Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.websib.ru
1 Г.К.Селевко
2 В данной презентации рассматривается сущность педагогических технологий, их классификация, основные параметры. Дается краткая характеристика некоторых известных образовательных технологий. Материалы подготовлены по книге Селевко Германа Константиновича «Современные образовательные технологии» Образование - это индустрия, направленная в будущее. С.П.Капица
3 Понятие педагогической технологии Аспекты педагогической технологии Аспекты педагогической технологии Аспекты педагогической технологии Аспекты педагогической технологии Уровни педагогической технологии Уровни педагогической технологии Уровни педагогической технологии Уровни педагогической технологии Качества педагогической технологии Качества педагогической технологии Качества педагогической технологии Качества педагогической технологии
4 Описание и анализ педагогической технологии Идентификация Название технологии Концептуальная часть Концептуальная часть Концептуальная часть Концептуальная часть Особенности содержания образования Особенности содержания образования Особенности содержания образования Особенности содержания образования Процессуальная характеристика Процессуальная характеристика Процессуальная характеристика Процессуальная характеристика Программно - методическое обеспечение Программно - методическое обеспечение Программно - методическое обеспечение Программно - методическое обеспечение
5 По уровню примененияПо уровню примененияПо уровню примененияПо уровню применения По философской основеПо философской основеПо философской основеПо философской основе По ведущему фактору психического развитияПо ведущему фактору психического развитияПо ведущему фактору психического развитияПо ведущему фактору психического развития По концепции усвоенияПо концепции усвоенияПо концепции усвоенияПо концепции усвоения По ориентации на личностные структурыПо ориентации на личностные структурыПо ориентации на личностные структурыПо ориентации на личностные структуры По характеру содержания и структурыПо характеру содержания и структурыПо характеру содержания и структурыПо характеру содержания и структуры По организационным формамПо организационным формамПо организационным формамПо организационным формам По типу управления познавательной деятельностьюПо типу управления познавательной деятельностьюПо типу управления познавательной деятельностьюПо типу управления познавательной деятельностью По подходу к ребенкуПо подходу к ребенкуПо подходу к ребенкуПо подходу к ребенку По преобладающему (доминирующему) методуПо преобладающему (доминирующему) методуПо преобладающему (доминирующему) методуПо преобладающему (доминирующему) методу По направлению модернизации существующей традиционной системыПо направлению модернизации существующей традиционной системыПо направлению модернизации существующей традиционной системыПо направлению модернизации существующей традиционной системы Классификация педагогических технологий
6 Примеры педагогических технологий Современное традиционное обучение (ТО) Современное традиционное обучение (ТО) Современное традиционное обучение (ТО) Современное традиционное обучение (ТО) Компьютерные технологии обучения Компьютерные технологии обучения Компьютерные технологии обучения Компьютерные технологии обучения Система развивающего обучения Л.В.Занкова Система развивающего обучения Л.В.Занкова Система развивающего обучения Л.В.Занкова Система развивающего обучения Л.В.Занкова Игровые технологии. Игровые технологии. Игровые технологии. Игровые технологии. Педагогика сотрудничества Педагогика сотрудничества Педагогика сотрудничества Педагогика сотрудничества «Диалог культур» «Диалог культур» «Диалог культур» «Диалог культур» Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)
8 Бархотова Л. А. Будовая Н. П. Глебус Н. В. Година Н.З. Гусева Т. А. Кужелева Е.В. Монченко В.Г. Петрунина В. А. Старосельцева Н. П. Шендрикова В. Д.
11 Научный Научный: технологии - часть педагогической науки,изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения Процессуально - описательный Процессуально - описательный: описание процесса для достижения планируемых результатов обучения Процессуально - действенный Процессуально - действенный: осуществление педагогического процесса Аспекты педагогических технологий:
12 Уровни педагогической технологии: Общепедагогический Общепедагогический: образовательный процесс в данном регионе на определённой ступени обучения Частнометодический Частнометодический: совокупность методов и средств для реализации содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета Локальный Локальный: решение частных дидактических и воспитательных задач
13 Качества педагогических технологий: Концептуальность Концептуальность - опора на определённую научную концепцию; Системность Системность - взаимосвязь всех частей технологии; Управляемость Управляемость - проектирование процесса обучения; Эффективность Эффективность - гарантирование достижений определённого стандарта обучения; Воспроизводимость Воспроизводимость - возможность применения в других образовательных учреждениях.
