Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМаргарита Пегова
1 Способы сжатия текста. Спецкурс, 8 класс
2 Введение Итак, для того чтобы написать СЖАТОЕ изложение, необходимо знать, какими способами можно сжать текст. Вспомните апельсиновый сок? Какими способами можно выжать сок? Рукой, соковыжималкой механической или электрической.
3 В любом случае, независимо от способа, мы получим один и тот же результат - свежевыжатый сок. Получить СЖАТЫЙ текст мы тоже можем различными способами. О них сейчас и поговорим.
4 Известны три способа сжатия текста: 1. исключение, 2. обобщение, 3. упрощение.
5 При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо: выделить главное (существенное) и детали (подробности); убрать детали; пропустить предложения, содержащие второстепенные факты; пропустить предложения с описаниями и рассуждениями; объединить существенное; составить новый текст.
6 Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ: 1. исключаем 1 или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.
7 ПРИМЕР: до сжатия У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка. после сжатия У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
8 2. удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.
9 ПРИМЕР: до сжатия Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского. после сжатия Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.
10 При ОБОБЩЕНИИ необходимо: вычленить единичные факты; подобрать языковые средства их обобщённой передачи; составить новый текст.
11 ПРИМЕР: до сжатия Жители посёлка проводят свой досуг по- разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс. после сжатия Жители посёлка проводят свой досуг по- разному, в зависимости от вкусов и привычек.
12 При УПРОЩЕНИИ необходимо: заменить сложное предложение простым; заменить предложение или его часть указательным местоимением; объединить два или три предложения в одно; разбить сложное предложение на сокращённые простые; перевести прямую речь в косвенную.
13 ПРИМЕРЫ: 1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением. до сжатия Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам. после сжатия Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.
14 2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом. до сжатия Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине. после сжатия Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
15 3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения. до сжатия Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу. после сжатия Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.
16 Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе. Следующий ПРИМЕР демонстрирует ко мплексное применение приёмов сжатия: замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом; замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом,нераспрастранённым несогласованным определением.
17 до сжатия Когда слышу гармоничное сочетание голосов птиц, устраивающих утренний концерт, я стараюсь смотреть на реку. Когда любуешься рекой и наслаждаешься пением птиц, отдыхаешь по-настоящему. после сжатия Слушая утренний концерт птиц, я стараюсь смотреть на реку. Любуясь рекой и наслаждаясь пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.
18 Приступайте к сокращению текста. Постарайтесь при этом учесть все три способа сокращения: «Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города».
19 «Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля».
20 «Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню».
21 Ответы: 1) Способ замены (упрощения). «Все жители вышли на охрану родного города». 2) Способ исключения. «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию». Способ обощения. «Призвание – это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».
22 Сожмите текст Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний, настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что даётся человеку только в детстве.
23 В виртуальной действительности ребёнок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены, вместо них ребёнок получает удовольствие от удара, и оскорбления, и собственной вседозволенности. Убивая в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы.
24 Необходимо помнить и о вреде воздействия электромагнитного излучения при работе ребёнка с компьютером, следствием которого является повышенная утомляемость, раздражительность, истощаемость нервной системы, развитие близорукости, расстройство сна, нарушение памяти и внимания, рост аллергических реакций организма и даже изменение в костно-мышечной системе. (По Филипповой О.В.) 135 слов
25 Источник информации - Левченко О.С., Тишина Т.Н. "Готовимся к ГИА по русскому языку. 9 класс" Омск 2009 Сайт «По уши в ГИА И ЕГЭ» 010/06/blog-post_9499.html#more
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.