Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВадим Скобелев
1 Система классных часов в 5-9 классах « Беседы о самоопределении » КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ НАЙТИ СВОЕ МЕСТО В ЖИЗНИ
2 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ( Концепция профессионального самоопределения, 1993) 1-4 классы – пропедевтический этап: формирование позитивного отношения к профессиональной деятельности и начальных трудовых навыков; 5-7 классы – ориентировочный этап: формирование позитивного отношения к труду, интереса, основанного на включенности учащихся в различные виды общественно полезной деятельности; 8-9 классы – поисково-зондирующий этап: формирование профессиональной направленности, осознание своих интересов, мотивов выбора профессии классы – этап развития профессионального самосознания: уточнение личностного смысла выбора профессии и представления о будущей профессиональной деятельности.
3 Факторы, влияющие на самоопределение личности 1) окружающая среда (семья, школа, окружение, СМИ, социально- экономическая и общественно-политическая ситуация в регионе и стране); 2) генезис возрастных психологических свойств, в т.ч. самосознания; 3) индивидуальные особенности личности, обусловленные предыдущим жизненным опытом; 4) информированность субъектов самоопределения об окружающем мире и о своих особенностях; 6) пример авторитетного взрослого; 7) самооценка и уровень притязаний личности.
4 ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ 1. Своевременность профессионального самоопределения 2. Осознанность профессионального выбора 3. Самостоятельность профессионального выбора 4. Реалистичность профессиональных планов 5. Непротиворечивость профессионального выбора
5 ПРИЧИНЫ НИЗКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ « ШКОЛЬНОЙ » ПРОФОРИЕНТАЦИИ Фрагментарность и утилитарность профориентационных программ Устаревшие подходы к профориентационной работе Отсутствие взаимодействия и взаимопонимания в вопросах профориентации учащихся между учителями, психологами и родителями
6 За пять лет был разработан ряд пособий, в которых задача профессионального самоопределения рассматривалась с позиций, отличных от прежних подходов, хотя …
7 Программа занятий для учащихся 5-9 классов, которая публиковались в течение учебного года в газетах «Классное руководство и воспитание школьников» и «Школьный психолог».
8 Программа « Уроки самоопределения в 5-9 классах » удостоена Диплома I степени Всероссийского конкурса « Воспитание в классе » (2008 год )
9 Учебно - методическое пособие « Классные часы. Беседы о самоопределении в 5-9 классах » входит в учебно - методический комплект ОИЦ « Академия » Электронная версия на сайтах metodkabi.net.ru psychologia.edu.ru proftime.edu.ru
10 Программа включает сценарии 40 классных часов в 5-9 классах, в ходе которых последовательно с учетом возрастных особенностей учащихся рассматриваются важнейшие вопросы, связанные с личностным и профессиональным самоопределением : формирование реалистичной самооценки ; формирование реалистичной самооценки ; направленность личности ; направленность личности ; развитие эмоциональной сферы ; развитие эмоциональной сферы ; диагностика особенностей интеллектуальной сферы в целях выявления склонностей к разным видам деятельности ; уточнение профессиональных интересов и склонностей ; знакомство с миром профессий и правилами планирования профессиональной карьеры.
11 Восемь тем, которые рассматриваются на классных часах, предваряют комментарии для преподавателя, уточняющие авторский подход к решению задач самоопределения школьников и процедуру проведения психологической диагностики. Цель занятий – развитие у школьников устойчивой потребности в саморазвитии и самоопределении на основе самопознания, самообразования и самовоспитания. Потенциал программы будет полностью раскрыт в том случае, если классный руководитель будет проводить занятия совместно со школьным психологом.
12 ОТВЕТ НА ВОПРОС « КАКИМ БЫТЬ ?» ДОЛЖЕН БЫТЬ НАЙДЕН ПРЕЖДЕ, ЧЕМ НА ВОПРОС « КЕМ БЫТЬ ?» Упражнения и методики, включенные в программу, объединяет единый подход к решению задач профессионального самоопределения, который не сводится к формированию традиционных « знаний, умений, навыков », а помогает найти смыслы и ценности, лежащие за их пределами.
13 Система классных часов в 5-9 классах « Беседы о самоопределении » САМООЦЕНКА И УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ
14 Эффект Пигмалиона Эффект Пигмалиона ( или эффект Розенталя ) психологический феномен, который заключается в том, что ожидания человеком исполнения пророчества во многом определяют характер его действий, которые и способствуют его исполнению.
