Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемИгорь Солдаткин
1 Буллинг: последствия, профилактика, технологии преодоления. Безрукова С.А., педагог-психолог ППМС центр Пензенской области
2 Последствия буллинга для детей-жертв: Суицид Защитное агрессивное поведение Школьная дезадаптация Нарушения в эмоциональном и социальном развитии Тяжелые психологические последствия
3 Особенности поведения жертв буллинга: притворяются больными, чтобы избежать похода в школу; боятся одни идти в школу и из школы, просят проводить их на уроки, опаздывают; поведение и темперамент меняются; явные симптомы страха, заключающиеся в нарушениях сна и аппетита, ночном крике, заикании и нервном тике, нелюдимости и скрытности; обнаружение рваной верхней одежды или поврежденных вещей; частые просьбы дать денег, воровство; снижение качества учебы, потеря интереса к любимым занятиям; постоянные ссадины, синяки и другие травмы; молчаливость, нежелание идти на разговор; как проявление крайней степени: суицид.
4 Последствия буллинга для детей-зрителей: Буллинг провоцирует негативные черты людей, вызывая психодинамику самого низкого толка. Почему? 1) Буллинг заразителен; 2) В нем вы обнаруживаете себя, вынужденными выбирать между силой и слабостью (жертвы часто выглядят смешно и жалко), не очень хочется ассоциироваться со слабыми; 3) Он быстро приводит к тому, что вы больше не чувствуете личную ответственность, он провоцирует просто делать, как все; 4) Страдание жертв повторяется снова и снова, и вы замечаете, что у вас чувства сострадания раз от разу притупляются
5 Последствия опыта участия в буллинге для детей-буллеров: трудности с успеваемостью в школе; трудности с социализацией; трудности самоопределения.
6 Типы адаптации детей и подростков к психотравме: 1 тип. Активное сопротивление 2 тип. Пассивное сопротивление. 3 тип. Отказ от сопротивления. 4 тип. Бегство от травли. 5 тип. Проблемно-усугубляющее поведение
7 Факторы, способствующие развитию буллинга в классе/школе Отсутствие контроля за поведением на переменах. Позиция безразличия в отношении насилия со стороны сверстников. Равнодушие как установка – со стороны педагогов.
8 Подходы школ к решению проблем 1. «Невмешательский» подход - «руки прочь» 2. Подход «твердой руки» - тотальный внешний контроль. Основные методы воздействия угрозы и шантаж. 3. «Возьмемся за руки» - педагоги и школьные коллективы считают, что буллинг – это отвратительное зло и твердо, но не агрессивно, выступают против него.
9 Комплексная работа по профилактике буллинга в школах 1 этап (шаг) - признание проблемы были ли у них до сих пор проблемы в школе; есть ли у них неприятности в настоящее время; знают ли они кого-нибудь, у кого есть неприятности; если они в настоящее время не имеют лично каких-либо проблем, то испытывают ли страх за свою безопасность вообще. 2 этап (шаг) – определение проблемы суть проблемы (проблем); серьезность проблемы; частота проявления; соответствующие примеры. 3 этап (шаг) – выполнение программы создание атмосферы нетерпимости к любому акту насилия в школе; лучшее наблюдение за холлами, комнатами отдыха, столовыми; соответствующая воспитательная работа по классам в режиме свободной дискуссии; разработка этического кодекса школы; выраженное ожидание, что ученики будут сообщать о нарушениях либо администрации, либо консультантам; создание консультантами групп поддержки для пострадавших и групп для работы с обидчиками.
10 Профилактика постстрессовых последствий буллинга предполагает: Создание условий недопущения буллинга. Скорейшее и грамотное разобщение ребенка (подростка) с соответствующими стрессовыми воздействиями. Укрепление защитных сил личности и организма в противостоянии травле.
11 Сравнительный анализ подходов к дисциплине в различных педагогиках Можно критиковать и корректировать поведение, но не личность. Даже буллеры теряют интерес к насилию, если находят в школе осмысленное и ценное для себя дело, в котором проявляется их потенциал и может быть пережито чувство успеха. Через санкции указать ребенку, какие последствия имеет его свободное поведение (его выбор). В умении выдерживать санкции кроется источник способности быть ответственным. Ответственность за качество отношений между ребенком и взрослым лежит на взрослом, а не на ребенке. Жизнь ребенка в школе и жизнь ребенка дома должна регулироваться разными правилами и правила не должны смешиваться.
