Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемyspu.org
1 Ассоциация классических университетов России (АКУР) Технологии проектирования основных образовательных программ вуза на основе ФГОС ВПО нового поколения (модульный подход) Евгения Владимировна Караваева Исполнительный директор АКУР, кандидат физико-математических наук, доцент МГУ имени М.В. Ломоносова Апрель 2010
2 ФГОС ВПО Направление подготовки, Уровень Квалификация (степень) Сроки реализации и трудоемкость ООП Требование к результатам освоения ООП (КОМПЕТЕНЦИИ) Требования к условиям реализации ООП (Применение системы зачетных единиц) Основные элементы ФГОС Требования к структуре ООП (ЦИКЛЫ и РАЗДЕЛЫ) МОДУЛИ-?
3 КОМПЕТЕНЦИИ, МОДУЛИ образовательной программы Академические КРЕДИТЫ (зачетные единицы) – единый и неразрывный принцип создания учебных программ в рамках Болонского процесса и основа для академической мобильности студентов и преподавателей
4 Болонский процесс - попытка создания единого европейского образовательного пространства, конкурентоспособного в условиях цивилизации начала ХХI в. по отношению к образовательным пространствам Америки, Азии и иных регионов планеты. Единство образовательного пространства - не унификация, оно подразумевает лишь взаимную прозрачность (понятность) образовательной практики разных стран и вузов по отношению друг к другу.
5 Единая СИСТЕМА УРОВНЕЙ или ЦИКЛОВ высшего образования (бакалавр – магистр – доктор) Единый механизм соотнесения академических СТЕПЕНЕЙ и КВАЛИФИКАЦИЙ, полученных в результате освоения различных образовательных программ (Европейская рамка квалификаций, ЕРК) Для обеспечения выполнения основных принципов Болонского процесса необходимы :
6 Для прозрачности образовательных систем разных стран по отношению друг к другу необходимы единые подходы к формулировке РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ. Поскольку потенциальный работодатель заинтересован в том, чтобы пришедший к нему выпускник учебного заведения умел хорошо выполнять определенные профессиональные действия, результаты обучения было сочтено целесообразным оценивать с помощью КОМПЕТЕНЦИЙ
7 Понятие Компетенции применительно к сфере высшего образования Студент получает в вузе по избранному профилю образования: а) определенный необходимый объем базовых (теоретических) знаний; б) совокупность методологий и методик применения этих знаний в практической деятельности; в) определенный опыт подобного применения (в ходе учебных, производственных и иных практик, лабораторных работ, самостоятельных исследований и т. п.). Все эти отдельные элементы результатов образования вместе составляют «компетенцию».
8 Особенность ФГОС - формирование требований к результатам освоения ООП терминах компетенций. ЗНАНИЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ОБЛАСТИ УМЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ ОПЫТ и МОТИВАЦИОННО ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА К О М П Е Т Е Н Ц И Я Компетенция – комплексная характеристика готовности выпускника применять знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности
9 Для формирования отдельных компетенций необходимы конкретные теоретические знания и практические навыки, отсюда возник «прозрачный» (ясный работодателю и вузу- партнеру) способ построения образовательных программ МОДУЛЬНЫЙ
10 Определения модуля Модуль – относительно самостоятельная (логически завершенная) часть образовательной программы, отвечающая за формирование определенной компетенции или группы родственных компетенций Модульная образовательная программа – совокупность и последовательность модулей, направленная на овладение компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации
11 Чтобы оценить «вес» того или иного модуля в образовательной программе или образовательной программы в целом в единицах реальных трудозатрат обучающегося - введено понятие условных единиц КРЕДИТОВ Европейская система перевода и накопления кредитов (European Credit Transfer System, ECTS) В кредитах ECTS учитывается количество времени (аудиторных занятий, самостоятельной работы, практик, мероприятий контроля успеваемости и т.п.), необходимое среднему студенту для достижения заданных результатов обучения. Кредиты начисляются в случае успешного освоения студентом определенной части программы (модуля) и не зависят от полученной оценки или степени важности модуля для профессиональной подготовки.
