Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемСтанислав Ваганов
1 Создание развивающей предметно- пространственной среды в ДОО в соответствии с ФГОС ДО
2 В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого- педагогических условий, обеcпечивающих организацию жизни детей и взрослых Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая развитие ребенка
3 Предметно-пространственная среда выполняет по отношению к личности дошкольника информационную функцию, является средством передачи социального опыта, так как всякий предмет несет в себе определенные сведения об окружающем мире. Предметы расширяют «технический кругозор», обеспечивают художественное восприятие, открывают мир музыки и искусства. Мир предметного окружения – это источник познания мира взрослого, его деловых качеств.
4 Функции предметно-развивающей среды Для детей Для взрослых Удовлетворение потребности в деятельности, познании. Ориентировка в окружающем. Накопление опыта эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Источник становления субъектного опыта ребенка. Развитие инициативы, воображения, творчества. Условие для развития всех специфических детских видов деятельности. Реализация ребенком права на свободу выбора деятельно Реализация содержания образовательной программы. Предоставление детям как можно больших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности. Эффективное средство поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка до школы. Организация деятельности детей. Влияние на воспитательный процесс.
5 Создавая предметно-развивающую среду, необходимо: 1) учитывать полоролевую специфику и обеспечивать среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков; 2) систематически проводить анализ состояния предметно- развивающей среды с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями, подразумевающими единство стиля, гармонию цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т.п.
6 Основными направлениями преобразования предметно-пространственной среды в группах детского сада отказ от жесткого зонирования в размещении развивающих центров обогащение игровыми материалами в соответствии с основными направлениями развития детей дошкольного возраста обеспечение соответствия оборудования и материалов, их размещение в пространстве с учетом возрастных и половых особенностей детей
7 Требования к развивающей предметно-пространственной среде 1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее – участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. 2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения
8 3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей
9 4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 1)Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
10 2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; 3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). 4) Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
11 5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования 6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования 5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы
12 Развивающая среда не может быть построена окончательно. Примерно раз в два месяца часть необходимо заменять, переставлять оборудование. В группе нужно иметь «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящиках сосредоточены разные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, которые позволят детям самостоятельно изменять пространственную среду с позиции их интересов
13 Развивающая предметно-пространственная среда в программе «От рождения до школы» Программа предусматривает вариативность использования образовательного материала, позволяющую развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка. Пространство группы представлено в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»). Их оснащенность меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса и с учетом индивидуальных особенностей детей.
14 По материалам лекций К. Ю. Белой «Организация методической деятельности. Внедрение ФГОС ДО и обновление образовательного процесса» edu.1september.ru
15 ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРЕНАДЛЕЖИТ ГБОУ СОШ 1905 дошкольное отделение 2)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.