Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемГеннадий Шалавин
1 ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ПРАВОВЫХ СЛУЖБ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Администрация Тамбовской области, 30 мая 2014 года Администрация Тамбовской области, 30 мая 2014 года
2 первый заместитель начальника правового управления администрации области ЧЕКМАРЁВ АЛЕКСЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ ПРАВОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ И КОРРУПЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ.
3 ВИДЫ НОРМОТВОРЧЕСКИХ ОШИБОК юридико - идеологические юридико - компетенционные юридико - содержательные юридико - языковые юридико - технические
4 ВИДЫ НОРМОТВОРЧЕСКИХ ОШИБОК несогласованность проекта с принятыми нормами и тенденциями правовой политики развития российского законодательства, международного права; преждевременность издания (отсутствие необходимых экономических, социальных, правовых и иных условий); ложно понятые правовые интересы и неверно поставленные правовые цели; неверное определение предмета правового регулирования, его разнородность; неверное установление круга субъектов, которым адресуется нормативный правовой акт; неверное установление временных (хронологических) параметров действия нормативного правового акта и отдельных его норм; неверно избранные методы (способы) правового регулирования; несоответствие вида нормативного правового акта предмету правового регулирования; несогласованность проекта с утвержденными концепциями и основными направлениями развития регулируемой сферы. юридико- идеологические юридико-компетенционные юридико-содержательные юридико-языковые юридико-технические
5 ВИДЫ НОРМОТВОРЧЕСКИХ ОШИБОК завышение уровня правового регулирования (включение в проект нормативного правового акта норм, которые могут быть приняты только актом высшей юридической силы); занижение нормотворческой компетенции (принятие правовых норм входит в компетенцию других, нижестоящих, органов и должностных лиц); присвоение нормотворческой компетенции других субъектов правообразования (других федеральных органов исполнительной власти, судебных органов и т.д.); отсутствие согласования проекта с соответствующими органами или должностными лицами. юридико-идеологические юридико- компетенционные юридико-содержательные юридико-языковые юридико-технические
6 ВИДЫ НОРМОТВОРЧЕСКИХ ОШИБОК несоответствие законопроекта Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международных договоров Российской Федерации, федеральным конституционным федеральным законам, другим актам высшей юридической силы; конкуренция проектируемых норм с ранее изданными нормативными правовыми актами по данному предмету регулирования, обладающими аналогичной юридической силой; нарушение логического построения проекта, непоследовательность и незавершенность изложения нормативного материала (наличие внутренних противоречий между его разделами, главами, частями, статьями и пунктами); неполнота нормативных предписаний проекта, в результате которой остаются правовые пробелы, восполнить которые был призван данный проект; дублирование норм проекта с правовыми нормами, содержащимися в ранее изданных нормативных правовых актах, а равно внутреннее дублирование; наличие большого числа бланкетных и отсылочных норм, затрудняющих целостное восприятие предмета, целей и способов правового регулирования; нормативные излишества (излишняя детализация и конкретизация нормативного правового регулирования, установление многочисленных неоправданных правил, необоснованное сужение правового усмотрения субъектов правоприменения); избирательность норм проекта нормативного правового акта в пользу одних органов и подразделений («правовые предпочтения»); абстрактность и неопределенность нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, а также изменению в связи с принятием проекта; несоответствие вносимых изменений текстам изменяемых нормативных правовых актов. юридико-идеологические юридико-компетенционные юридико- содержательные юридико-языковые юридико-технические
