Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемДанила Упырин
1 МЕТОДЫ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ И КАЧЕСТВЕЕНОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ,ПОЛУЧЕННОЙ В ХОДЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Методы исследования в педагогике – это «приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений педагогической действительности»
2 Обработка данных педагогических исследований – отдельный раздел экспериментальной педагогики, тесно связанный с математической статистикой и логикой. Обработка данных направлена на решение следующих задач: упорядочивание полученного материала; обнаружение и ликвидация ошибок, недочетов, пробелов в сведениях; выявление скрытых от непосредственного восприятия тенденций, закономерностей и связей; обнаружение новых фактов, которые не ожидались и не были замечены в ходе эмпирического процесса; выяснение уровня достоверности, надежности и точности собранных данных и получение на их базе научно обоснованных результатов
5 Противопоставление друг другу качественной и количественной обработки довольно условно. Количественный анализ без последующей качественной обработки бессмыслен, так как сам по себе не приводит к приращению знаний, а качественное изучение объекта без базовых количественных данных в научном познании невозможно. Без количественных данных научное познание – чисто умозрительная процедура.
6 На пути количественного исследования педагогических явлений стоит немало препятствий. Наверное, самое слабое среди них - традиции, сложившиеся в прошлом.. Педагоги, сформировавшиеся на описательной науке, противятся неизвестному им количественному подходу. Среди гораздо более крупных "камней преткновения" - природа и характер педагогических явлений. Они нематричный. Точнее, нематричныйми они нам кажутся, потому что у нас пока нет измерителей этих явлений. Классический математический аппарат не приспособлен для анализа явлений такой сложности, как педагогические.
7 Необходимо различать два основных направления в использовании количественных методов в педагогике: первое - для обработки результатов наблюдений и экспериментов, второе - для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации учебно-воспитательного процесса.
8 Методы первой группы хорошо известны и достаточно широко применяются. Пальму первенства держит освоенный исследователями статистический метод. В его пределах широко применяются следующие конкретные методики: регистрация, шкалирование
9 1. Номинальная шкала (шкала наименований), которую правильнее было бы считать классификацией, а не измерением, делит все объекты на группы по какому-либо признаку (различию). Этим признакам присваиваются определенные числа (код), что создает удобства при дальнейшей обработке экспериментальных данных. Никакого количественного соотношения между объектами в номинальной шкале нет Примеры: А. Учащиеся класса делятся на две категории и обозначаются: девочки - 01, мальчики Б. Группы нарушителей дисциплины и их обозначение (кодирование): на уроке -1, на улице -2. дома -3.
10 2. Шкала порядка предназначена для измерения (обозначения) степени различия какого-либо признака или свойства у разных объектов. Самым ярким примером порядковой шкалы является пятибалльная система оценки ЗУН учащихся. Для нее разработаны критерии и различные методы измерения. 3 значительно труднее применять порядковую шкалу для количественных оценок других качеств личности (в воспитательном процессе). Имеется несколько разновидностей порядкового шкалирования (измерения): ранжирование (в ряд), группировка (ранжирование по группам), парное сравнение, метод рейтинга, метод полярных профилей.
11 Ранжирование Изучаемые объекты располагаются в ряд (упорядочиваются) по степени выраженности какого-либо качества. Первое место в этом ряду занимает объект с наиболее высоким уровнем данного качества, и ему присваивается наивысший балл (числовое значение выбирается произвольно). Затем каждому объекту ранжированного ряда присваиваются более низкие оценки, соответствующие занимаемым местам.
12 Группировка всей совокупности объектов наблюдения в несколько рангов, достаточно ясно отличающихся друг от друга по степени измеряемого признака. Примеры: А. Учащиеся класса согласно пятибалльной системе оценки ЗУН делятся на отличников, хорошистов и т. д. Б. Анкетирование отношения учащихся к данному событию позволило разбить их на группы и оценить следующим образом: Учащиеся с ярко положительным отношением ранг + 2 со слабо положительным ранг + 1 с безразличным ранг 0 со слабо отрицательным ранг - 1 с резко отрицательным ранг - 2
13 Иванов ПетровСидоров Общий балл (ранг) Иванов 112 Петров 123 Сидоров 101 Парное сравнение. Учащиеся сопоставляются друг с. другом (каждый с каждым) по какому-либо качеству.Если они одинаковы, то каждый получает по баллу. Если у одного этого качества больше,чем у другого, первый получает два балла, второй – 0 (как при спортивных играх по круговой системе). Суммируя полученные каждым баллы, получаем количественное выражение уровня развития данного качества у каждого учащегося (его ранг). Пример: В результате сравнения по признаку кто добрее? получается следующая таблица:
14 Рейтинг. В этом приеме оценка объекта производится путем усреднения оценочных суждений группы компетентных экспертов. Имея общие критерии оценки (в порядковой шкале, в баллах), эксперты независимо друг от друга (в устной или письменной форме) выносят свои суждения. Усредненный результат экспертной оценки является достаточно объективным и называется рейтингом.
15 Метод полярных профилей. Этот прием предполагает применение для оценки условной шкалы, крайними точными которой являются противоположные значения признака (например, добрый - злой, теплый - холодный и т. п.). Промежуток между полюсами делится на произвольное количество частей (баллов). Пример. Оценка степени доверия кандидату на выборную должность дается в полярной шкале: (Доверяю полностью) 10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 – 2 – 1 (Совсем не доверяю) Социометрические измерения (методики) предназначены для изучения межличностных отношений в группах и коллективах. В них используются все вышеперечисленные приемы номинального и порядкового шкалирования, и на их основе с помощью математической обработки определяется целый ряд характеристик групп и коллективов учащихся.
16 3. Интервальная шкала или интервальное намерение, это такое присвоение чисел объектам, когда равные разности чисел соответствуют равным разностям значений измеряемого свойства. Иначе говоря, в интервальной шкале вводится единица или масштаб измерения. Нулевая точка шкалы выбирается произвольно. Примеры: температурные шкалы; шкалы стандартизированного тестирования интеллекта.
17 4. Шкала отношений отличается от интервальной только тем, что ее нулевая точка не произвольна, а указывает на полное отсутствие измеряемого свойства. Сюда относятся и все количественные данные, получаемые пересчетом объектов какого-либо множества (число учащихся, уроков и т. п.).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.