Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВалерия Зайцева
2 Родился Варфоломей в Ростовской области На том месте, где родился Сергий, построен Варницкий монастырь Варницкий монастырь
3 Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно Однажды отец послал его искать лошадей. …когда он послан был отцом своим Кириллом искать скот, он увидел некоего черноризца, старца святого, удивительного и неизвестного, саном пресвитера, благообразного и подобного ангелу, на поле под дубом стоящего и прилежно со слезами молящегося По окончании молитвы старца Варфоломей сообщил ему о своем желании знать грамоту и неспособности одолеть ее, а затем попросил его помолиться Богу. После усердной молитвы старец подал мальчику кусок святой просфоры, Варфоломей же «открыл уста и съел то, что ему было дано», получив от старца предсказание, что с этого дня он будет знать грамоту лучше своих братьев и сверстников, которое вскоре и подтвердилось [8]пресвитера Богупросфоры [8]
4 Через какое-то время сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж.Радонеж
5 Ещё при жизни родителей в душе Варфоломея возникло и укрепилось желание посвятить себя монашеской жизни; достигнув двадцатилетнего возраста, он решился постричься в монахи. Родители не возражали, но просили дождаться их смерти: «братья Стефан и Петр жили отдельно своими семьями, и Варфоломей был единственной опорой своих родителей в годы болезненной старости и скудости». Ждал он недолго: через два-три года он похоронил отца и мать,, которые, следуя распространённому в то время на Руси обычаю принимать иночество под старость, незадолго до смерти тоже приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьково-Покровском монастыре, который располагался в трех верстах от Радонежа и был в то время одновременно мужским и женским ].схиму Хотьково-Покровском монастыре ]
6 После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы [11][15]. Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников Сергия и Вакха. Ему было 23 года [.Кончуры 1335 года Святой Троицы [11][15]Богоявленский монастырьпостриг Сергия и Вакха
7 В 1342 год считают датой образования обители (впоследствии Троице- Сергиева лавра); Сергий был её вторым игуменом (пер вый Митрофан) и пресвитером (с 1354 года). Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример Троице- Сергиева лавраигуменомпресвитеромподаяние
8 По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя в 1356, нижегородского в 1365, рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича [11] Куликовской битвы Дмитрия Иоанновича [11]
9 Как сообщает первый жизнеописатель преподобного Сергия, битве с Мамаем предшествовала встреча князя Димитрия с преподобным Сергием: «Известно стало, что Божиим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю; и были все люди страхом великим охвачены» Великий князь Димитрий, впоследствии известный как Дмитрий Донской, «пришел к святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий муж добродетельный и даром пророческим обладает». Преподобный Сергий, согласно Епифанию, ответил:первый жизнеописатель Мамаем Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься. Получив от преподобного Сергия благословение, великий князь «ушел из монастыря и быстро отправился в путь». Отметим тот факт, что Сергий, согласно Епифанию, своим ответом (вопреки распространенному мнению) не предрёк великому князю безусловную победу и спасение от смерти, поскольку этот ответ содержал слова «если Бог поможет тебе» и по этой причине не был пророчеством. Лишь позже, когда русские воины, выступившие в поход, увидели войско «татарское весьма многочисленное» и «остановились в сомнении», «размышляя, что же делать», неожиданно «появился гонец с посланием от святого», в котором говорилось : Без всякого сомнения, господин, смело выступай против свирепости их, нисколько не устрашаясь, обязательно поможет тебе Бог.
10 Чудо до рождения В частности, как сообщает Епифаний, одно из этих чудес предшествовало рождению будущего святого ] : И свершилось некое чудо до рождения его: случилось нечто такое, что нельзя молчанию предать. «Когда ребенок еще был в утробе матери, однажды дело было в воскресенье мать его вошла в церковь, как обычно, во время пения святой литургии», и перед чтением Евангелия «внезапно младенец начал кричать в утробе матери». Перед пением «Иже херувимы» крик повторился: «внезапно младенец начал вторично громко кричать в утробе, громче, чем в первый раз», а в третий раз младенец громко закричал после возгласа иерея: «Вонмем, святая святым!»литургии ЕвангелияИже херувимыиерея
12 Нестеров М. В.Нестеров М. В. «Труды Сергия Радонежского» (триптих, центральная часть)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.