Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАлексей Тропин
1 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка Научно-образовательный курс Актуальные проблемы современной лингвистики Тема 6. Проблемы этнопсихолингвистики Коновалова Юлия Олеговна
2 Цель: рассмотреть некоторые положения и вопросы этнопсихолингвистики
3 Задачи: Объяснить смысл термина «этнопсихолингвистика» Рассмотреть вопросы взаимоотношения языка, культуры и мышления
4 Содержание: Цель, задачи Ключевые слова темы Социальная психолингвистика Этнопсихолингвистика как наука Связь языка, культуры и мышления Литература
5 Ключевые слова темы: Этнос Этнический Этнолингвистика Этнопсихолингвистика Языковая личность Языковое сознание Культура Стереотип Речевой стереотип Культурный стереотип Национальный характер Наименование Зоонаименования
6 Социальная психолингвистика Психолингвистика: речевая деятельность человека вообще. Реальность: речевая коммуникация происходит между людьми. Люди – члены общества Речевую коммуникацию изучает социальная психолингвистика.
7 Этнопсихолингвистика - часть социальной психолингвистики
8 Этнопсихолингвистика Этнос – народ Этнос = язык + культура
9 Этнопсихолингвистика - наука, которая изучает речевое поведение не человека вообще, а человека как представителя какого- либо этноса.
10 Этнопсихолингвистика - изучает различия в речевом поведении представителей разных культур
11 Речевое поведение Речь отражает черты национального характера. Речевые стереотипы Культурные стереотипы
12 Языковое сознание Культура влияет на языковое сознание.
13 Как культура влияет на языковое сознание? = В чём суть этнических различий между языковыми личностями? Ассоциативный эксперимент: Лексикон человека отражает реалии культуры
14 Ассоциативный эксперимент Ваши ассоциации к словам: Синий … Белый … Жёлтый …
15 Ассоциативный эксперимент Синий – НЕБО (представители всех культур)
16 Ассоциативный эксперимент Белый – СНЕГ (русские) ХЛОПОК (узбеки) МОЛОКО (казахи)
17 Ассоциативный эксперимент Жёлтый – ОСЕННИЙ ЛИСТ, ОДУВАНЧИК (русские) ЗОЛОТО, ЯИЧНЫЙ ЖЕЛТОК (французы) МАСЛО (американцы) ПРОСО (узбеки)
18 Ассоциации Причины различий в ассоциациях: Разная природа Разный быт Разный фольклор (традиции народного творчества)
19 Зоонаименования Образы животных в сказках зоонаименования людей различны
20 Зоонаименования Лиса – какая? Волк – какой? Медведь – какой? Свинья – какая? Черепаха – какая?
21 Зоонаименования Лиса – хитрая, лживая Волк – глупый, злой, коварный Медведь – неуклюжий Свинья – грязная Черепаха – медлительная
22 Различия в зоонаименованиях Змея – Коварная, опасная женщина (русские) Красивая, изящная женщина (японцы) Пчела – Злобный, недовольный человек (казахи) Трудолюбивый человек (русские)
23 Зоонаименования Русский язык: Оценка + Кошечка Голубь (голубка) Рыбка Птичка Зайчик Оценка – Ворона Сорока Коза (козёл) Овца (баран) Червяк Амёба
24 Зоонаименования Китайский язык: Оценка + Оценка –
25 Различия в невербальном поведении - различия в жестах
26 Различия в этикетных правилах В разных странах по-разному здороваются прощаются принимают гостей благодарят ………………………
27 Язык и мышление Мышление обусловлено многими факторами: Природными Биологическими Социальными
28 Язык и мышление Каждый народ живёт своей жизнью – -То есть по-своему мыслит – -То есть по-своему говорит
29 Выводы 1. Мышление влияет на язык, но … … мышление шире, чем язык: Мысли, чувства, наглядный пример не нуждаются в словах. Ф.И.Тютчев: «Мысль изречённая есть ложь»
30 Выводы 2. Культура отражается в языке и формирует речевой портрет этноса.
31 Литература к теме: 1. Горелов, И. Н. Основы психолингвистики: учебное пособие для вузов. / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Лабиринт, – С Фрумкина, Р.М. Психолингвистика: учебное пособие для студ. вузов. / Р. М. Фрумкина. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, С
32 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.