7 ВИДЫ НОРМОТВОРЧЕСКИХ ОШИБОК смешение стилей языка в тексте проекта; применение в ущерб смыслу сложных грамматических конструкций, предполагающих многочисленные причастные и деепричастные обороты; отступления от унифицированных схем-шаблонов, предусмотренных для конкретных видов нормативных правовых актов и конкретных юридических конструкций; использование конструкций, не выражающих государственную волю в явном виде); использование словосочетаний, правовое содержание которых неопределенно; неправильное употребление синонимов; отождествление паронимов; неоправданное употребление профессиональной жаргонной лексики); неправильное написание наименований государственных органов, государственных названий; неправильное употребление предлогов; неправильное употребление наименований числительных, нарушение правил их сложения; неудачное использование наречий и книжной лексики; использование однокоренных тавтологических выражений; употребление оборотов, содержащих лишние слова, и многословие. юридико-идеологические юридико-компетенционные юридико-содержательные юридико-языковые юридико-технические
8 ВИДЫ НОРМОТВОРЧЕСКИХ ОШИБОК неправильность расположения реквизитов; неверное оформление сносок и примечаний, а также их неправильное применение; отсутствие или неправильное указание источников официального опубликования нормативных правовых актов, на которые делается ссылка в проекте; громоздкость наименований заголовков, названий разделов, глав, статей; расхождение между названиями документов, указанными в основной (приказной) части проекта, и их названиями, указанными в приложении; использование неверных наименований документов, на которые даются ссылки в тексте проекта; неправильное написание дат. юридико-идеологические юридико-компетенционные юридико-содержательные юридико-языковые юридико- технические
9 АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ЭКСПЕРТА 6. Определены ли процедуры реализации предложенных норм, порядок правоприменения ? Является ли предлагаемая регламентация достаточной ? Все ли необходимые нормы и их элементы имеются ? Соотносятся ли права и обязанности, устанавливаемые данным правовым актом ? Насколько конкретно и однозначно они определены ? 7. Соответствует ли предлагаемый срок вступления в силу правового предписания возможностям задействованных органов и лиц по его реализации ? 8. Насколько правильно проведено делегирование полномочий ? 9. Для правового акта о внесении изменений и ( или ) дополнений в действующие юридические предписания - насколько удобна работа с имеющимся правовым актом и его изменениями, нет ли необходимости принятия правового акта в новой редакции ( сведения всех накопленных и предлагаемых изменений в единый текст )? 10. Нет ли в правовом установлении ненормативных позиций, повторяющих имеющиеся нормы и правила ? 11. Требуется ли проведение в отношении проекта правового акта специальных процедур ( оценка регулирующего воздействия, общественное обсуждение, оценка последствий принятия решений и пр.)? 1. Входит ли данная сфера в предмет исключительного или совместного ведения Российской Федерации, субъектов РФ либо местного самоуправления ? Не является ли предмет правового акта частью исключительной компетенции другого органа государственной власти или органа местного самоуправления ? 2. Соответствуют ли нормы правового акта Конституции РФ ? Не являются ли они нарушением прав субъектов, на которых эти нормы распространяются ? 3. Соответствуют ли нормы правового акта действующим юридическим предписаниям, определяющим основы затронутых отношений ? Для правовых актов, вводящих особенности регулирования определенных отношений для отдельных субъектов, - насколько правомерно и целесообразно выведение некоторых субъектов из - под действия существующего общего правила ? 4. Порождает ли введение предлагаемого юридического предписания коллизии в системе права ? Необходимо ли изменение действующих юридических положений ( в том числе отмена действующих в настоящее время правовых актов )? Все ли необходимые юридические нормы подготовлены для принятия одновременно с данным актом ? 5. Насколько полно в правовом акте реализованы положенные в его основу цели и принципы ?
