Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемРуслан Фомочкин
1 Выполнила: Ученица 8Б класса Клевцова Оксана Руководитель: Шатилова Т.И. учитель биологии
2 Альберт Сент-Дьердви
3 Чтение – это не только один из способов восприятия учебного материала, но в то же время активная работа органа зрения. Как известно нам, школьникам, приходится много читать, что требует значительного зрительного напряжения и может стать причиной ухудшения здоровья. Одной из главных условий нормальной работы зрительного аппарата при чтении является то, как оформлена книга. По данным ежегодно производимых медосмотров учащихся в нашей школе идёт увеличение заболеваний, связанных с нарушением зрения. Мне совсем не безразлично, что читаю я и мои одноклассники.
4 Гигиена – раздел медицины о создании условий для сохранения и укрепления здоровья. Сан Пин – санитарные правила и нормы Гарнитура – вид шрифта по рисунку. Офсетная печать – на сегодня самый известный и распространенный вид печати. Технология печати, предусматривающая перенос краски с печатной формы на материал не напрямую, а через промежуточный офсетный цилиндр. Офсетная бумага - устойчива,благодаря повышенной проклейке, к воздействию увлажняющего раствора, который наносят на неё в процессе печатания. Апроши – промежутки между словами. Интерлиньяж – расстояние между строками. Плотность набора – количество знаков на площади 1 кв. см Набор – определенная взаимосвязь отдельных полиграфических элементов оформления учебников.
5 Сравнить элементы оформления школьного учебника с гигиеническими требованиями к нему Задачи исследования: 1. Составить классификацию требований к учебникам 2-й ступени естественных дисциплин 2. Исследовать соответствие требований к качеству бумаги 3. Рассмотреть соответствие гигиенических требований к качеству печати и набора 4. Сравнить элементы оформления школьного учебника с гигиеническими требованиями к нему 5. Сделать вывод о степени нарушения гигиенических требований, предъявляемых к оформлению школьного учебника 6. Определить основные нарушения гигиенических требований
6 Я предполагаю, что учебник природоведения, по которому идёт обучение в 5 классе, не совсем соответствует гигиеническим требованиям и содержит незначительные отклонения. Применение методик исследований поможет доказать или опровергнуть мои предположения. Объект исследования – учебник природоведения 5 класса, его соответствие гигиеническим требованиям Предмет исследования – элементы гигиенических требований (или гигиеническая характеристика учебника)
7 Работа имеет прикладное значение, актуальная в современных условиях обучения, её результат может быть интересным для преподавателей, учеников не только нашей школы, но и других школ Топчихинского района, так как подобное исследование в районе ранее никем не проводилось.
8 1)Т.С. Сухова, В.И. Строганов – Природоведение, 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, – 224 с. 2)Гигиенические требования к школьным учебникам tutorial.ru/med-books/book/16page/11-gtava-10-gigienicheskie-trebovaniya 3) «Гигиенические опыты и самонаблюдение» журнал Биология в школе 3 – 2002 г. 4) О санитарно – гигиенических нормах и требованиях, предъявляемых к школьным учебникам http// 5) Сан ПиН Гигиенические требования к учебным изданиям для общего и начального профессионального образования.
9 СГТ Наличие грифа Переплёт Время обучения Вес
11 Свойства бумаги ТребованияДействительность Цвет и оттенок Белый или слабо - желтоватый Соответствует нормам Просвечиваемость Полная непросвечиваемость печати с обратной стороны Наблюдается просвечиваемость печатного текста с подлежащей страницы с нижней стороны листа. Это зависит от толщины и выделки бумаги Глянцевитость Полное отсутствие глянцевитости Соответствует нормам Гладкость Полное отсутствие шероховатостей и неровностей Соответствует нормам Чистота Отсутствие на поверхности волосков, точек, пятен Соответствует нормам Выделка Полная равномерность, отсутствие облачности при рассматривании в проходящем свете Облачность присутствует при рассматривании в проходящем свете. Это зависит от толщины бумаги и содержания в ней древесной стружки Вид Допускается офсетная бумага 1 и 2 Соответствует нормам ( бумага 1 ) Сравнительная характеристика гигиенических требований к бумаге и их соответствием в учебнике
13 Из 7 гигиенических требований к бумаге, в двух случаях наблюдаются несоответствие гигиенических требований: выделка и просвечиваемость.
14 Свойство печати ТребованияДействительность Качество Четкая, интенсивно черного цвета. Основной шрифт – прямой. Равномерное обозначение структурных элементов учебника, выводов, правил, выделения отдельных слов, допуская шрифтом прямого, полужирного и жирного начертания ( допускается курсив) Соответствует нормам Гарнитура (шрифт по рисунку)Школьная. Литературная. Простой, четкий, достаточной величины с четкими просветами Соответствует нормам Размер шрифта Приблизительный размер основного шрифта – 10 мм, дополнительного шрифта – 9,8 мм. Высота строчной буквы 1,75 мм., толщина основных шрифтов 0,25 мм., толщина соединительных штрихов 0,15 мм. Соответствует нормам Не соответствует нормам Соответствует нормам Сравнительная таблица гигиенических требований к печати и их соответствием в учебнике
15 Свойство печати ТребованияДействительность Иллюстрация Для четкого восприятия текста между ним и цветными иллюстрациями –пробелы не менее 6,5 мм Все детали в иллюстрациях и фотографиях должны четко просматриваться. Не соответствует. Много мелких, не просматриваемых рисунков (32, 60, 93, 130, 72, 73). Нет четкости, детали плохо рассматриваются, смазанные (11, 32, 60, 72, 73, 85, 98, 102, 119, 125, 130, 148, 194, 193).
18 ВЫВОД: Выявлены несоответствия гигиеническим требованиям в размерах шрифта. Существуют нарушения в печати иллюстраций и фотографий.
19 Сравнение элементов оформления набора учебника с СГТ Свойство печати ТребованияДействительность Апроши(промежутки между словами) Рекомендованное расстояние не 15Соответствует (13,5 слов) Поля Обязательные соотношения 2:3:4:5. Должны контрастировать с полосой набора, быть белыми, иметь размеры 15 – 20 мм Не соответствует (2,0:1,5:2,5:2,0) Переносы Ограниченное число переносов на страницу (3-4) Не соответствует(от 7 до 16) С. 20, 22, 34, 44, 81, 86
21 ВЫВОД: Из приведенных в таблице пяти гигиенических требований к набору, в трех случаях наблюдается несоответствие.
22 1. Определена характеристика гигиенических требований к учебникам естественных дисциплин для 2 ступени обучения. 2. Наблюдается некоторое несоответствие требований к качеству бумаги. 3. Прослеживается частичное расхождение с требованиями к печати и набору. 4. Выявлена степень нарушения требований, предъявляемых к оформлению школьного учебника, которые составляют 30%. 5. Определены основные нарушения гигиенических требований Сан ПиНа к школьному учебнику.
23 Оформление школьного учебника должно быть тесно связано с гигиеническими рекомендациями, а также с педагогическими требованиями художественного и полиграфического исполнения. Возникшие сомнения перед началом работы, подтвердились, из 20 исследуемых элементов оформления учебника 7 не соответствуют предъявленным нормам и требованиям. Получены следующие результаты: оформление учебной книги тесно связано с гигиеническими требованиями, но не полностью соответствуют им. А значит, существует некоторая опасность снижения зрения и благополучия здоровья школьника. Мы связались с сотрудниками комитета Роспотребнадзора, ознакомили их с результатом наших исследований, обсудили их, составили претензию и отправили в комитет по защите прав потребителей.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.