Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемГеоргий Злобин
1 Логопедическая работа по развитию звукового анализа и синтеза
2 Впервые Л. С. Выготский ввел понятия «фонема», доказа в, что единицей развития детской речи является - фонема. С точки зрения этой новой фонетики, развитие детской речи происходит путем развития системы фонем, а не путем накопления отдельных звуков. Фонема – это не просто звук, а значащий звук. Л.С. Выготский обратил внимание и на восприятие фонем. Он считал, что «всякая фонема воспринимается и воспроизводится только на фоне человеческой речи». Основной закон восприятия фонем – закон восприятия звучащей стороны речи.
3 Л.С. Выготским был введен термин «фонематический слух», который включает в себя 3 речевые операции:
4 Одной из проблем первоклассников являет ся нарушение письма ( дисграфия ). Очень многие считают дисграфические ошибки нелепыми, обвиняют детей в невнимательности, небрежности.
5 На самом деле причиной пропусков, перестановок букв в словах, перестановки и выпадения слогов, появление лишних букв или слогов в слове, не дописывание букв или слогов является несформированность фонематического восприятия и связанного с ним анализа и синтеза слова.
6 проводится по нескольким направлениям Развитие фонематического анализа и синтеза Развитие слогового анализа и синтеза Развитие анализа предложений
7 Умение слушать и выделять звуки, определять их последовательность предупреждают многие трудности обучения письму и чтению.
8 Звуковая сторона языка – основа подготовки детей к обучению грамоте.
9 Дети знакомятся с материализованными моделями слов - схемами. Они учатся выделять все звуки в слове и составлять звуко-слоговую схему слова.
10 выделение первого гласного звука в слове; выделение согласного звука из ряда звуков; выделение гласного звука из ряда звуков; выделение последнего согласного звука в слове; выделение первого согласного звука в слове Логопедическая работа по формированию фонематического анализа и синтеза проводится с учётом сложности различных форм звукового анализа и синтеза. определение места гласного звука в слове; определение места согласного звука в слове.
11 Хлопни в ладоши, если в слове слышится заданный звук. Подними флажок, если в слове услышишь заданный звук. Отбери картинку, в названии которой слышится заданный звук. Найди на сюжетной картинке слова, в которых слышится заданный звук. Придумай слово, которое начинается с заданного звука
14 1. Игра Поезд. Дети раскладывают картинки по вагончикам в зависимости от того, где слышится звук. 2. Игра Закрой фишкой. 3. Игра Светофор. 4. Игра Волшебный домик. Обучение звуковому анализу и синтезу происходит на основе слов возрастающей степени слоговой трудности.
17 односложных, состоящих из обратных слогов (уп); двусложных, состоящих из двух гласных(ау); односложных слов с закрытым слогом (кот); двусложных, первый из которых состоит из одного гласного (осы); двусложных без стечения согласных (ноты); двусложных закрытым и открытым слогом (утка); многосложных ( кумушка); односложных со стечением согласных ( квас, бант).
18 Называние гласных звуков слова. Для этого задания подбираются слова, произношение которых не отличается от написания. Выделение гласных звуков с использованием соответствующих букв разрезной азбуки. Раскладывание картинок под гласными буквами (односложные слова). Раскладывание картинок под определенным сочетанием гласных букв (двусложные слова). На начальном этапе обучения работа строится с опорой на наглядные средства обучения. Дети отхлопывают, отстукивают слово по слогам, определяют количество слогов в произнесенном слове.
19 Определение количества слогов в названии картинок с помощью схем. Выкладывание под каждой картинкой схемы, которая соответствует количеству слогов в слове. Раскладывание картинок в два ряда под соответствующими схемами в зависимости от количества слогов в их названиях. Составление слова из слогов, данных в разбивку, с опорой на соответствующие картинки. Придумывание слов с определенным количеством слогов.
20 Для развития умения определять количество, последовательность и место слова в предложении используются такие задания: Составление предложений по сюжетной картинке и определение количества слов в нем. Придумывание предложений с определенным количеством слов. Распространение предложений путем увеличения количества слов. Составление предложений из слов, данных вразбивку ( все слова даны в правильной форме). Для развития умения определять количество, последовательность и место слова в предложении используются такие задания: Составление предложений по сюжетной картинке и определение количества слов в нем. Придумывание предложений с определенным количеством слов. Распространение предложений путем увеличения количества слов. Составление предложений из слов, данных вразбивку ( все слова даны в правильной форме).
21 Составление предложений с определенным словом. Составление графической схемы предложения. Придумывание предложений по графической схеме. Определение последовательности слов в предложении. Выбор карточки, соответствующей количеству слов в предложении.
24 Исследователи, занимающиеся проблемами психологической готовности детей к овладению грамотой, отмечают неумение детей 67-летнего возраста произвести звуковой анализ слова. Мы сталкиваемся со своеобразным парадоксом: с одной стороны, доказанная многочисленными исследованиями возможность очень тонкого различения ребенком звуковых комплексов, формирующаяся уже к 2 годам, и, с другой стороны, неумение ребенка старшего дошкольного возраста «услышать» отдельный звук в слове. Возникает вопрос: можно ли считать эти две способности ребенка характеристикой одного и того же процесса? Физиологи,лингвисты и логопеды пришли к выводу, что четырёх и пятилетних детей нужно обучать звуковому анализу, делая его предметом специальных занятий, т. е. включая в учебную деятельность.
25 1. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. - М.: Просвещение, – 91 с. 2. Винарская Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи. // Язык и человек. - М.: Изд-во МГУ, – С Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – М.: Акцидент, – 64 с. 4. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. // Сенсорное воспитание дошкольников. - М., С Александрова Т.В. «Живые звуки, или Фонетика для дошкольников» г. 5. Игры в логопедической работе с детьми. (Под ред. Селиверстова В./I.) – М., 1974, с. 15– Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.
26 Презентацию подготовила учитель- логопед ДОУ-д/с 3 Антонова С.А. г.Люберцы
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.