12 Основы построения единого образовательного пространства в Европе (ИДЕАЛЬНАЯ СХЕМА) Европейская система квалификаций: ЕРК (8 уровней квалификаций по образованию, дескрипторы уровней, компетенции) Модульные образовательные программы ECTS Система обеспечения качества, самостоятельность вузов, их ответственность за качество ОП
13 Национальные системы квалификаций НРК, определяющие все имеющиеся в стране уровни квалификаций по образованию (дескрипторы в виде знаний, умений и широких компетенций) Профессиональные стандарты – конкретизация компетенций и требования к уровню квалификации по образованию для занятия тех или иных должностей Модульные образовательные программы (в идеале «компетенция – модуль») на всех уровнях квалификаций по образованию, включая дополнительные ОП Система обеспечения качества модульных образовательных программ и отдельных модулей Система накопления (и передачи) кредитов Система оценки результатов образования и сертификации квалификаций по образованию (формальное образование определенного уровня, накопление кредитов за освоение образовательных модулей и сертификация образовательного ценза следующего уровня)
14 Национальная рамка квалификаций России Инициаторы разработки – РСПП и Минобрнауки России Исполнители – национальное агентство развития квалификаций (НАРК) и Федеральный институт развития образования (ФИРО) НРК России подписана в 2008 году заместителем министра образования и президентом РСПП как документ, рекомендованный разработчикам профессиональных и образовательных стандартов.
15 В реальности существует несколько разных подходов при реализации модульных программ модуль как часть дисциплины (дидактическая единица, раздел, глава, тема), изучение которой имеет четкие цели и заканчивается определенным видом контроля (Федеральный технологический университет Швейцарии) модуль как учебная дисциплина (часто - курс, рассчитанный на несколько уровней освоения, тогда выделяются базовый модуль, продвинутый (углубленный) модуль, специализированный модуль (университеты США) модуль как группа родственных дисциплин (в российских ГОС – циклы) модуль как совокупность всех видов учебной работы при формировании определенной компетенции или группы родственных компетенций (университеты Германии, Tuning)
16 Специфика понятия «модуль» в методологии Tuning : Модуль объединяет различные виды учебной работы – лекции, семинары, практикумы, самостоятельную работу студента, формы отчетности (контрольные работы, рефераты, зачеты и т.п.). Каждому модулю назначается ограниченное число кредитов в стандартизованных (для данной программы или для ряда программ) кратных числах (например 5, 10, 15 – или 3, 6, 12 и т. п.). Освоение каждого модуля завершается аттестацией (оценкой результатов). Распределение кредитов осуществляется «вертикально», «сверху»: от общей нагрузки образовательной программы или года обучения к нагрузке блоков (циклов) обучения и отдельных модулей.
17 Классификация модулей по проекту Tuning основные модули поддерживающие модули модули организационных и коммуникационных навыков специализированные модули (профилирующие / непрофилирующие / факультативные / элективные) модули переносимых навыков
18 Расхождения принципов ФГОС-3 и Tuning Образовательные программы на основе ФГОС-3 структурируются по циклам дисциплин (ГСЭ, ЕН, ПД) и разделам (физкультура 2 з.е часов???), а не по модулям, как в TUNING. Перечни компетенций для предметной области (направления подготовки) в TUNING единые для бакалавра и магистра, во ФГОС – раздельные. В TUNING бакалавр и магистр различаются по уровню освоения компетенций. Систематизация и формулировки компетенций во ФГОС не соответствуют принятому в TUNING. Для российских вузов возникнет проблема формирования общих потоков из студентов смежных направлений (из-за разнобоя в формулировках компетенций и в вилках трудоемкости (з.е.) ) Кредитные (зачетные) единицы во ФГОС приравнены к академическим часам, объем циклов и дисциплин «механически» пересчитывается в соотношении 1:36.
19 В TUNING перечень компетенций представляет собой МАКСИМУМ для каждой предметной области; ФГОС лимитирует МИНИМАЛЬНЫЙ набор компетенций для направления подготовки. Ведение в Типовом положении о вузе старого норматива максимальной нагрузки в неделю 54 ак.часа привело к тому, что эквивалент з.е. в часах опять придется делать равным 36 академическим часам (в TUNING астрономических часов) Нет реальной свободы вузов в реализации ПРОФИЛЬНОЙ подготовки внутри направления подготовки для бакалавриата. Расхождения принципов ФГОС-3 и Tuning
20 Порядок создания образовательных программ на основе ФГОС ВПО нового поколения (в идеале) Определить Цель (миссию ООП). Определить набор универсальных и профессиональных компетенций для направления подготовки в целом (на основе ФГОС, с учетом потребностей обучающихся и рынка труда) Определить основной профиль подготовки Определить перечень компетенций, определяющий профильную направленность ООП Определить набор модулей (групп дисциплин, дисциплин, практик и т. п.), формирующих данные компетенции или их элементы и «сверху» установить их пропорциональную трудоемкость исходя из общей трудоемкости ООП (240 кредитов – бакалавриат, 120 кредитов – магистратура) и из расчета 60 кредитов в год.
