Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВиталий Тарарыкин
2 Общетеоретические и частно-дидактические основы обучения. К.Д.Ушинский. Выполнила: студентка 1 курса магистратуры Т.Н. Круглова Санкт-Петербург 2009
3 К.Д. Ушинский
4 К.Д. Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии философии, истории и других наук. Она должна открывать законы воспитания, а не ограничиваться педагогическими рецептами. Ушинский справедливо указывал, что недостаточно основываться только на личном, хотя бы удачном, опыте воспитательной работы. Он требовал единства теории и практики. Педагогическую практику без теории он уподобил знахарству в медицине. Ушинский утверждал, что педагогу недостаточно усвоить принципы и конкретные правила воспитательной работы, ему необходимо также вооружиться знанием основных законов человеческой природы и уметь применять их в каждом конкретном случае. Ушинский стремился исходить из опыта, придавал большое значение наблюдению.
5 Идеи Цели и средства воспитания Дидактика Взгляд на учителя Сторонник Противник Утверждения Педагогическая система
6 К.Д.Ушинский рекомендовал приучать детей к умению преодолевать трудности. Ребенку в процессе обучения не все будет интересно, но пусть он благодаря напряжению воли, сознанию своего долга приучается преодолевать и неинтересное, и трудное. В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. Он считал, что воспитание зависит от исторического развития народа; нельзя выдумывать систему воспитания или заимствовать ее у других народов, необходимо создавать ее творческим путем.
7 К. Д. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма. В тесной связи с народностью как основой воспитания в педагогической системе Ушинского стоит вопрос о воспитательном и образовательном значении родного языка. Усваивая родной язык, ребенок воспринимает не одни только звуки, их сочетания и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений, чувств, художественных образов. Особенно ценной является идея Ушинского о связи школы с жизнью. Ушинский требовал, чтобы дело народного образования было предоставлено самому народу и оно было освобождено от тягостной и тормозящей его развитие правительственной опеки. Выступал за единство теории и практики. По отношению к детям педагог должен проявлять разумную требовательность, воспитывая у них чувство долга и ответственности. Выступал против слепой, палочной дисциплины, эгоизма, карьеризма, праздности, корыстолюбия, лицемерия и других пороков; разделения функции воспитания и обучения между воспитателем и учителем.
8 Ушинский считает деятельность и активность ребенка одним из важнейших условий его воспитания и обучения. Придает большое значение режиму жизни детей. В процессе нравственного воспитания и в обучении он подчеркивает значение упражнений, сочетания физического и умственного труда. Обучение он понимал как активный, волевой процесс. Рассматривал обучение как важнейшее средство воспитания. Воспитание должно развить в человеке любовь и привычку к труду - говорит Ушинский. Он требовал, чтобы в начальной школе вместо отдельных учителей, преподающих каждый учебный предмет, были классные учителя, преподающие в данном классе все предметы. Высоко оценивал роль учителя; считал, что общество должно относиться к учителю с большим уважением и заботой. Учитель, по завещанию К.Д. Ушинского, всегда должен помнить, что он выводит новые поколения из школы в жизнь, от деятельности его воспитанников зависит направление и содержание общественного развития и самого бытия.
9 Дидактика Обучение Стадии Методы и средства обучения Нравственное воспитание Принципы
10 Воспитание К.Д. Ушинский определял как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Среди различных сторон воспитания Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности. Нравственное воспитание, по мнению Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга. Воспитание патриотизма, беззаветной, деятельной любви к родине занимает в системе нравственного воспитания, рекомендуемой Ушинским, главное место в соответствии с основой всей его педагогической системы - народностью.
11 Средства нравственного воспитания (по Ушинскому) 1) обучение 2) личный пример учителя 3) убеждение 4) педагогический такт 5) меры предупреждения 6) поощрения и взыскания. Ушинский требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей; дал ценные указания по использованию внимания и памяти детей во время обучения. Обучение должно быть построено на принципах посильности его для ребенка и последовательности. Большое значение придавал принципу наглядности, принципу развивающего обучения. В основе методики – принцип демократизации и народности образования. В процессе обучения Ушинский различает две стадии. На первой стадии дети под руководством учителя наблюдают предмет или явление и составляют о нем общее понятие. Эта стадия имеет три ступени. На второй стадии проводятся обобщение и закрепление полученных знаний.