15 Самооценка – необходимый компонент развития самосознания, т. е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, отношения к окружающим и самому себе. Известный детский психолог В. Сатир ставила самооценку на первое место среди факторов, определяющих успехи и неудачи в воспитании детей и развитии личности. Под самооценкой она понимала « способность человека честно с любовью и по достоинству оценить себя ».
16 Самооценка имеет ряд измерений: она может быть реалистичной или искаженной, высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. В отечественной педагогике традиционно выделяют завышенную, заниженную и адекватную (реалистичную) самооценку. Психологи обычно говорят о негативном, неустойчивом и позитивном самовосприятии. При диагностико-развивающей работе с самооценкой старшеклассников в целях определения будущей профессионально-образовательной траектории их развития необходимо учитывать оба подхода, дополняющие друг друга.
17 Самооценка Особенности поведения Отношение к ошибкам своимчужим Адекватная Активность, общительность, оптимизм В целом – адекватное: могут огорчаться, свои стараются исправить, чужим сочувствуют Высокая Стремление к успехам в различных видах деятельности, уверенность в своих силах Чаще предпочитают не исправить, а забыть, не думать о них Сравнительно безразличное Завышенная Высокомерие, бестактность, переоценка своих возможностей, недооценка чужих Считают случайными, вызванными внешними причинами Считают закономерными, само собой разумеющимися Низкая Неуверенность в себе, застенчивость, повышенная тревожность Переживают, но стремятся исправить Сравнительно безразличное Заниженная Пассивность, замкнутость, постоянная недооценка своих возможностей, переоценка чужих Считают закономерными, воспринимают как должное Оправдывают, считают случайным Особенности поведения подростков с различной самооценкой
18 В каком возрасте начинает формироваться самооценка ?
19 Формула счастья Человек может улучшить представление о себе, увеличив числитель этой дроби, то есть свой успех, или, уменьшив ее знаменатель, то есть уровень притязаний. «Наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить» У. Джеймс, американский психолог, философ (1842 – 1910).
20 Темы классных часов в 5-9 классах 5 класс. Кто я? (Образ «Я» и самооценка) 6 класс. Какой я? (Самооценка и уровень притязаний) 7 класс. Успех и уровень притязаний 8 класс. Формула успеха 9 класс. «Я – реальный, я – идеальный»
21 У ПРАЖНЕНИЕ « З НАЕТЕ ЛИ ВЫ СЕБЯ ?» (5 КЛАСС ) Я знаю свои физические данные не знаю Я знаю свой характер не знаю Я знаю особенности своих органов чувств не знаю Я знаю свои способности не знаю Я знаю свои потребности (что мне хочется) не знаю
22 Упражнение « Кто я ?» (5 класс )
23 Анализ упражнения : Даны пять и менее характеристик Или лаконичные характеристики « человек », « ученик » и т. п. 1. Я скрытен. 2. Редко задумываюсь о себе Окружающие люди вынуждены достраивать образ. Много ли критики в ответах ? Я склонен преувеличивать свои недостатки. « Никогда не говорите о себе плохо. За вас это сделают друзья » Андре Моруа Большинство характеристик - ролевых : « юноша », « сын », « ученик » и т. д. Таких как я - миллионы ! ( не осознаю свою индивидуальность ) Где ваша индивидуальность ? Ответы крутятся вокруг одной и той же темы : « рискованный », « отчаянный » и т. п. Так проявляются проблемы, которые неосознанно определяют мои поступки. В каком времени стоят глаголы в ваших ответах ? Настоящее, Прошлое, Будущее В живу - … Оставляйте время сегодняшнему дню !
24 На отдельном листке напишите по одной фамилии одноклассника, которого вы считаете первыми в номинациях : 1. « Самый умный » 2. « Самый добрый » 3. « Самый красивый »
25 В чем недостаток этого упражнения ?
26 Упражнение « Какой Я ?» (6 класс ) УМ ДОБРОТА СПРАВЕДЛИВОСТЬ Качества, приведенные в этом упражнении, ребята чаще всего называют как самые важные. Вы можете заменить их теми, которые назовут ваши ученики.
27 Упражнение « Мечтать не вредно » (6 класс ) Вспомните, о чем вы мечтали в первом классе, и запишите свои мечты. Подчеркните мечты, которые уже сбылись, и зачеркните то, о чем вы перестали мечтать. Насколько реалистичными вам кажутся ваши детские мечты сегодня? Подумайте, о чем вы мечтаете сейчас. Запишите, если хотите.
28 « Успех разный у всех » (7 класс ) В течение 3 минут пять раз по-разному ответьте на вопрос: «Что такое успех?» Записывайте ответы так, как они приходят вам в голову. Прочитайте свои ответы вслух по желанию. Как вы понимаете высказывание «Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться».
