Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемНиколай Янюшин
1 Порядок разработки компетентностной модели выпускника Методические рекомендации Пермский национальный исследовательский политехнический университет
2 Компетентностная модель выпускника (КМВ)– это совокупность планируемых образовательных целей и результатов освоения ООП, включающая перечень общекультурных и профессиональных компетенций и описание их структуры. Определение КМВ входит в качестве обязательного документа в состав ООП вуза по направлению и уровню подготовки ВПО
3 Компетентностная модель выпускника вуза КОМПЕТЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КМВ КМС КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ВУЗА КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА РАБОТОДАТЕЛИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВУЗЫ ФГОС ВПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
4 Основание для разработки ФГОС ВПО по направлению (специальности) и уровню подготовки СТУ СОС «Компетентностная модель выпускника. Правила разработки и оформления» Методические рекомендации ПНИПУ
5 Участники разработки Преподаватели выпускающей кафедры Представители основных работодателей Преподаватели профильных кафедр, участвующие в реализации данной ООП КМВ – результат коллективного проекта
6 Структура КМВ Характеристика профессиональной деятельности; Требования к результатам освоения ООП (перечень общекультурных и профессиональных компетенций); Таблица отношений между компетенциями и учебными дисциплинами ООП; Паспорта компетенций. Согласно стандарта университета в состав КМВ входят следующие разделы:
7 Порядок разработки характеристики профессиональной деятельности (ПД) 1. Определить профиль (специализацию) подготовки выпускников в рамках ООП 2. Изучить раздел 4 ФГОС ВПО 3. В соответствии с разделом 4.1 ФГОС ВПО определить область ПД 4. В соответствии с разделом 4.2 ФГОС ВПО определить объекты ПД
8 Порядок разработки характеристики профессиональной деятельности (ПД) 5. Из числа приведенных в разделе 4.3 ФГОС ВПО определить конкретные виды ПД, к которым в основном готовится выпускник (не более трех) 6. В соответствии с разделом 4.4 ФГОС ВПО и видами ПД определить задачи ПД 7. Задачи ПД дополнить с учетом профиля ООП и потребностей заинтересованных работодателей
9 Характеристика профессиональной деятельности (раздел IV) Базовая часть Описание из ФГОС Характеристика профессиональной деятельности Профиль или специализация ООП вуза ФГОСФГОС Виды ПД В1 В2 … ВmВm В m+1 ООПООП Объекты ПД О1 О2... ОnОn О n+1... ФГОСФГОС О ООПООП Область ПД Специфика ООП ООПООП Вариатив- ная часть Задачи ПД ООПООП Задачи В2 Задачи (...) Задачи Вm Задачи В m+1 Задачи В1 Задачи (ПС) ФГОСФГОС Перечень компетенций выпускника
10 Перечень компетенций выпускника * Базовые часть (ФГОС ВПО) Вариативная часть (ООП) профильно- специализированные ПСК1 ПСК 2... Компетенции Общекультурные Профессиональные ПК i ПК i+1... ПК j ПК j+1 … ПК m … ОК1 ОК2... ОК k … ОП N … (* раздел V – требования к результатам освоения ООП) общепрофессионые по видам деятельности ПК1 ПК2 … ОП z …
11 Порядок формирования перечня компетенций 1. Из раздела 5 ФГОС ВПО в качестве обязательных при освоении ООП выбираются все общекультурные компетенции, общепрофессиональные компетенции (если имеются) и профессиональные компетенции по выбранным видам ПД 2. В зависимости от профиля ООП и требований работодателей (отраслевых профессиональных стандартов) формулируются и добавляются в перечень профильно-специализированные компетенции, общее количество которых должно удовлетворять требованиям стандарта университета 3. Путем дополнительных исследований актуальности компетенций (например, анкетированием работодателей, выпускников и преподавателей) устанавливается уровень важности каждой компетенции (пороговый, средний, высокий) 4. Сформированный перечень компетенций выпускника с указанием уровня важности оформляется в соответствии с вузовским стандартом
13 Порядок разработки таблицы отношений компетенции-дисциплины Дисциплины и разделы ООП дисциплин N частей M Часть j -ой компетенции, формируемая в i -ой дисциплине Части компетенций, формируемые в i -ой дисциплине Паспорт j -ой компетенции Компетенции выпускника
14 Код УЦ ООП Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудоем- кость (Зачетные единицы) Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а так же учебников и учебных пособий Коды формируемых компетенций Б.1Гуманитарный, социальный и экономический цикл *) ОК-1 ОК-2 …… Базовая часть *) В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать - уметь - владеть - История, Философия, Иностранный язык и др. Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) Б.2Математический и естественнонаучный цикл *) ОК-3 …… ПК-1 … Базовая часть *) В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать - уметь - владеть - Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) Структура ООП бакалавра (раздел VI)