21 Порядок создания образовательных программ на основе ФГОС ВПО нового поколения (в идеале) Определить последовательность освоения модулей и их реальное наполнение (дисциплины, практики - в часах аудиторной и самостоятельной работы студента, включающих все формы текущего контроля и промежуточной аттестации), то есть сформировать Учебный план Определить для каждого модуля (части модуля) применяемые образовательные технологии. Сформировать Рабочую программу каждого модуля ( дисциплины и практики), где необходимо» проработать и просчитать самостоятельную работу студента, создать фонды оценочных средств для текущего контроля и промежуточной аттестации по данному модулю (дисциплине) Сформировать все необходимое нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и ИГА Составить Полную матрицу компетенций и запустить «обратную связь», то есть все начать сначала!
22 Порядок создания новых ООП вуза, реализующих ФГОС ВПО, при переходе от старых образовательных программ к новым (в реальности) Первое, что пытаются сделать разработчики ООП при переходе от старых образовательных программ к ООП нового поколения это перевести «старый» учебный план из формата часов общей трудоемкости в формат зачетных единиц. Как правило используют «ДОЛЕВОЙ метод» при проектировании первого варианта учебного плана и подгоняют полученные таким образом значения трудоемкости под «вилки» трудоемкости ФГОС
23 Порядок создания новых ООП вуза (в реальности) Определяют полный набор компетенций выпускника данной ООП (из ФГОС + компетенции, определяющие «профиль») Составляют полную Матрицу соответствия всех требуемых компетенций и всех имеющихся элементов образовательной программы (модулей, дисциплин, практик, мероприятий текущего, промежуточного и итогового контроля) По итогам анализа Матрицы – делают существенную корректировку учебного плана (добавление новых модулей и дисциплин, удаление невостребованных, уточнение и перераспределение трудоемкости в зачетных единицах) Идет жесткая борьба кафедр за свои дисциплины – проблема мелкопредметности учебного плана. Выход – объединение дисциплин, работающих на одну компетенцию или на группу родственных компетенций (например, обеспечивающих профильную подготовку) в крупные образовательные модули (проблемы организации учебного процесса ниже)
24 Порядок создания новых ООП вуза, реализующих ФГОС ВПО, при переходе от старых образовательных программ к новым (в реальности) Далее - составляют рабочие программы всех модулей, дисциплин, практик и «наполняют» присвоенные этим модулям (дисциплинам, практикам) зачетные единицы – реальным учебным временем – аудиторные занятия (лекции, семинары, практикумы, мероприятия текущего контроля и промежуточной аттестации) и самостоятельная работа студента (включая подготовку к текущему контролю и промежуточной аттестации). Здесь особая задача проектирования - расчет реально затрачиваемого времени студентом и учебно- методическое обеспечение самостоятельной работы студента.
25 Проблемы, возникающие, при «кредитно- модульной» организации учебного процесса: Сложная задача при проектировании образовательных модулей – мотивированное взаимодействие преподавателей, обеспечивающих проектирование и реализацию модуля: «увязка» и согласование программ дисциплин и практик, входящих в состав модуля, обеспечение «студентоцентрированного» подхода Циклы и разделы ФГОС реально «мешают» формировать модули (а если надо будет опять сдавать учебный план «в Шахты на сверку»?)
26 Проблемы, возникающие, при «кредитно- модульной» организации учебного процесса: При формировании крупных модулей («переваливающих» через один учебный год) затруднительно рассчитывать трудоемкость каждого учебного года (60 з.е.). Видимо надо вводить внутри модуля «курсовые модульные единицы», которым присваивать «условный вес» в зачетных единицах (которые служат только для расчета трудоемкости учебного года, нагрузки преподавателей и студента в учебном году. Зачетные единицы студенту после освоения «курсовых модулей» не начисляются (оценки могут выставляться). Зачетные единицы начисляются студенту только после успешного освоения модуля целиком.