14 По уровню применения По уровню применения Общепедаго- гические Частнопредметные, отраслевые Локальные, модульные, узкометодические
15 По философской основе По философской основе Материализм Идеализм Сциентизм Природо- сообразность Антропософия Теософия Диалектика Метафизика Гуманизм Антигуманизм Прагматизм Экзистен- циализм
16 По ведущему фактору психического развития По ведущему фактору психического развития Биогенные ПсихогенныеИдеалистские Социогенные
17 Ассоциативно- рефлекторные Интериориза- торские Гештальт- технологии Суггестивные Бихевио- ристские Развивающие Нейро- лингвистические По концепции усвоения По концепции усвоения
18 По ориентации на личностные структуры По ориентации на личностные структуры Информационные - ЗУН Саморазвития - СУМ Формирования - СДП Эвристические Формирования - СЭН Операционные - СУД
19 По характеру содержания и структуры По характеру содержания и структуры Обучающие Воспитательные Общеобразовательные ПРофессиональные Гуманистические Технократические Светские Религиозные Монотехнологии, политехнологии, проникающие технологии
20 По организационным формам По организационным формам Классно-урочные Альтернативные Индивидуальные Групповые Академические Клубные Коллективный способ обучения Дифференцированное обучение
21 По типу управления познавательной деятельностью Классическое лекционное Система «Консультант» Система малых групп Система «Репетитор» Программное управление Компьютерное обучение Обучение по книге Обучение с помощью ТСО
22 По подходу к ребенку По подходу к ребенку Авторитарные Личностно- ориентированные Технологии сотрудничества Дидакто-, социо-, антропо-, педоцентрические Гуманно- личностные Свободного воспитания Эзотерические
23 Догматические, репродуктивные Развивающее обучение Творческие Диалогические Саморазвивающее обучение Объяснительно- иллюстративные Проблемные, поисковые Программированное обучение Игровые Информационные, компьютерные По преобладающему (доминирующему) методу По преобладающему (доминирующему) методу
24 По направлению модернизации существующей традиционной системы По направлению модернизации существующей традиционной системы На основе гуманизации и демократизации отношений На основе эффективности организации и управления Природосообразные На основе активизации и интенсификации деятельности детей На основе методического и дидактического реконструирования материала Альтернативные Целостные технологии авторских школ
25 Современное традиционное обучение (ТО) Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-поурочную организацию обуче- ния, сложившуюся в 17 веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Каменским, и до сих пор яв- ляющуюся преобладающей в школах мира. Классификационные параметры Классификационные параметры Классификационные параметры Классификационные параметры Целевые ориентации Целевые ориентации Целевые ориентации Целевые ориентации Концептуальные положения Концептуальные положения Концептуальные положения Концептуальные положения Особенности методики Особенности методики Особенности методики Особенности методики
26 Классификационные параметры ТО По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: педагогика принуждения. По основному фактору развития: социогенная - с допущениями биогенного фактора. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с опорой на суггестию (образец, пример ). По ориентации на личностные структуры: информационная, ЗУН. По характеру содержания: светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая. По типу управления: традиционное классическое + ТСО. По организационным формам: классно-урочная, академическая. По подходу к ребёнку: авторитарная. По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная. По категории обучаемых: массовая.
27 По своему характеру цели ТО представляет воспитание личности с заданными свойствами. По содержанию цели ТО ориентированы преимущественно на усвоение ЗУН, а не на развитие личности ( всестороннее развитие было декларацией ).. Целевые ориентации
28 Концептуальные положения Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики: научности ( ложных знаний не может быть, могут быть только неполные ); природосообразительности ( обучение определяется развитием, не форсируется ); последовательности и систематичности ( последовательная линейная логика процесса, от частного к общему ); доступности ( от известного к неизвестному, от лёгкого к трудному, усвоение готовых ЗУН ); прочности ( повторение - мать учения ); сознательности и активности ( знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд ); принцип наглядности ( привлечение различных органов чувств к восприятию); принцип связи теории с практикой ( определённая часть учебного процесса отводится применению знаний ); учёта возрастных и индивидуальных особенностей.
29 Особенности методики Традиционная технология представляет собой авторитарную педагогику требований Ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и требованиями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности
30 Процессуальная характеристика Особенности методики, применения методов и средств обучения Мотивационная характеристика Организационные формы образовательного процесса Управление образовательным процессом (диагностика, планирование, регламент, коррекция ) Категория учащихся, на которых рассчитана технология
31 Программно - методическое обеспечение Учебные планы и программы Учебные и методические пособия Дидактические материалы Наглядные и технические средства обучения Диагностический инструментарий
32 Концептуальная часть Целевые установки и ориентации Основные идеи и принципы Позиция ребенка в образовательном процессе
33 Особенности содержания образования Ориентация на личностные структуры Объем и характер содержания образования Дидактическая структура учебного плана, материала, программ, формы изложения
34 Компьютерные технологии обучения Могущество разума беспредельно. И.Ефремов Цели Варианты компьютерных технологийВарианты компьютерных технологий Концептуальные положения Особенности методики
35 Цели: Формирование умений работать с информацией Подготовка личности информационного общества Формирование исследовательских умений
36 Варианты компьютерной технологии: проникающая-применение по отдельным темам для отдельных дидактических задач основная(определяющая) монотехнология-все виды технологии опираются на применение компьютера
37 Концептуальные положения Общение ребенка с компьютером Принцип адаптивности Диалоговый характер обучения Управляемость Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы Поддержание состояния психологического комфорта при работе с компьютером
38 Особенности методики Компьютерные средства обучения являются интерактивными.Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения. В функции учителя компьютер представляет:источник учебной информации, наглядное пособие, индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля. В функции рабочего инструмента компьютер выступает как: средство подготовки текстов и их хранения, текстовый и графический редакторы,средство моделирования,...
