Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемПолина Тагашова
1 Воспитательные ресурсы учебника русского языка Учитель русского языка и литературы Казанцева Галина Викторовна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Спасская средняя общеобразовательная школа» Томского района с. Батурино
2 Учебник это книга, не предназначенная для чтения. Б. Шоу Воспитание на уроках русского языка должно органически сливаться с обучением, а учитель - проявлять незаурядное мастерство, чтобы этого добиться. Пробуждение интереса к предмету, умение общаться, развитие самостоятельного мышления, воображения способствует нравственной стабилизации личности, выработке нравственных идеалов. Привлекая на уроках русского языка специально подобранные тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, о выборе профессии, можно побуждать учащихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор, формировать нравственную позицию.
3 В русском языке имеются два типа учебного материала, который можно использовать для воспитания учащихся: во-первых, общие сведения о языке, во-вторых, дидактический материал, служащий для целей обучения. Общие сведения о языке, сообщаемые в начале учебного года в каждом классе, а также в конце учебного года в IX классе, включают темы о месте и роли русского языка в современном мире. Дидактический материал - это тексты упражнений учебника, диктантов и изложений, темы сочинений, материалы. Дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь и преданность Родине, уважение к другим народам, любовь к родной природе и т.д.
4 Методы воспитания учащихся на уроках русского языка: - попутные разъяснения учителя, раскрывающие воспитательный смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений; - фронтальная беседа, направленная на разъяснение воспитательного смысла темы, по которой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинения; - словесное поощрение учащихся, добивающихся настойчивым трудом, упорными занятиями известных успехов или преодолевающих учебные трудности, собравших интересный материал для уроков русского языка и т.д.; - эмоциональное чтение текстов, используемых на уроке; - внеурочные встречи учащихся с интересными людьми, служащие в дальнейшем материалом для составления предложений и для написания сочинений; - написание сочинений на патриотические, морально-этические, трудовые и другие воспитательные темы.
5 Работа с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести. Совместная работа с учениками может строиться двумя способами: учитель предлагает ученикам продумать и записать понятия, близкие данному, затем каждый знакомит с результатами своей работы, и составляется общий ряд, анализируются основные оттенки, отличающие каждое понятие; совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению понятий, записывается на доске, а каждый в тетради анализирует их смысловое содержание. Темы «Синонимы», «Антонимы» в 5 классе.
6 Рассмотрим фрагмент урока с использованием пословицы. Учащимся раздаются карточки со словами: честность, правдивость, искренность, лживость, нечестность, неискренность. На доске записана пословица: Кто один раз солжёт, тому в другой раз не повезёт. Вопросы и задания: 1. Как вы понимаете смысл пословицы? 2. Чему учит пословица? (честности, правдивость, искренности) 3. Что осуждает пословица? (нечестность, лживость, неискренность) 4. Запишите новые слова в два столбика и сравните их по смыслу: Честность нечестность Правдивость лживость Искренность неискренность 5. Сравните слова первого столбика между собой. Найдите в них сходство и различие. 6. Сравните слова во втором столбике. Найдите в них сходство и различие. 7. Сравните слова первого и второго столбика. Что можно сказать об их значениях?
7 При изучении темы «Правописание Приставок НЕ- и НИ- в наречиях» в 7 классе использую в качестве объяснительного диктанта такие предложения: 1. Никогда Россия ярма не носила. 2. Велика Россия, а отступать некуда. 3. Нигде не дышится так легко, как на Родине. 4. На чужбине чувствуешь себя путником, которому негде голову преклонить. 5. Совершить хорошее дело никому и никогда не поздно. 6. Смелый человек нигде не пропадет. Предлагается учащимся объяснить данные пословицы, которые воспитывают и патриотические чувства, и нравственные качества.
8 Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре. Д.С.Лихачев Задание к этому тексту: 1. Определите тему и идею текста. 2. Определите стиль речи. 3. Найдите предложения с однородными членами, назовите их.
9 Тематика текстов в учебниках русского языка в 5 – 9 классов (таблица 1) Тема 5-й класс 6-й класс 7-й класс 8-й класс 9-й класс Природа Культура общения Человек среди людей (взаимоотношения) Родина, отечество, выдающиеся люди Труд, выбор профессии Мир, планета Характер человека Внешность человека Любовь к матери Русский язык 12893
10 Темы текстов, предпочитаемые учащимися (%) (таблица 2) Тема 5-й класс 6-й класс 7-й класс 8-й класс 9-й класс Взаимоотношения со сверстниками Моя семья, родословная Родина Охрана природы Культура общения
11 Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.
12 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.