12 Много внимания уделил К.Д. Ушинский в своей педагогической системе уроку. Необходимыми условиями успешной организации учебных занятий в школе считал класс с твердым составом учащихся; твердое расписание классных занятий. Рекомендовал фронтальные занятия со всеми учащимися данного класса в сочетании с индивидуальными занятиями при ведущей роли учителя. Виды учебных занятий на уроках могут быть различны. Каждый урок должен иметь целевую установку, быть законченным и носить воспитательный характер. Ушинский рекомендовал перемену занятий и разнообразие методов. Придавал большое значение развитию у детей умения самостоятельно работать. По его мнению, на первых порах не следует давать детям домашних заданий, пока они не овладеют правильным навыком самостоятельной работы. В начальной школе Ушинский рекомендует давать элементарные сведения по истории, географии, природоведению на уроках родного языка путем объяснительного чтения.
13 «Учение есть труд и труд серьезный…» К.Д. Ушинский Ушинский дал ценные методические указания по преподаванию русского языка - три задачи, которые выполняются совместно: 1) развить речь ребенка 2) ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка 3) усвоить логику языка. К.Д. Ушинский предостерегал от двух крайностей: чрезмерного увлечения грамматикой с одной стороны, и от пренебрежения грамматикой, недооценки ее - с другой. Для развития речи Ушинский рекомендует систематические упражнения - сначала устные, затем письменные, которые должны постепенно усложняться. Большое значение придается правильной речи учителя. Большое значение придавал ознакомлению детей со сказками, былинами, народными песнями, пословицами, загадками.
14 К.Д. Ушинский является великим русским педагогом, основоположником народной школы в России, создателем глубокой, стройной педагогической системы, автором замечательных учебных книг, по которым в течение более полувека обучались десятки миллионов человек в России. К.Д. Ушинский значительно расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения. Много внимания уделил осмысливанию, основательности и прочности усвоения детьми учебного материала.
15 К.Д. Ушинскому принадлежит большая заслуга введения и широкого распространения в России звукового метода обучения чтению. Он рекомендовал аналитико-синтетический звуковой метод письма-чтения и построил по этому методу первые уроки своего «Родного слова». К.Д. Ушинский разработал систему подготовки народных учителей в учительской семинарии; лучшие народные учителя в своей педагогической работе руководствовались сочинениями Ушинского. Большое влияние Ушинский оказал на передовых педагогов других народов России, на педагогику славянских народов. Своею деятельностью К. Д. Ушинский значительно повысил образовательный уровень народной начальной школы, чему особенно способствовали его учебные книги «Детский мир» и «Родное слово». Он расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, внес много нового относительно применения принципа сознательности, основательности и прочности, а также развития активности и деятельности детей.
16 К.Д. Ушинский является великим русским педагогом, основоположником народной школы в России, создателем глубокой, стройной педагогической системы, автором замечательных учебных книг, по которым обучались десятки миллионов человек в России. Он - «учитель русских учителей».
17 Основные труды «Родное слово», «Детский Мир», «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», статьи: «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Проект учительской семинарии»,«Три элемента школы» и др.
18 Вопросы к аудитории Что говорит К.Д. Ушинский о педагогической практике без теории? На чем должна быть основана теория педагогики? Отчего, по мнению К.Д. Ушинского, зависит воспитание? Какая идея лежит в основе педагогической системы К.Д. Ушинского? Какая еще идея является особенно ценной? Что считает К.Д. Ушинский одним из важнейших условий воспитания и обучения? Чему в процессе воспитания К.Д. Ушинский отводил главное место? Перечислите принципы построения обучения К.Д. Ушинского. Что считал К.Д. Ушинский необходимыми условиями успешных занятий в школе? Какие методы, средства и стадии обучения даны в дидактике К.Д. Ушинского? Расскажите о вкладе К.Д.Ушинского в педагогику. Перечислите основные труды К.Д. Ушинского.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.