (мета предметному) содержанию образования Общепредметные компетенции- относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей (надпредметные) Предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов
8 Ценностно- смысловые компетенции Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
9 Общекультурные компетенции Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
10 Учебно- познавательные компетенции Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно- познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
11 Информационные компетенции При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
12 Коммуникативные компетенции Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
13 Социально- трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
14 Принципы компетентностного подхода: Целеполагание; Проектирование собственной деятельности учащимися; Акцент на самостоятельную и продуктивную деятельность на уроке; Самоконтроль; Самооценка; Рефлексия ученика; Дифференциация;
15 Этапы компетентностного урока Целеполагание; Планирование; Деятельность; Рефлексия
16 Этапы урока Ключевые компетенции Целеполагания – самоопределение, мотивация деятельности ценностно-смысловая коммуникативная Планирования – определение места знания в системе, распределение ролей в группе, выработка алгоритма деятельности информационная коммуникативная социально-трудовая Деятельностный: Акцент на самостоятельную, продуктивную деятельность учащихся. учебно-познавательная информационная коммуникативная социально-трудовая Рефлексивный – оценка приобретенного опыта, формирование мотивации для дальнейшей деятельности. коммуникативная ценностно-смысловая социально-трудовая
17 Для формирования ключевых компетенций наиболее подходят интерактивные методы и формы обучения: «Мозговой штурм» Дискуссия Ролевая и деловая игра Мотод «Синквейна» Метод «Инсент»
18 Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуя его, совершая разнообразные учебные действия. Изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.
19 Этапы урока Ключевые компетенции Учебные ситуации Целеполагания Ценностно-смысловая Коммуникативная Анализ современных событий Высказывания известных людей Проблемная ситуация Работа с документами Планирования Информационная Коммуникативная Социально-трудовая «Мозговой штурм» Работа с хронологией Сравнение Эвристическая беседа Деятельностный Учебно-познавательная Информационная Коммуникативная Социально-трудовая Анализ опросов общественного мнения Анализ статистических данных Диспут, дискуссия, дебаты Просмотр учебных фильмов Работа с документами Работа с картой Работа с текстом учебника Работа со словарями Ролевая, деловая игра Сообщения учащихся Составление сравнительной таблицы «Три предложения» Рефлексивный м Коммуникативная Ценностно-смысловая Социально-трудовая «Свободный микрофон Синквейн «Три предложения»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.