Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемСтанислав Алаев
1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории 215 Советского района Ростов-на-Дону РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (старший дошкольный возраст) воспитатель Шишкалова Елена Александровна Ростов-на-Дону 2013
2 Цели и Задачи Цель работы: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи: Познавательные расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов Развивающие: Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности. Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Создание предпосылок формирования практических и умственных действий. Воспитательные: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Стимулировать желание детей экспериментировать. Формировать коммуникативные навыки.
3 Этапы работы 1. Изучение методической литературы по детской поисково-познавательной деятельности. 2. Распределение практического материала по разделам «живая природа», «неживая природа», с указанием развивающих задач, названия опыта, перечня необходимых материалов и оборудования. 3. Разработка перспективного плана, конспектов занятий по детскому экспериментированию для детей старшего возраста 4. Обобщение и систематизация материалов по опытнической деятельности 5. Создание уголка «Детская научная лаборатория» (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).
4 Научная лаборатория: 1. Место для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.) 2. Место для приборов 3. Место для хранения материалов (природного, "бросового") 4. Место для проведения опытов 5. Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
5 Перечень материалов и оборудования для детской научной лаборатории: 1. Сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т.п.) 2. Мерные ложки 3. Сита и воронки разного материала, объема 4. Резиновые груши разного объёма 5. Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц 6. Резиновые или пластиковые перчатки 7. Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл 8. Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля
6 9. Гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п. 10. Природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т.п. 11. Бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п. 12. Увеличительные стёкла, микроскоп, спиртовка, пробирки 13. Контейнеры с песком и водой 14. Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник 15. Часы песочные 16. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры. 17. Клеёнчатые фартуки, нарукавники (и то, и другое можно сделать из обыкновенных полиэтиленовых пакетов), щётка- смётка, совок, прочие предметы для уборки
7 Структура детского экспериментирования Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать" Средства: язык, речь, поисковые действия Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций Результат: опыт совместной и самостоятельной исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
8 Последовательность детского экспериментирования 1. Проблемная ситуация 2. Целеполагание 3. Выдвижение гипотез 4. Проверка предположения: - Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось) - Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось)
9 Структура занятия - экспериментирования 1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации 2. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования 3. Уточнение плана исследования 4. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования 5. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах 6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования
10 Правила: Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций Не сдерживать инициативу детей Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно Не спешить с вынесением оценочных суждений. Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования Анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации
11 Сотрудничество с родителями Конкурс среди семей на лучший проект групповой лаборатории Родители (по желанию) приносят свои проекты в детский сад. Выставка проектов Создание лаборатории с учетом идей семейного проекта (с участием детей и родителей). Организуется конкурс на создание эмблемы и названия лаборатории. Конкурс на лучшую домашнюю лабораторию. Родители приносят фотографии домашних лабораторий, детские рисунки и т.п. Конкурс на самое интересное летнее исследование на природе Сбор упаковочных (бросовых) материалов, которые используются для проведения разных опытов. Сбор природного материала (шишек, камней, семян) для проведения исследований. Предоставление материалы для фотоальбома «Страна Почемучек»
12 ПЕРЕСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЕСТЕСТВЕННО- НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (старший дошкольный возраст)
13 Месяцы года НОД Образовательная деятельность в режимных моментах Совместная деятельность Самостоятель ная деятельность сентябрь Земля – наша планета. Цель: расширять знания о планете Земля, как устроена. Умение анализировать делать выводы Чтение энциклопедическ ой литературы. Эксперименты: -Почему легче? -Далеко – близко. -Почему на Земле бывают день и ночь - рассматривание карты, глобуса - как увидеть притяжение - игры октябрь Земля – наш общий дом. Цель: познакомить с разными странами, материками, народами населяющими их -Чтение литературы -Работа с картой и глобусом -Дидактические игры -рассматривание иллюстраций - рисование
14 ноябрь Минералы вокруг нас Цель: познакомить с минералами и их образованием (мрамор, гранит, песчаник) развивать научно- познавательный интерес Чтение энциклопедическ ой литературы Работа с картой Рассматривание образцов минералов Опытническая деятельность -дидактические игры - рассматривание минералов декабрь Солнце – большая звезда. Цель: дать представление о солнечной системе, понятия света и тени. Показать значение разного освещения в жизни животных и растений Чтение энциклопедическ ой литературы Экспериментиро вание: - далеко – близко - излучение - волшебный круг - волшебный лучик - может ли растение расти без света -рассматривание иллюстраций - рисование
15 январь Вода вокруг нас. Цель: дать понятия о воде, как начале жизни на земле, о ее значении. Познакомить с водными бассейнами ( течение, волны, приливы, отливы) Чтение произведений Чтение энциклопедий Наблюдения детей и экпериментирования: - как получаются волны - вода течет - как получаются приливы и отливы - фильтрование воды - круговорот воды - вода двигает камни -рассматривание карты глобуса - игры с водой февраль Стихийные бедствия. Цель: ознакомить с понятиями: засуха, землетрясение, наводнение. Развивать у детей способность понимания разнообразных катаклизмов происходящих в природе Чтение произведений (сказка «Пузырь, Соломенка и Лапоть») Чтение энциклопедической литературы Просмотр видеокассет Опыты с воздухом (как увидеть, услышать, почувствовать) -рассматривание иллюстраций - мыльные пузыри - рисование по теме - игры с вертушками
16 март Путешествия по странам и континентам. Путешествие в пространстве. Путешествие во времени. Цель: ознакомить с природно- климатическими зонами (джунгли, тропики, пустыня и др.) Развивать познавательные способности у детей Чтение художественной литературы Чтение энциклопедической литературы Рассматривание иллюстраций Работа с картой и лобусом Опыты: - почему в пустыне появляются песчаные горки - почему в пустыне бывает роса - почему в Тундре всегда сыро - «Где быстрее…» - «Что было до…» - Рассматривание иллюстраций - Рассматривание карты и глобуса - Рисование по теме - Рисунок из песка на бумаге апрель Погода – климат. Цель: Ознакомить отчего зависит погода, с видами осадков, создавать условия для развития у детей причинно- следственных связей 1. Чтение художественной литературы 2. Чтение энциклопедической литературы 3. Опыты и эксперименты: - почему идет дождь - как получается снег - град - что это такое 4. Подвижные игры - Рисование по теме - Подвижные игры
17 май Маленькие человечки (вещества состоят из частичек). Знакомство с микроскопом. Цель: дать детям знания о том, что вещества состоят из частичек (подвижные, малоподвижные, не подвижные) - Чтение энциклопедическо й литературы - Дидактические игры - Рисование по теме - Подвижные и малоподвижные игры
18 Спасибо за Внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.