Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЛюбовь Резникова
1 Школьные учебники по биологии в настоящее время Авторская линия учебников под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. Пономарева Ирина Николаевна Автор: Пономарева Ирина Николаевна, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный профессор РГПУ им.Герцена, действительный член (академик) МАНЭБ (Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности), доктор педагогических наук, профессор кафедры методики обучения биологии и экологии.
2 Основные идеи авторской программы Две части предмета биологии: 59 классы и 1011 классы Экологизация содержания; Культурологическая направленность курсов; Отражение идей гуманизации, гуманитаризации и компетентностного подхода в обучении; Обновление научного содержания в соответствии с достижениями науки биологии; Обновление методического аппарата в соответствии с достижениями науки методики обучения биологии; Отражение концептуальных идей педагогики для современной общеобразовательной школы; Соответствие требованиям ФГОС второго поколения
3 Идеи и концепции - стратегии образования ХХI века В конце 90-х годов ХХ века: -Личностно-ориентированный подход в образовании; -Деятельностный подход в образовании; -Новые требования к качеству образования; -Педагогические технологии в школьном образовании; -Информатизация образования основной и старшей школы В начале первого десятилетия ХХI века: -Компетентностный подход в образовании – 2000 г.; -Профильное обучение и предпрофильная подготовка – 2004 г.; -Обязательное ЕГЭ и ГИА /2009 г.; -«Наша новая школа» ; -Универсальные учебные действия в основной школе (по госстандарту второго поколения г. ; Все эти идеи и концепции мы учитывали при переработке учеников нашей линии для 5-11 классов в гг.
4 Изменения в обучении биологии по стандарту второго поколения Новая структура предмета биологии 5-9 классов. Увеличена роль организации развития учебно- познавательной деятельности; Введена система универсальных учебных действий (УУД). В том числе: личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные; Развитие УУД идёт в процессе овладения знаниями, т. о., знания из цели обучения становятся средством обучения и развития ученика; Введены новые требования к качеству образования. Усилена работа на развитие самостоятельности учеников в учебно-познавательной деятельности.
5 Особенности курса биологии в авторской линии Содержание учебных курсов 5-11 кл. излагается преемственно от курса к курсу, на основе теории развития биологических понятий; Придерживаемся схемы: «1 учебный год–1 курс» и «1 параграф –1 урок»; Содержание учебных курсов 59 классы строится на основе экологизации, практико ориентированного и компетентностного подходов в содержании биологии, также с учётом требований ФГОС ООО; Содержание учебных курсов классы строится на основе интеграции знаний, свойственных структурным уровням организации жизни; Структура курса биологии 1011 классы обусловлена межпредметными связями – с географией (10 кл.) и химией (11 кл.), трудностью учебного материала молекулярного уровня, а также для более успешной сдачи ЕГЭ.
6 Биология. 5 класс Для 5 класса создан совершенно новый учебный курс биологии пропедевтического содержания. Основная идея курса – «Введение в современную биологию». В курсе отображены: экологизация, историзм культура логичность, компетентностный подход. Расширен методический аппарат учебника. Его основная идея – развитие самостоятельности в познании и деятельностный подход в обучении.
7 ТЕМЫ КУРСА : Глава 1. Биология – наука о живом мире. Глава 2. Многообразие живых организмов. Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля. Глава 4. Человек на планете Земля.
8 Состав учебно-методического комплекта: - Программы «Биология. 511 классы» - Учебник - Рабочая тетрадь - Методические рекомендации для учителя - Электронное приложение
9 Содержание аппарата усвоения в учебнике для 5 класса Проверьте себя. Выполните задания: А - задания на сравнение и объяснение; Б - выберите правильный ответ; В -составьте слово; Г- найдите лишнее понятие. Обсудите с друзьями. Выскажите своё мнение. Работа с моделями схемами, таблицами. Все вопросы и задания ориентированы на самоконтроль, самопроверку, самооценку.