10 АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА ТИПИЧНЫЕ КОРРУПЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ
11 КОРРУПЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ широт а дискреционных полномочий – фактор имеет следующие проявления : отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения ; наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления ( их должностных лиц ). определение компетенции по формуле « вправе » - означает диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления ( их должностными лицами ) действий в отношении граждан и организаций ; завышенные требования к лицу, права которого реализуются, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям ; злоупотребление правом заявителя со стороны органа государственной власти или органов местного самоуправления ( их должностных лиц ) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций, а именно предоставление заявителю права свободного выбора варианта его поведения не регламентировано или регламентировано недостаточно ( например, не определены способ и сроки совершения действий ), что дает возможность дискреционного поведения должностного лица, которое императивно может устанавливать тот или иной порядок реализации заявителем своего права. выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления изъятий из общего порядка по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления ( их должностных лиц ); чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящих к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт ; принятие нормативного правового акта сверх компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления ( их должностных лиц ) при принятии нормативных правовых актов ; заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона ; юридико - лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера. ФАКТОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ИЛИ ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ФАКТОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ИЛИ ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
12 КОРРУПЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ существовании собственно пробела в правовом регулировании, т. е. в отсутствии нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и т. д.; отсутствии административных процедур, т. е. в отсутствии порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления ( их должностными лицами ) определенных действий либо одного из элементов такого порядка ; отказе от конкурсных ( аукционных ) процедур, т. е. в закреплении административного порядка предоставления права ( блага ); отсутствии запретов и ограничений для органов государственной власти или органов местного самоуправления ( их должностных лиц ), т. е. в отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных ( муниципальных ) служащих в коррупциогенных отраслях ; отсутствии мер ответственности органов государственной власти или органов местного самоуправления ( их должностных лиц ), т. е. в отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий ( бездействия ) и решений ; отсутствии указания на формы, виды контроля за органами государственной власти или органами местного самоуправления ( их должностными лицами ), т. е. в отсутствии норм, обеспечивающих возможность контроля, в том числе общественного, за действиями органов государственной власти или органов местного самоуправления ( их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих ); нарушении режима прозрачности информации, т. е. в отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления ( их должностных лиц ), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций. ФАКТОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРАВОВЫМИ ПРОБЕЛАМИ ( ОТСУТСТВИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ В ПРОЕКТЕ ДОКУМЕНТА ) ВЫРАЖАЮТСЯ В : ФАКТОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРАВОВЫМИ ПРОБЕЛАМИ ( ОТСУТСТВИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ В ПРОЕКТЕ ДОКУМЕНТА ) ВЫРАЖАЮТСЯ В :
13 КОРРУПЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ Нормативные коллизии - противоречия между нормами, в том числе внутренние, создающие для органов государственной власти или органов местного самоуправления ( их должностных лиц ) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае. На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов государственной власти или органов местного самоуправления ( их должностных лиц ). Правила разрешения коллизий : если имеется расхождение между актами, изданными одним и тем же правотворческим органом, применяется более поздний акт ( темпоральная коллизия ); при расхождении между общим и специальным актами преимущество отдается специальному ( содержательная коллизия ); если расходятся по содержанию нормы, принятые разными органами, применяется норма, принятая вышестоящим органом ( иерархическая коллизия ), и др. ФАКТОРЫ СИСТЕМНОГО ХАРАКТЕРА ( ФАКТОРЫ, ОБНАРУЖИТЬ КОТОРЫЕ МОЖНО ПРИ КОМПЛЕКСНОМ АНАЛИЗЕ ПРОЕКТА ДОКУМЕНТА ) - НОРМАТИВНЫЕ КОЛЛИЗИИ ФАКТОРЫ СИСТЕМНОГО ХАРАКТЕРА ( ФАКТОРЫ, ОБНАРУЖИТЬ КОТОРЫЕ МОЖНО ПРИ КОМПЛЕКСНОМ АНАЛИЗЕ ПРОЕКТА ДОКУМЕНТА ) - НОРМАТИВНЫЕ КОЛЛИЗИИ
14 КОРРУПЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ ложные цели и приоритеты ; навязанная коррупциогенность ; несоблюдение установленной формы нормативного правового акта несоблюдение ( нарушение ) порядка принятия нормативного правового акта нарушение режима транспарентности ( открытости ) правовой информации непринятие нормативного правового акта ( бездействие ) ИНЫЕ КОРРУПЦИОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ (« относительно коррупциогенные факторы ») ИНЫЕ КОРРУПЦИОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ (« относительно коррупциогенные факторы »)
15 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! Администрация Тамбовской области, 30 мая 2014 года Администрация Тамбовской области, 30 мая 2014 года
16 Официальный сайт правового управления администрации Тамбовской области
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.