27 Проблемы, возникающие, при «кредитно- модульной» организации учебного процесса: В таком случае необходимо ввести рубежную аттестацию (после освоения всего модуля) наряду с промежуточной аттестацией (в которую могут входить зачеты и экзамены по дисциплинам и практикумам, входящим в модуль). Рубежная аттестация по итогам освоения модуля целиком возможна без проведения специального экзамена, а по итогам всех полученных внутри модуля оценок в рамках промежуточной аттестаций с заданным для каждого элемента модуля (дисциплины, практикума) весовым коэффициентом. Эта процедура может быть отрегулирована документами вуза – Положением о проведении текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и рубежной аттестации.
28 Проблемы, возникающие, при «кредитно- модульной» организации учебного процесса: Вузу необходимо самостоятельно определить – в каких документах (ведомостях, специальных учетных индивидуальных книжках студента, в модифицированных зачетных книжках?) будет вестись учет полученных и накопляемых студентом кредитов в процессе обучения. В сегодняшней организации учебного процесса это не предусмотрено.
29 Общие рекомендации вузам при проектировании ООП Ответ на вопрос о том, какими должны быть структура и содержание программ высшего профессионального образования для того, чтобы в их рамках формировались компетенции, обеспечивающие выпускнику возможность быть эффективным и мобильным субъектом трудовой деятельности, требует совместной работы большого коллектива преподавателей. Процесс проектирования обуславливает создание различных групп для решения, возникающих на его этапах задач, связанных с интеграцией дисциплин в модули, выделением взаимосвязей теоретической и прикладной подготовки и др. Поэтому для успешной его реализации в создаваемые группы обязательно должны входить специалисты, владеющие общей методологией развития образовательных систем, специалисты в разных областях предметного знания (гуманитарного, естественно-научного), управленцы.
30 Общие рекомендации вузам при проектировании ООП По форме образовательная программа должна быть такой, чтобы уже на первых этапах обучения обеспечить конкретное понимание студентами конечных целей, а также промежуточных целей своего образования по отдельным модулям (дисциплинам) и годам обучения. Иными словами студент должен видеть свой путь движения к приобретаемой в вузе профессиональной компетентности, идя от задач своей будущей деятельности в целом к построению ее отдельных частей. Образовательная программа должна обеспечивать в большей части проблемный, исследовательский характер обучения, мотивирующий студента на поиск средств снятия собственных ограничений и приобретения требуемых компетентностей.
31 Общие рекомендации вузам при проектировании ООП В целях обеспечения успешности формирования профессиональных компетентностей образовательная программа должна отвечать не только требованию структурированности включенного в нее учебного материала, но и его связности или интегративности. При определении варианта последовательного, а также возможности параллельного изучения модулей (дисциплин) должны учитываться виды связей между единицами включенных в них знаний, установление которых важно для формирования у студента компетентностей по видам деятельности и готовности выпускника к трудовой деятельности в целом. Связность содержания программы может быть обеспечена не только за счет определенного структурирования изучаемых модулей, но и с помощью специальных форм работы со студентами (практик, стажировок, курсов и т.д.), выполняющих функцию интеграции содержания образования и погружения в профессиональную среду.
32 Общие рекомендации вузам при проектировании ООП Образовательная программа должна создать условия для максимального приближения системы оценивания и контроля студентов к условиям их будущей профессиональной практики. Помимо преподавателей, в качестве внешних экспертов должны более активно использоваться работодатели, студенты выпускных курсов вуза, преподаватели, читающие смежные дисциплины, важные для приобретения компетентности. Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами защит проектов, дипломных, исследовательских работ и др.; экспертная оценку групп студентов, преподавателей и работодателей и другие инновационные методы контроля и оценки. Новая система контроля должна позволить студенту иметь более объективную оценку учебной деятельности, адекватную условиям будущей практики.
33 Общие рекомендации вузам при проектировании ООП В программе должны быть определены ресурсы, используемые для ее реализации: информационные, организационные, кадровые, мотивационные, материально-технические, научно-методические, финансовые. Если имеющихся ресурсов недостаточно, то должен быть конкретно указан их недостаток и разработан план по их созданию, позволяющий приступить к реализации образовательной программы в запланированные сроки и обеспечить ее реализацию.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.