10 Биология. 6 класс Создано два варианта учебников, представленных в отдельных книгах: с 1 часом в неделю и с 2 часами. В обоих случаях в учебниках сохраняются все авторские идеи и структура содержания. Отдельно изложены морфологический и физиологический материалы о растении. Завершается курс темой «Природные сообщества».
11 В учебниках более развёрнуто даны: аппарат ориентировки; аппарат усвоения; компетентностный подход; работа по развитию универсальных учебных действий. Особое внимание Особое внимание уделено экологизации учебного содержания, компетентности, рефлексии учащихся, практическому значению знаний, развитию у учеников самостоятельности и самоконтроля.
12 Рубрики заданий для самоконтроля в разделе «Подведём итоги» (6 класс) Проверьте себя самостоятельно; Выполните задания; Обсудите проблему с друзьями; Выскажите своё мнение; Ваша позиция; Проведите наблюдение и сделайте вывод о значении вашего исследования; Учимся создавать проекты, модели, схемы; Темы проектов для выполнения в группе; Узнайте больше; Основные понятия темы. Из учебника биологии по стандарту второго поколения
13 Биология. 9 класс. Особенности учебника Содержание учебного курса переработано в соответствии с требованиями ФГОС (2010); Сокращен теоретический материал по генетике, цитологии, расширены сведения об общих биологических закономерностях живого мира; Добавлены материалы общебиологического характера о растениях, бактериях, грибах, животных и человеке в целях обобщения имеющихся знаний, развития представлений об эволюции живой природы и формирования естественнонаучной картины мира; Средствами содержания учебного курса и материалов аппарата усвоения в учебнике даётся возможность подготовки учащихся к самоконтролю, к ГИА, ЕГЭ и выбору профильного направления для обучения затем в старшей школе
14 Отражение авторских идей в учебниках для 1011 классов Отражение авторских идей в учебниках для классов В соответствии с диверсификацией школьного биологического образования ориентируем учебники: базового уровня базового уровня – в культурологическом направлении, показывая роль биологии в культуре общества и личности; профильного уровня профильного уровня – в направлении специализации по биологии (углубление и отражение профессий на биологической основе).
15 Отражение авторских идей в учебниках для 1011 классов Особое внимание уделено материалу, направленному на развитие самообразования, самоконтроля и творческой деятельности личности. В настоящее время в соответствии с требованиями ФГОС для старшей школы проведена переработка учебников для 1011 классов.
16 Учебник в системе решения задач качества образования * В системе аппарата ориентировки в учебнике: - в начале главы дан перечень ожидаемых результатов («Вы узнаете» и «Вы сможете»); -в начале параграфа даны задания на актуализацию («Вспомните» или «Вы знаете»). * В системе аппарата усвоения в учебнике: - в конце параграфа даны 3-4 задания для самоконтроля, закрепления полученных знаний, умений, навыков. -в конце главы (темы, раздела) даны задания на самоконтроль, самооценку, рефлексию, применение знаний в действии, формирование интереса, развитие творческой деятельности и самостоятельности в обучении.
17 Что нового в методике обучения биологии в настоящее время в связи с ФГОС 2010 Использовать учебник и УМК в целях развития самостоятельности учащихся в познании, для развития умений применять свои знания в практической деятельности и в повседневной жизни, при формировании ключевых компетентностей и УУД; Применять технологии, обеспечивающие развитие у школьников умений самостоятельно и мотивированно организовывать учебно-познавательную деятельность. Мотивировать учащихся принимать участие в проектах и «работать в команде»; Предусматривать в практической деятельности учителя определение новых педагогических целей обучения, направленных на развитие личностных качеств у ученика.
18 Усложнение педагогических целей в обучении биологии Предметные цели обучения Предметные цели обучения: -Когнитивный компонент (овладение основами научных знаний); -Деятельностный компонент (овладение предметными умениями и навыками); -Ориентационный компонент (формирование представлений о мире). Личностные цели обучения:Личностные цели обучения: - Цели развития мышления, познавательных способностей, универсальных учебных действий; - Цели развития общих способностей и культурных интересов; -Цели формирования мотивации к саморазвитию, в том числе к самообразованию.
