Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемКирилл Тяпин
1 Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся Учитель русского языка и литературы: Аксенова Елена Витальевна
2 Цель: формирования коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом Задачи: 1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся; 2) подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц; 3) вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом отношении детей
3 Проблема: Как развивать речь учащихся? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками? Наиболее эффективной формой для решения данной проблемы я считаю работу с текстом на уроках русского языка, так как это является одним из наиболее важных условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи.
4 Т.А. Ладыженская, М.М.Разумовская разработали систему обучения связной речи на основе коммуникативных умений, их исследования легли в основу действующих программ по русскому языку. Они считают, что текстоцентрический подход – необходимое условие достижения нового качества образования, главным содержанием которого является формирование у учащихся ключевых компетенций.
5 Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом: комплексная работа с текстом; лингвостилистический анализ текста; «самодиктанты»; сочинение-рассуждение; редактирование текста; различные виды диктантов; интеллектуально-лингвистические упражнения; работа с текстами-миниатюрами; составление синквейнов, кластеров к тексту; коммуникативные и игровые ситуации.
6 Примерный план анализа текста любого типа речи: 1. Выразительное чтение текста. 2. Тема текста. 3. Идея текста. 4. Тип текста. 5. Композиционное оформление. 6. Стиль текста. 7. Средства связи предложений в тексте 8. Логическая структура 9. Текстообразующие функции частей речи 10. Выразительные средства речи и их роль.
7 Особенно эффективны при развитии творческих способностей учащихся инновационные педагогические технологии Например, технология развития критического мышления. Создание синквейнов, кластеров, инсерта к тексту позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.
8 Средством создания речевых возможностей на уроке признается система ситуативных упражнений. Учитель моделирует ситуативные задания самостоятельно, а также использует и те задания, которые предполагаются в стабильных учебниках по русскому языку. Приведу пример: «Вы экскурсоводы, ведете экскурсию для младших классов. Стараетесь описать картину ярко, образно и доступно. Объясните, что и почему вам особенно нравится, вы хотите вызвать заинтересованный отклик у зрителей. Кто лучше справится с этой задачей?» Конкурс на лучший рассказ экскурсовода. Запишите получившийся текст.
9 Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке Например: 1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно. 2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте. 3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским. 4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.
10 Прогнозирование результатов. В результате применения разработанных методических приемов предполагается достижение следующих результатов: высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции; повышение интереса к русскому языку и литературе; прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения; умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации; умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров; активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.