29 « Окно Джогари » (9 класс ) Знаю про себя Не знаю про себя Знают про меня АРЕНА ( известно всем ) СЛЕПОЕ ПЯТНО ( известно всем, кроме меня ) Не знают про меня МАСКА ( известно только мне ) ЧЕРНЫЙ ЯЩИК ( никому не известно )
30 « Я – реальный, Я – идеальный » (9 класс ) Я – идеальныйЯ – реальный В общенииВ делеВ душе Вежливость АккуратностьСправедливость Доброжелательность ОтветственностьПринципиальность Искренность ИнициативностьСамокритичность Уравновешенность ПорядочностьМилосердие Отзывчивость СамостоятельностьБесстрашие Обаятельность ДобросовестностьЧестность Тактичность ВдумчивостьВеликодушие Терпимость ТрудолюбиеСочувствие Щедрость ЦелеустремленностьДоброта
31 Есть ли у детей и подростков потребность в оценке окружающих ?
36 САМОДИАГНОСТИКА ПО МЕТОДИКЕ « ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ »
37 Из трех вариантов ответа выберите тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции 1. Когда ученик на уроке излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю 1) интерес ; 2) смущение ; 3) раздражение. 2. Присутствие на уроке посторонних воодушевляет меня ; никак не отражается на моей работе ; 3) выбивает меня из колеи. 3. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других 1) да ; 2) нет ; 3) не уверен. 4. Замечания со стороны коллег и администрации 1) меня мало волнуют ; 2) иногда задевают меня ; 3) травмируют меня. 5. Мысль о предстоящей встрече с учениками или коллегами 1) доставляет мне удовольствие ; 2) особых эмоций не вызывает ; 3) меня тяготит.
38 6. В дружелюбном отношении со стороны коллег я не сомневаюсь 1) да; 2) затрудняюсь ответить; 3) нет. 7. У меня нет сомнений в своем профессионализме 1) да, сомнений нет; 2) затрудняюсь ответить; 3) есть сомнения. 8. На собраниях и педсоветах я 1) часто выступаю по волнующим меня вопросам; 2) иногда выступаю по волнующим меня вопросам; 3) предпочитаю слушать других. 9. Мне приходилось выполнять приказы людей не вполне компетентных 1) да; 2) не помню; 3) нет. 10. Мои ученики относятся ко мне с симпатией 1) да; 2) не все; 3) не знаю.
39 Предпочтение первого варианта говорит о позитивном самовосприятии, свойственном человеку, в полной мере реализующему свои возможности. Учителям, обладающим позитивным самовосприятием, легко создавать на уроке атмосферу живого общения. Они доверяют людям и ждут от них дружелюбия, а не враждебности ; ученика воспринимают как личность, заслуживающую уважения. Благодаря таким учителям возможно личностное развитие школьников.
40 Преобладание второго варианта, а также наличие в равной степени всех трех вариантов ответов говорит о неустойчивой самооценке, которая может меняться в зависимости от ситуации. При удачном стечении обстоятельств человек с неустойчивой самооценкой испытывает эмоциональный и творческий подъем. В эти моменты он преображается : раскован, уверен в себе, у него все получается. Снижение самооценки в « полосе неудач » негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.
41 Преобладание третьего варианта свидетельствует о негативном самовосприятии. Такому человеку трудно вступать в свободное общение с другими. Он может принижать значение личности другого человека точно так же, как и своей, поэтому он стремится повысить свою самооценку, нередко за счет учеников. Переход на неформальный стиль преподавания, требующий от него большого интеллектуального, эмоционального и нравственного напряжения, обнажает уязвимые места, создает угрозу внутренней согласованности учителя
42 Человек, который занижает свои возможности, рискует не выполнить свое предназначение в жизни. Вспомните утенка из сказки Г. Х. Андерсена. Жизнь на птичьем дворе настолько снизила его самооценку, что, став прекрасным лебедем, он подплыл к царственным птицам и сказал : « Убейте меня !», потому что чувствовал себя гадким утенком. В тот момент, когда восхищенные сородичи склонили перед ним головы, заниженная самооценка выросла до нормального состояния. Низкую самооценку трудно поднять себе самому, но можно поднять другому, если научиться видеть и признавать его достоинства.
43 « Помните тот волнующий момент, когда утенок, став молодым лебедем, подплыл к царственным птицам и сказал : " Убейте меня !", все еще чувствуя себя уродливым и жалким существом. Смог бы он за счет одной " интроспекции " изменить эту самооценку, если бы восхищенные сородичи не склонили бы перед ним головы ?» Ю. Б. Гиппенрейтер
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.