12 Школа имеет собственную ответственность за развитие личности ребенка, отличную от ответственности родителей. Школа отвечает за все, что ребенок делает и переживает в ее стенах. Школа отвечает за установление рабочего контакта с родителями ребенка. Учитель, а не ребенок отвечает за качество взаимодействия в системе «учитель-ученик». Весь коллектив педагогов отвечает за то, что происходит с детьми в стенах школы. Если вы ничего не предпринимаете для решения проблемы, вы сами становитесь ее частью.
13 Антибуллинговая программа школы I. Повышение уровня коммуникативной культуры в школе: учить всех, как обходится с буллингом (улучшать взаимодействие между учащимися и взрослыми в школе) 1. Повышение квалификации администрации школы по вопросу предотвращения буллинга. В школе должны быть разработаны правила поведения для всех учеников, столкнувшихся с буллингом: что делать, куда идти и кому заявить. Заявление о факте провокации, оскорбления, физического насилия, вымогательства, угроз и т.д. должно быть сделано обязательно. В школе также создается антибуллинговый комитет. 2. Повышение квалификации администрации по созданию позитивного климата в школе.
14 Антибуллинговая программа школы II. Совершенствование компетенций противодействия властолюбивому поведению у педагогического и технического персонала школы Учителя должны уметь распознавать потенциальных жертв буллинга и быть бдительными. Учащиеся, которые подвергаются агрессии, должны иметь право рассчитывать на поддержку со стороны учителей, когда речь идет о буллинге. Учителя должны научиться распознавать властолюбцев и отличать степень выраженности агрессивного поведения (злостный ли агрессор этот ученик). Учителя должны научиться конструктивно конфронтировать с агрессией. Учителя должны опираться на созданную в школе систему противодействия, в том числе антибуллинговый комитет и другие структуры, оказывающие экстренное противодействие в ситуации агрессии среди детей. Учителя должны знать, какие факторы классной атмосферы способствуют буллингу.
15 Антибуллинговая программа школы III. Формирование у учащихся конструктивного поведения на случай буллинга в их адрес Дети должны уметь и быть готовыми: Рассказать о случае буллинга своим родителям, либо взрослым, которым они доверяют, например, учителю, воспитателю, руководителю студии и т.п. Вести себя уверенно Искать друзей среди сверстников и одноклассников Избегать ситуаций, в которых возможен буллинг Заниматься методично и последовательно восстановлением своей самооценки с помощью специалиста, если нужно. Быть настойчивым и задиристым (хотя бы внешне) Не надеяться (мечтать) отомстить с помощью еще большей жестокости и не применять оружие Учиться использовать юмор - самое мощное оружие против вербальной агрессии
16 Антибуллинговая программа школы IV. Формирование конструктивного поведения у зрителей – свидетелей буллинга Дети должны уметь и быть готовыми: Отклонять предложения поучаствовать в травле Пытаться разрядить обстановку, когда она накаляется и возможен буллинг Громко кричать и искать поддержки, если стал свидетелем насилия Немедленно привести кого-то из взрослых, кому ты доверяешь Подбадривать и поддерживать жертв, советовать им пойти за помощью к надежному взрослому
17 Антибуллинговая программа школы Привлечение родителей Обучение родителей обхождению с ситуацией буллинга и бдительному отношению (распознавание первых признаков неблагополучия) Организация регулярных встреч с родителями Выстраивание четкой процедуры, которая позволяет сделать заявление о случаях буллинга Работа с родителями жертв Работа с родителями буллеров Вовлечение родителей в планирование и реализацию деятельности по предотвращению буллинга в школе
18 Антибуллинговая программа школы Привлечение общественности 1. Приведение правил школы в соответствие с государственными и федеральными законами 2. Использование средств массовой информации для рассказа общественности о попытках буллинга и проделанной по предотвращению работе 3. Выступление в поддержку сокращения насилия в школе 4. Поощрение создания сообщества тех неравнодушных людей, которые против буллинга: священников, общественных организаций, полиции, политических партий и т.д.