39 Игровые технологии. Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра. Й.Хейзинга. Игровая деятельность Функции Использование Группы игр
40 Игровая деятельность. По определению, игра- это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
41 Функции: Развлекательная Коммуникативная Самореализации Игротерапевтическая Диагностическая Коррекции Социализации Межнациональной коммуникации
42 Использование: В качестве самостоятельных технологий Как элементы более обширной технологии В качестве урока или его части Как технологии внеклассной работы
43 Группы игр: Обучающие, тренировочные контролирующие, обобщающие. Познавательные, воспитательные, развивающие. Репродуктивные, продуктивные, творческие. Коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и т.д.
44 «Диалог культур» Авторы: Библер Владимир Соломонович г.Москва Курганов Сергей Юрьевич г.Курган Цели Идеи Особенности методики
45 Цели: Формирование диалогического сознания и мышления. Обновление предметного содержания,сопряжение в нём различных культур,форм деятельности.
46 Идеи: Диалог - неотъемлемый компонент внутреннего содержания личности. Диалог - позитивное содержание свободы личности. Диалог - не противоречие, а сосуществование и взаимодействие никогда не сводимых в единое целое сознаний.
47 Особенности методики. Создание ситуации диалога. Точки удивления, загадки бытия ( загадки слова,числа,явлений природы ). Игровые средоточия ( физические игры,словесные игры,ручной труд,музыка,театр ). Уроки-диалоги.
48 Система развивающего обучения Л.В.Занкова Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить. А. Дистервег Концептуальные положения Целевые ориентации Особенности содержания
49 Концептуальные дидактические положения Целенаправленное развитие на основекомплексной развивающей системы. Системность и целостность содержания. Ведущая роль теоретических знаний. Обучение на высоком уровне трудности. Продвижение в изучении материала быстрыми темпами. Осознание ребенком процесса учения. Включение в процессе обучения не только рациональной,но и эмоциональной сферы (роль наблюдения и практических работ). Проблематизация содержания (коллизии). Вариативность процесса обучения, индивидуальный подход. Работа над развитием всех (сильных и слабых) детей.
50 Целевые ориентации: Высокое общее развитие личности. Создание основы для всестороннего гармонического развития(гармонического содержания).
51 Особенности содержания путь индуктивныйсравнения. анализирующего наблюдения Доминирующее начало в системе - путь индуктивный. Особое место отводится процессу сравнения. Главное внимание уделяется развитию анализирующего наблюдения. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. Методическая цель - создание на уроке условий для проявления постоянной активности учеников. Пути достижения : создание проблемных ситуаций, использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, составление и обсуждение плана урока вместе с учащимися, создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе. Ход познания - «от учеников».
52 Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) Вальдорфская педагогика является одной из разновидностей воплощения идей «свободного воспитания» и «гуманистической педагогики» Целевые ориентации Основные идеи Особенности методики Особенности содержания Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И.Песталоцци
53 Целевые ориентации Воспитание призвано сформировать целостную личность: стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей; открытую для восприятия нового опыта; способную на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Не столько знания, сколько способности Развитие самоопределения, индивидуальной от Не столько знания, сколько способности Развитие самоопределения, индивидуальной ответственности за свои действия.
54 Основные идеи Свободное воспитание и обучение. Свобода как средство обучения Обучение неотделимо от воспитания Культ творчества, творческой личности Единство ума, сердца и руки. Школа для всех. Единая жизнь педагогов и учеников.
55 Особенности методики Педагогика отношений, а не требований Метод погружения, «эпохальная» методика Обучение без учебников, без жёстких программ Индивидуализация Коллективное познавательное творчество на уроках Обучение самостоятельности, самоконтролю Много игры Отрицание отметки.
56 Особенности содержания Широкое дополнительное просвещение Межпредметные связи Обязательные предметы искусства: живопись, эвритмия, музыка Большая роль отводится трудовому воспитанию Гармоническое сочетание интеллектуального, эстетического и практически - трудового аспектов образования
57 Педагогика сотрудничества Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую»технологию,являющуюся воплощением нового педагогического мышления,источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть. Человек есть мера всех вещей Протагор
58 Целевые ориентации Переход от педагогики требований к педагогике отношений Гуманно-личностный подход к ребёнку Единство обучения и воспитания
59 Основные идеи Личностная направленность учебно- воспитательного процесса Гуманизация и демократизация педагогических отношений Отказ от прямого принуждения Индивидуальный подход Формирование положительной Я- концепции
60 Особенности методики Гуманно-личностный подход к ребёнку Дидактический активизирующий и развивающий комплекс Концепция воспитания Педагогизация окружающей среды
61 Классификационные характеристики По подходу к ребёнку : гуманно-личностная, субъект-субъектная гуманно-личностная, субъект-субъектная По преобладающему подходу: проблемно-поисковая проблемно-поисковая система малых групп По типу управления : система малых групп : ассоциативно- рефлекторная + поэтапная интериоризация По концепции усвоения : ассоциативно- рефлекторная + поэтапная интериоризация : гуманистическая По философской основе : гуманистическая
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.