19 Новые функции в педагогической деятельности учителя Включается работа по воспитанию у школьников самостоятельности в образовании; Необходим учёт знаний, получаемых самими учащимися вне школы из разных источников; Использовать в содержании образования информацию внешней образовательной среды; Изменять свою работу в направлении от деятельности информирующей, к деятельности развивающей творчество, формировать интерес ученика, его самостоятельность в познании, самосознании и самоопределении. * Не утратить предметное биологическое содержание при переходе на Стандарты второго поколения
20 Задания на развитие личностных действий Выразите свою позицию; Объясните ваш самостоятельный поступок в… ; Примите решение по …; Решите жизненную задачу, затрагиваемую в тексте параграфа; Поясните, ради чего вы осуществляете эту деятельность (учение, постановка опыта, прочтение книги, работа с компьютером, поиск информации в интернете и пр.); Отметьте, что в данном параграфе вы еще не очень хорошо усвоили; Выявите самое главное утверждение в тексте учебника о …; Выразите информацию в виде краткой записи текста из учебника.
21 Задания на развитие коммуникативных действий Сформулируйте своё высказывание при коллективном обсуждении; Оцените позицию других людей в решении… ; Примите общее решение в спорном вопросе; Обсудите проблему в коллективе (в классе, в малой группе или в паре со сверстником); Выступите в роли эксперта; Сравните своё понимание ценности с ценностями (других людей, науки, учёных); Учитесь слушать и слышать других; Примите участие в дискуссии.
22 Задания на развитие познавательных действий Выделите главное содержание в тексте; Сформулируйте сами понятие о…; Используйте разные источники информации по биологии; Классифицируйте перечисленные факты; Структурируйте материалы текста, озаглавьте рубрики; Оцените форму содержания и его полноту изложения; Подумайте, как будут развиваться события дальше; Придумайте новый более убедительный пример; Создайте компьютерное учебное пособие по теме… ; Оцените своё действие в обсуждении вопроса; Извлеките необходимую информацию из прочитанного текста и запишите её в кратком виде (в виде тезисов).
23 Задания на развитие регулятивных действий Определите план своих действий при выполнении работы; Определите последовательность выполнения задания; Составьте план и последовательность действий при… ; Спрогнозируйте результаты опыта; Внесите необходимые дополнения и коррективы в план; Выделите то, что вами уже усвоено в этой теме; Выделите то, что вам ещё предстоит усвоить из этого (параграфа, темы, курса и пр.); Постройте план выполнения (проекта, опыта, исследования в природе, подготовки презентации и пр.); Выстройте стратегию поиска решения задачи. Определите, каковы ваши цели при выполнении данной исследовательской (проектной) работы.
24 Направление работы по биологии для качественного образования Подведём итоги Использовать материалы рубрики «Подведём итоги» в целях развития самостоятельности учащихся в познании, для самоконтроля и развития умений применять свои знания в практической деятельности; Организовывать на уроке самостоятельную работу с текстом учебника, обеспечивающую развитие у школьников умений организовывать свою учебно-познавательную деятельность; Стимулировать проявление у учеников образовательной рефлексии и самооценки своих учебно-познавательных действий и результатов своей работы с учебником; Предусматривать в практической деятельности учителя оценку самостоятельной деятельности школьников на уроке, обсуждение и оценку выполнения учениками индивидуальных и групповых проектов, моделей и схем; Предусматривать в практической деятельности учителя на уроке или во внеурочной деятельности обсуждение и оценку результатов наблюдений, проводимых школьниками в каждой теме учебного курса; шире применять на уроке рабочую тетрадь.
25 Весь наш авторский коллектив вместе с издательским центром «ВЕНТАНА-ГРАФ» стремились средствами школьного учебника обеспечить помощь в работе учителя и учащихся. То, что мы не смогли включить в тексты учебника – включили в УМК по каждому курсу предмета «Биология»: в методические пособия и в рабочие тетради для учеников.
26 Спасибо за внимание !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.