Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемpoipkro.pskovedu.ru
2 Формирование и развитие универсальных учебных действий посредством новых образовательных технологий Ингилевич В.В. Центр инновационных образовательных технологий ПОИПКРО
3 Педагогика сотрудничества Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека Комплексные педагогические технологии (методы, системы) Комплексные педагогические технологии (методы, системы)
4 Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся Игровые технологии Проблемное обучение Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов) Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов) Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении Технология программированного обучения Коллективный способ обучения (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) Новые информационные технологии обучения Игровые технологии Проблемное обучение Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов) Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов) Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении Технология программированного обучения Коллективный способ обучения (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) Новые информационные технологии обучения
5 Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов) «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов) Укрупнение дидактических единиц (П.М. Эрдниев) Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович) Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович)
6 Частнопредметные педагогические технологии Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев) Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев) Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин) Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин) Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев) Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев) Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев)
7 Альтернативные технологии Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер) Технология свободного труда (С. Френе) Технология вероятностного образования (А.М. Лобок) Технология саморазвития (М. Монтессори)
8 Технологии развивающего обучения Система развивающего обучения Л.В. Занкова Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов). Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов). Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская). Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская). Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко)
9 Педагогические технологии авторских школ Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде) Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде) Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский). Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский). Школа-парк (М.А. Балабан). Агрошкола А.А. Католикова Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард)
10 ФГОС Требования к результатам освоения основной образовательной программы Метапредметным Универсальные учебные действия: личностные познавательные регулятивные коммуникативные
11 ФГОС Требования к результатам освоения основной образовательной программы УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ общеучебные умения общепознавательные действия надпредметные действия метапредметные действия
12 УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
13 ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЯ Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
14 ЛИЧНОСТНЫЕ УУД делают учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями; направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и нравственных норм; помогают выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего
15 Кейс-метод ( ) (кейс-стади ( ), метод ситуаций ( ), метод инцидента и анализа конкретных ситуаций ( ), ситуационный анализ/«SWOT- анализ» ( ), ситуационные задачи ( ) - технология обучения, использующая описание (не)реальных экономических и социальных ситуаций (от англ. case «случай»).
16 Метод разработан в 20-х гг. XX в. в Гарварде. Кейсы бывают объемом от 1 до 25 страниц. Все кейсы, как правило, не имеют единственно верного решения, многовариантны.
17 Сюжетная структура кейса На 1-2 (10-15) листах бумаги должна разыграться драма, способная приковать к себе внимание. Чем ярче будет представлена проблема, поставленная в кейсе, тем больший интерес она вызовет. Столкновение идей или людей - лучшая гарантия успеха кейса.
18 Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.
19 Схема работы над кейсом: I. Ознакомление с текстом кейса. II. Работа с текстом кейса в классе: 1. Постановка основных вопросов. 2. Распределение по группам. 3. Работа в группах (определение выступающих и др.). 4. Организация презентаций от групп. 5. Организация общей дискуссии. 6. Обобщение учителя, его анализ ситуации. 7. Оценивание работы учащихся.
20 Составление схемы кейса описание действия и действующих лиц, описание ситуации (в форме диалога), указание элементов среды (предприятие и окружающие факторы).
21 Источники информации для кейса: материалы библиотек; статьи в периодической печати; архивы; организации; Интернет; личные связи.
22 Формирование подгрупп Группа разбивается на отдельные подгруппы. Формирование подгрупп учащиеся осуществляют самостоятельно, на добровольной основе. В состав подгруппы должно входить 4- 6 человек. Предпочтение отдается четному числу участников.
23 Размещение подгрупп Размещение учащихся в подгруппе должно быть таким, чтобы у каждого обучающегося был потенциальный собеседник. Поэтому учащихся лучше всего усаживать попарно друг против друга (в идеале – за круглым столом). Подгруппы не должны мешать друг другу, поэтому должны располагаться по возможности на каком-то расстоянии.
24 Основная ценность кейс-метода При решении кейса учащийся не только использует полученные знания, но и проявляет свои личностные качества, в частности, умение работать в группе, а также демонстрирует уровень понимания ситуации. Нередко, ситуация, изложенная в кейсе, весьма отличается от теоретического курса. Кейс-метод помогает приобрести опыт решения практических ситуаций.
25 Роль преподавателя: Руководящая роль преподавателя сводится к минимуму. Преподаватель должен удерживаться от соблазна предлагать свои варианты решения и оценивать правильность действий учащихся в ходе работы над кейсом. Вмешательство преподавателя в работу учащихся должно быть резко ограничено, оно сводится лишь к регулирующей функции.
