Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЛюбовь Чечуева
1 Формирование универсальных учебных действий младших школьников с использованием технологии междисциплинарного обучения Митрофанова М.В. учитель начальных классов МБОУ «Лицей 1» р.п.Чамзинка 9 декабря 2011 г.
2 ЛИЧНОСТНЫЕСамоопределение:личностное, профессиональное, жизненное профессиональное, жизненное Смыслообразование: связь между целью (результатом) деятельности и ее мотивом Морально-этическая ориентация МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРегулятивные: организация деятельности Коммуникативные: речевые навыки и навыки сотрудничества Познавательные:общеучебные, логические, постановка и решение проблемы ПРЕДМЕТНЫЕ Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
3 Регулятивные – определять цель и составлять план, действовать по плану, оценивать результат. Познавательные – извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация) представлять в разных формах. Коммуникативные – доносить свою позицию, понимать других ( в т.ч. вычитывать информацию, данную в явном и неявном виде), сотрудничать. Личностные – оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы, самоопределяться в системе ценностей.
4 Как целенаправленно формировать универсальные учебные действия? Какие использовать технологии? «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и кто умеет добывать эти знания» В.П.Вахтеров «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и кто умеет добывать эти знания» В.П.Вахтеров
5 МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ОТКРЫТИЯ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ОТКРЫТИЯ Курс междисциплинарного обучения по программе «Одаренный ребенок» (автор Шумакова Н.Б.) Создание условий для возникновения исследовательской активности у ученика по определению, поиску и нахождению неизвестного
6 Цель междисциплинарного обучения (МДО): создание условий для наиболее полного раскрытия и развития интеллектуального и творческого потенциала одаренных учащихся. Что полезно одаренным – не вредно и остальным
7 Глобальные темы МДО ИЗМЕНЕНИЕ ВЛИЯНИЕ ПОРЯДОК ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ СИСТЕМА СИЛА АДАПТАЦИЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ
8 ПРОГРАММА ТЕКСТЫ
9 Междисциплинарное обобщение Утверждения, которые могут быть доказаны с той или иной степенью точности. Не «привязано» к какому-то отдельному предмету изучения, а представляет собой идею, которая справедлива по отношению к целому ряду областей знаний. С их помощью раскрываются глобальные темы, они обеспечивают смысл для проведения исследований в рамках изучаемой темы. Утверждения, которые могут быть доказаны с той или иной степенью точности. Не «привязано» к какому-то отдельному предмету изучения, а представляет собой идею, которая справедлива по отношению к целому ряду областей знаний. С их помощью раскрываются глобальные темы, они обеспечивают смысл для проведения исследований в рамках изучаемой темы.
10 ГЛОБАЛЬНАЯ ТЕМА ОБОБЩЕНИЕ СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛ Изменения происходят всегда и везде – в природе, обществе, вещах, созданных человеком. И З М Е Н Е Н И Е Естествознание, история, архитектура, техника, литература Тексты об истории письменности, истории техники (от арифмометра до компьютера), история Московского Кремля и т.д. Одно изменение влечет за собой другое Естествознание, история техники, литература, музыка, живопись Тексты о наступлении весны, об изобретении паровой машины, приручении животных и т.п. Сказки, стихи, музыкальное произведение в двух вариантах исполнения, репродукции картин.
11 ГЛОБАЛЬНАЯ ТЕМА ОБОБЩЕНИЕ СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛ Люди влияют друг на друга как положительно, так и отрицательно В Л И Я Н И Е История, литература Сказки, рассказы о влиянии одних людей (семьи, друзей, общества) на других Влияние времени можно обнаружить во всем, что нас окружает История, архитектура, искусство, техника Тексты об архитектуре, искусстве, технике, одежде, питании в разные времена (эпохи)
12 В основе обучения по программе «Одаренный ребенок» - методика исследования ИНДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Цель: открытие связующего принципа, новой идеи (обобщения) Цель: проверка обобщения (доказательство или опровержение)
13 Основные этапы индуктивного и дедуктивного исследования Мотивация (создание проблемной ситуации) Исследование (может быть в малых группах) Обмен информацией Организация информации Связывание информации, оценка Подведение итогов. Рефлексия ОБОБЩЕНИЕ ИНДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕРЫВ 30 мин
14 На занятиях МДО дети учатся: Анализировать. Классифицировать. Сравнивать. Выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев. Рассматривать события и явления с разных точек зрения. Проверять предположения. Доказывать. Устанавливать последовательность фактов, событий, явлений. Выделять причинно-следственные связи. Делать умозаключения. Комбинировать. Преобразовывать. Прогнозировать. Придумывать новое. Вести диалог и решать проблемы в малых группах. Анализировать. Классифицировать. Сравнивать. Выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев. Рассматривать события и явления с разных точек зрения. Проверять предположения. Доказывать. Устанавливать последовательность фактов, событий, явлений. Выделять причинно-следственные связи. Делать умозаключения. Комбинировать. Преобразовывать. Прогнозировать. Придумывать новое. Вести диалог и решать проблемы в малых группах.