19 Задачи психологических служб в отношении буллинга Распознавание угрозы суицида, оценки степени рисков и попыток предупреждения суицидального поведения. Работа с депрессивными симптомами подростка-жертвы. Работа со всеми субъектами образовательного процесса школы.
20 Программа прекращения буллинга в классе «Без обвинений» Участники: Специалисты - социальные работники, школьные психологи или руководство школы. Группа помощников – ученики, включая инициаторов травли.
21 Методика «Без обвинений»: описание этапов Первый этап – подготовка. 1) Первый разговор с жертвой 2) Разговор с родителями жертвы 3) Информирование и подготовка других учителей Второй этап – проведение 1) Встреча с группой помощников 2) Объяснить помощникам, в чем проблема, никого не обвинять и не дискутировать по поводу прошлого, никого не наказывать, а вместе взять на себя ответственность за происходящее: что может сделать каждый человек из группы? 3) Второй разговор с жертвой примерно через неделю 4) Следующие беседы с каждым из членов группы; затем, возможно, повторные беседы – индивидуальные или с группой Заключительный этап - праздник, возможно, даже с вручением диплома – примерно через 2 месяца. Последующие действия – «держать руку на пульсе» Поддерживать контакт с жертвой и ее семьей, регулярно осведомляться о том, как развивается ситуация у затронутого буллингом ребенка.
22 Встреча с группой помощников Основное послание: «У меня есть большая проблема в связи с тем, что одному из учеников (учениц) нашего класса приходится сейчас очень плохо. Я не могу самостоятельно справиться с этой проблемой! Мне нужна помощь, и я обращаюсь за этой помощью к вам!» Задачи: - объяснить, в чем проблема (моя проблема), никого не обвинять - не дискутировать по поводу прошлого - никого не наказывать, а вместе взять на себя ответственность за происходящее - что может сделать каждый человек из группы? Никаких обещаний! - «Вы сможете это сделать!» - передать ответственность группе. - Провести повторный разговор примерно через неделю.
23 Методика «Без обвинений» - это разновидность медиации, работы по урегулированию конфликтов и менеджменту рискованных ситуаций. Основная работа педагога состоит в проведении регулярных бесед со всеми участниками ситуации Главным объектом методики является жертва. Поговорить с ней нужно в первую очередь и делать это нужно правильно. Цель этой беседы в том, чтобы выяснить, что происходит, кто участвует в травле, а также с кем, возможно, у жертвы еще есть хорошие отношения и каковы собственные ресурсы жертвы по урегулированию ситуации. На основе информации, полученной в этой беседе, впоследствии специалист (например, социальный работник), применяющий методику «Без обвинений», вместе с классным руководителем формирует группу помощников.
24 Вопросы интервью: -Сколько времени уже длится эта ситуация? - Что тебе пришлось пережить? В какой форме осуществлялись притеснения? Что конкретно происходило? Что тебя больше всего задевало / ранило? - Кто в этом участвовал? - Как эти нападки повлияли на тебя? Что ты ощущал? - Какой была твоя жизнь в это время? - Пытался ли ты что-то против этого предпринять? Что и когда? - Как обстояли дела с аппетитом, сном, сновидениями, здоровьем и т.д.? - Оцени степень своего отчаяния (чувства безнадежности ситуации, своей беспомощности): [ ] - Какова степень твоей уверенности в себе / веры в лучшее: [ ] - Думал ли ты о том, что больше не можешь это выдерживать? Какие мысли у тебя были о том, что ты мог бы в этой ситуации сделать? - Чего бы ты хотел (твое желание)? По каким признакам ты мог бы определить, что тебе стало лучше? - Что должно было бы произойти, чтобы в школе, в гардеробе, в классе, на переменах, по дороге в школу тебе стало лучше? - Как ты думаешь, что ты сам мог бы сделать, чтобы изменить свою ситуацию к лучшему? - Есть ли еще что-то важное, о чем ты хотел бы сказать?
25 «НИКОГДА НЕ СОМНЕВАЙТЕСЬ, ЧТО НЕБОЛЬШОЙ ГРУППЕ ЧУТКИХ И ПРЕДАННЫХ СВОЕМУ ДЕЛУ ЛЮДЕЙ ПО СИЛАМ ИЗМЕНИТЬ МИР» МАРГАРЕТ МИД
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.