26 Проблемный - анализ предполагает осознание сущности, специфики той или иной проблемы и путей ее разрешения. Классификация по следующим направлениям: - определение формулировки проблемы, как неудовлетворенной общественной потребности; - выяснение типа, характера проблемы, ее основных системных характеристик (структуры, функций и т.д.); - …. - разрешение проблемы. Виды анализа кейсов и решаемые задачи
27 Причинно-следственный – анализ «причины» и «следствия», которые описывают связь между явлениями. Анализ идет по следующим шагам: - формулировка объекта и предмета исследования; и др. Прагматический (праксеологический) - анализ через осмысление того или иного объекта, процесса, явления с точки зрения более эффективного использования в практической жизни. Осуществляется в несколько этапов: - осмысление объекта или процесса с точки зрения его функций; и др. Причинно-следственный – анализ «причины» и «следствия», которые описывают связь между явлениями. Анализ идет по следующим шагам: - формулировка объекта и предмета исследования; и др. Прагматический (праксеологический) - анализ через осмысление того или иного объекта, процесса, явления с точки зрения более эффективного использования в практической жизни. Осуществляется в несколько этапов: - осмысление объекта или процесса с точки зрения его функций; и др.
28 Аксиологический - анализ того или иного объекта, процесса, явления в системе ценностей по следующей схеме: - выявление множества оцениваемых объектов; - определение критериев и системы оценивания; - и др. Ситуационный - анализ через осмысление ситуации, ее структуры, определяющих ее факторов, тенденций развития и т.п. Рекомендательный - анализ ориентирован на выработку рекомендаций относительно поведения действующих лиц в некоторой ситуации. Программно-целевой – направлен на дальнейшее развитие рекомендательного анализа в аспекте выработки программы достижения определенной цели. Аксиологический - анализ того или иного объекта, процесса, явления в системе ценностей по следующей схеме: - выявление множества оцениваемых объектов; - определение критериев и системы оценивания; - и др. Ситуационный - анализ через осмысление ситуации, ее структуры, определяющих ее факторов, тенденций развития и т.п. Рекомендательный - анализ ориентирован на выработку рекомендаций относительно поведения действующих лиц в некоторой ситуации. Программно-целевой – направлен на дальнейшее развитие рекомендательного анализа в аспекте выработки программы достижения определенной цели.
29 Кейс для учащихся 11 класса (физика) Добрый демон Использования атомной энергетики очень выгодно, т.к. при сгорании одного грамма урана выделяется столько энергии, сколько при сгорании 3-4 тонн каменного угля. Кроме того, атомные реакторы считаются самыми экологически безопасными (видеозапись). Ночью 26 апреля 1986 года все было как обычно. Люди спокойно спали. Пели ночные птицы, тихо текли воды Припяти. Никто не предполагал, что наступившее утро несет в себе угрозу. Зарево пожара известило о том, что взорвался 4-й энергоблок Чернобыльской АЭС. Прошло много лет, но до сих пор мы ощущаем последствия той аварии….
30 Вопросы: Почему до сих пор умирают люди и животные в Чернобыльской зоне? Почему рождаются больные дети? Почему не уменьшается число онкологических заболеваний у людей? Почему наблюдается мутация? Есть ли какие-то сроки, когда закончится влияние этой катастрофы, и как ликвидировать ее влияние? 4 группы: - энергетики- медики - экологи- физики ___________________ Этот кейс был подготовлен под руководством Виктора Ингилевича для преподавателей физики ©Татьяна Логинова, Маргарита Смелова, Светлана Чашина, Татьяна Крупнова, Людмила Уланова, куратор – Елена Пуденкова Псков 2007
31 Что же могут изменить ситуационные задачи (кейсы) в образовательном процессе? Возможные области изменений: Мотивация учебной деятельности. Актуализация предметных знаний и умений. Интеграция знаний по различным предметам. Интеграция «школьных» и «внешкольных» знаний. Включение родителей учащихся в образовательный процесс. Достижение метапредметных результатов. Развитие партнёрских отношений между участниками образовательного процесса. «Проблемное» планирование образовательного процесса.
32 Недостатки кейс-метода 1. Дороговизна метода. 2. Сложность подготовки кейсов. 3. Отсутствие инструментальных методик и алгоритмов постановки и решения задач. 4. «Учебность» ситуации: другой контекст, другие временные рамки, другие ресурсные ограничения и другая мере ответственности за предлагаемые решения.
33 Перспективы кейс-метода Разработка «изобретательских кейсов» (case-guidеs), в которых совмещен процесс решения и методический процесс. Создание кейсов на основе реальных изобретательских задач по технологии ТРИЗ (Теории Решения Изобретательских Задач).
34 Приглашение к сотрудничеству: проведение семинаров, мастер-классов и экспериментально-исследовательской работы по использованию УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ посредством конструирования и решения ситуационных задач (кейс-метода) Ингилевич Виктор Викторович Методист по английскому языку центра инновационных образовательных технологий ПОИПКРО Тел.: (дом.), (раб.), (моб.)
35 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! УСПЕХОВ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСРЕДСТВОМ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.