Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемНина Швыдкина
2 Хорошую речь – хорошо и слушать. (Народная поговорка). Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она затягивает. (Д.С.Лихачев)
3 Культура речи является основой общей культуры личности. В современном мире требуются специалисты высокообразованные, владеющие литературно грамотной и красивой речью на государственном языке Российской Федерации. Формирование культуры речи является одной из основных задач учителя русского языка и литературы в школе. В последние годы наряду со снижением уровня речевой культуры в обществе вызывает беспокойство состояние речевой культуры школьников.
4 Повышение речевой культуры учащихся означает: -освоение языка на уровне правильности (соблюдение норм русского литературного языка: лексических, орфографических, морфологических, синтаксических); -овладение качеством речи (богатством, точностью, выразительностью, чистотой, уместностью и логичностью).
5 В практике работы в своей школе я вижу основные три проблемы по формированию культуры речи: -нарушение орфоэпических норм языка при постановке ударений в словах; -ошибки в морфологических нормах; -распространение сквернословия.
6 С правильной постановкой ударения в словах связано наибольшее количество ошибок, так как в русском языке ударение разноместное, а в алтайском языке оно неподвижное, падает всегда на последний слог. Решать эту проблему помогает выполнение заданий по ЕГЭ (А1-А6, А28), система упражнений, позволяющая увидеть литературные нормы в действии и практически их освоить. Орфоэпические упражнения необходимо регулярно включать в урок не только в старших классах, но и в среднем звене. Я провожу «Орфоэпические минутки», «Орфоэпические списывания» с обязательным проговариванием, самопроверкой и взаимопроверкой по «Орфоэпическому словарю».
7 «Орфоэпическая пятиминутка» Неправильно Правильно агрономия арест ассиметрия баловать Баловать балую газопровод Газопровод деньгам досуг водопровод жалюзи Жалюзи айва
8 .Прочитайте текст вслух. Обращайте внимание на произношение выделенных слов. Он начал думать, что нужны, во-первых, дополнительные средства. Во-вторых, они с друзьями собрались купить каталог и продумать свой досуг. Он хочет ободрить своих друзей и ходатайствовать за них. Он звонит отцу и просит положить денег на счет. Отец все понял и принял решение о деньгах. Он занял денег и положил часть из них на счет, а другую часть отложил на покупки жалюзи и тортов для сирот. Эти жалюзи красивее остальных. Он имел намерение об обеспечении сирот. Жалюзи он вручит им без всякой корысти. Это облегчит их жизнь, тем более что там есть новорожденный.
9 Литература, используемая при работе над орфоэпическими нормами русского языка: 1. «Русский язык классы», Н.Г.Гольцова и И.В.Шамшин,2007 г.; 2. «Справочник-практикум по культуре русской речи» для студентов и школьников РА. Камынина Н.Г., 2011 г. РИО Горно-Алтайского госуниверситета. 3. «Тесты по культуре речи», Е.Д. Бердникова, 2000 г. Флинта, г. Москва.
10 Изучение морфологических норм языка вызывает не меньше трудностей у обучающихся. Следовательно, они часто допускают ошибки. Например, многие определили как правильную неверную форму превосходной степени «более выше», «более лучше»; употребление ошибочных форм Р.п. мн.ч. существительных «апельсинов», «грузинов», «кадетов» и др. Наиболее распространенной ошибкой является неверное употребление в устной и письменной речи падежных форм имен числительных. При подготовке к экзамену по ЕГЭ я использую следующие тренировочные упражнения:
11 -Отметьте словосочетания, в которых имя существительное в Р.п. может иметь только окончание –у. выпить ча__ история народ… стакан ча__ много народ… производство__ ложка сахар… выпить чайк__ подсыпать сахарк… -От данных имен существительных образуйте Р.п. мн.ч.: апельсины, башни, осетины, туфли, чулки, грабли, сумерки, ботинки, валенки, блюдца, полотенца и др.; -отметьте имена существительные, у которых в форме И.п. мн.ч. наблюдается только окончание –ы, -и: бухгалтер, шофер, джемпер, ректор, снайпер, диспетчер и др.
12 Третья проблема Третья проблема, которая вызывает у меня особое беспокойство – это проблема сквернословия. Проитерей Борис Пивоваров, магистр богословия, писал: «Человек переступает границу добра и зла чаще всего через слово – чере неправильное, неподобающее, противоестественное употребление слов, через ненормативную лексику, то есть через скверные слова! От этого и само такое пере- ступление (или проще преступление) норм общественной морали называется сквернословием». Известна нетерпимость Д.С.Лихачева к ненормативной лексике. В одном из своих интервью он сказал: «Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело».
13 Еще он писал: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». Тексты Д.С.Лихачева о культуре, о языке включены в материалы ГИА и ЕГЭ. Школьники читают, анализируют эти тексты, пишут по ним сочинения-рассуждения. Несомненно, в мыслях и душах детей что-то остается от этих слов. Также важно читать и слушать тех, кто оставил нам высочайшие образцы русской словесности! « Русская литература очень богата словесными сокровищами. Читая вслух лучшие произведения русских поэтов и писателей, переписывая их под диктовку, изучая содержание этой литературы, можно постепенно и самому научиться правильно писать и говорить чистым и красивым языком»
14 И напротив, если слух детей будет постоянно воспринимать только косноязычные фразы, жаргон, блатной язык и ненормативную лексику, то о какой культуре речи может идти речь? Поэтому миссия учителя состоит в том, чтобы вселять в детские души радость, свет, добро и любовь с помощью красоты русского слова. Мне кажется, что учитель сегодня, как никогда, должен «стоять на страже» и охранять чистоту языка. «Мы сохраним тебя, русская речь!» (А.Ахматова). ььььььььььь
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.