15 Приобретают исследовательские умения: Ставить исследовательские вопросы. Формулировать проблемы. Выдвигать гипотезы. Составлять план работы. Вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез. Планировать и проводить небольшие интервью. Использовать разные источники информации для сбора фактов (книги, энциклопедии, словари, простейшие графики, диаграммы, таблицы, рисунки, схемы и т.п.). Организовывать (систематизировать) информацию. Представлять результаты своей работы используя разные формы: визуальные, речевые формы. Ставить исследовательские вопросы. Формулировать проблемы. Выдвигать гипотезы. Составлять план работы. Вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез. Планировать и проводить небольшие интервью. Использовать разные источники информации для сбора фактов (книги, энциклопедии, словари, простейшие графики, диаграммы, таблицы, рисунки, схемы и т.п.). Организовывать (систематизировать) информацию. Представлять результаты своей работы используя разные формы: визуальные, речевые формы.
16 Функциональное значение этапов индуктивного и дедуктивного исследования. МОТИВАЦИЯ Создание проблемной ситуации, возникновение вопроса и формулирование проблемы, необходимость поиска ее решения Создание проблемной ситуации, возникновение предположений и формулирование гипотезы-обобщения, необходимость поиска фактов для ее подтверждения Индуктивное исследование Дедуктивное исследование
17 Приемы создания проблемной ситуации на этапе мотивации Прием ключевых слов Прием загадки Выполнимое / невыполнимое действие Погружение в проблему
18 Функциональное значение этапов индуктивного и дедуктивного исследования. ИССЛЕДОВАНИЕ Поиск решения проблемы Поиск фактов для подтверждения или опровержения гипотезы-обобщения Поиск фактов для подтверждения или опровержения гипотезы-обобщения Индуктивное исследование Дедуктивное исследование Исследование в малых группах. Использование разного исходного материала (текст, рисунок и т.д.) Использование «рабочих листов», которые помогают собирать необходимую информацию и структурировать ее.
19 Функциональное значение этапов индуктивного и дедуктивного исследования. Индуктивное исследование Дедуктивное исследование ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ Изложение результатов исследования Малые группы представляют свои находки в разнообразной форме: доклад, рисунок, схема, модель, инсценировка и т.п. Соотнесение «своей» и «чужой» информации. Анализ и синтез новой информации с имеющейся проблемой.
20 Функциональное значение этапов индуктивного и дедуктивного исследования. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ Сортировка и классификация полученных фактов. Цель: открытие нового обобщения. Сортировка и классификация полученных фактов. Цель: осознать обоснованность гипотезы-обобщения. Индуктивное исследование Дедуктивное исследование
21 Классификация информации Маленькое открытие – найти общий связующий принцип, закономерность, общую идею (ОБОБЩЕНИЕ) Предлагаются разные варианты классификации. Выбирается подходящая, с точки зрения предстоящего открытия группировка имеющихся данных по принципу сходства
22 Функциональное значение этапов индуктивного и дедуктивного исследования. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ Сортировка и классификация полученных фактов. Цель: открытие нового обобщения. Сортировка и классификация полученных фактов. Цель: осознать обоснованность гипотезы-обобщения. Индуктивное исследование Дедуктивное исследование
23 Функциональное значение этапов индуктивного и дедуктивного исследования. СВЯЗЫВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ Открытие и формулирование нового знания: обобщения. Вывод о доказанности гипотезы- обобщения. Индуктивное исследование Дедуктивное исследование
24 Функциональное значение этапов индуктивного и дедуктивного исследования. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ Оценить в какой мере решена проблема, обсудить перспективы дальнейшей работы. Оценить предположения, которые были выдвинуты на этапе мотивации. Осмыслить значение обобщения, внести уточнения и дополнения. Индуктивное исследование Дедуктивное исследование
25 Индуктивное исследование Тема «ИЗМЕНЕНИЕ» Мотивация Прием загадки- интерпретации символа
26 Исследование в малых группах Цель: провести исследование в группах для поиска новых ФАКТОВ об изменениях, которые, помогут понять мысль, выраженную символом. План 1. Поработать с текстами 2. Найти новые факты об изменениях. 3. Представить факты на схеме. …
27 Обмен информацией Цель: рассказать о ФАКТАХ, обнаруженных в исследовании. Дети прикрепляют свои цепочки (схемы) к доске … …… …
28 Организация информации Собрать сходные сведения в группы. Расположить цепочки, имеющие одинаковое первое «звено», так чтобы одинаковые «звенья» наложились друг на друга, а остальные расходились в разные стороны.
29 Связывание информации. Обобщение. Вспомнить факты из разных групп. Найти общее в изменениях. Сформулировать ОБОБЩЕНИЕ. наступление весны изобретение паровой машины приручение животных
30 Подведение итогов. Рефлексия. Соотнести открытое ОБОБЩЕНИЕ с символом. Прочитать отгадку на обороте рисунка. Вернуться к гипотезам. Оценить отгадки детей, способность к пониманию символического языка. Рефлексия процесса исследования.
31 Регулятивные – определять цель и составлять план, действовать по плану, оценивать результат. Познавательные – извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация) представлять в разных формах. Коммуникативные – доносить свою позицию, понимать других ( в т.ч. вычитывать информацию, данную в явном и неявном виде), сотрудничать. Личностные – оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы, самоопределяться в системе ценностей.
32 Курс междисциплинарного обучения по программе «Одаренный ребенок» Автор и научный руководитель – доктор психологических наук Н.Б. Шумакова Школа-лаборатория 1569 «Созвездие» , Москва, ул. Шипиловская, 55, кор.2. Телефон: (495)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.