15 Б.3Профессиональный цикл*) Базовая (общепрофессиональная) часть *) В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать - уметь - владеть - Безопасность жизнедеятельности и др. Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки (установленные на момент разработки стандарта профили подготовки указаны в Приложении А к данному ФГОС открытым списком) Б.4 ***) Физическая культура 2 Б.5Учебная и производственная практики практические умения и навыки определяются ООП вуза *) Б.6Итоговая государственная аттестация Общая трудоемкость основной образовательной программы 240 Структура ООП бакалавра (раздел VI)
16 Порядок заполнения таблицы 1. По вертикали расположить перечень дисциплин (по циклам) и практических разделов ООП 2. По горизонтали расположить компетенции 3. Используя таблицу раздела 6 ФГОС ВПО, установить соответствие между компетенциями и дисциплинами с учетом распределения по циклам ЗУВов и компетенций. Процедура выполняется сначала для базовых дисциплин, а затем для вариативных. 4. Подсчитать количество дисциплин, участвующих в формировании каждой компетенции; их общее количество должно соответствовать вузовскому стандарту 5. Подсчитать количество компетенций, формируемых каждой дисциплиной; их общее количество должно соответствовать вузовскому стандарту 6. Необходимо стремиться к равномерному заполнению таблицы 7. Оформить таблицу в соответствии с требованиями стандарта
17 Таблица отношений компетенции - дисциплины
18 Порядок разработки паспортов компетенций Дескрипторы уровней (пороговый, средний, высокий) освоения компетенций Карта компетенции Содержательная структура компетенции Таблица оценки результатов обучения в отношении данной компетенции Согласно вузовского стандарта в состав паспорта компетенции входят:
19 Разработка дескрипторов уровней освоения компетенций 1. Дескрипторы уровней описывают три уровня освоения компетенции – пороговый, средний, высокий 2. При разработке учитываются требования работодателей (отраслевых профессиональных стандартов) 3. При составлении дескрипторов рекомендуется использовать следующие описатели: 1) знание, 2) понимание, 3) умение, 4) анализ, 5) синтез, 6) оценка.
20 Смысловое содержание описателей 1. Знание: способность воспроизводить основные понятия, правила и принципы, термины, описания методов и процедур изучаемого предмета. 2. Понимание: способность объяснять и интерпретировать факты, правила и принципы, методы и процедуры изучаемого предмета, преобразовывать материалы, делать выводы из имеющихся данных. 3. Умение: способность применять законы, теории, основные понятия и принципы, методы и процедуры изучаемого предмета в конкретных практических ситуациях. 4. Анализ: способность выделять части целого, выявлять взаимосвязи между ними, определять принципы организации целого, проводить различие между фактами и следствиями, а также видеть ошибки в конкретной ситуации. 5. Синтез: способность комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной, предлагает план действий, составлять схемы решения задач в рамках конкретного вида деятельности. 6. Оценка: способность оценивать значение фактов, материалов, результатов деятельности, логику действий, соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности.
21 Дескрипторы уровней освоения компетенций Уровень освоения компетенции Отличительные признаки Пороговый – воспроизводит термины, основные понятия, – знает методы и процедуры определения физических и механических свойств металлов и сплавов; – способен сопоставить структуру металлов и сплавов с уровнем характеристик физических и механических свойств; – объясняет изменение физических и механических свойств соответствующими изменениями в структуре металлов и сплавов. Средний – выявляет взаимосвязь между структурой и свойствами, – применяет законы изменения структуры сталей и сплавов при термообработке, для целенаправленного изменения физических и механических свойств; – вычленяет главные факторы, влияющие на уровень физических и механических свойств металлических материалов, – оценивает значимость полученных экспериментальных данных и ошибок эксперимента. Высокий – разрабатывает и предлагает план проведения исследования, направленного на установление закономерностей влияния структурного состояния на изменения физических и механических свойств, – формулирует выводы, – оценивает соответствие выводов полученным данным; – оценивает научную и прикладную значимость своей разработки. Компетенция: Способность использовать методы определения характеристик физических и механических свойств металлов и сплавов
22 Разработка карт компетенций 1. Предварительно с учетом таблицы отношений компетенции- дисциплины распределить планируемые результаты, заданные в форме ЗУВов в разделе 6 ФГОС ВПО, по компетенциям базовой части. Необходимо, чтобы все ЗУВы базовой части были распределены по всем компетенциям (кроме ПСК). 2. В карте компетенции заполнить наименование компетенции, ее код, формулировку и уровень освоения. 3. Заполнить перечень компонентов (ЗУВов из ФГОС ВПО), характеризующих результаты, данной компетенции в рамках ООП 4. В случае необходимости дополнить планируемые результаты (компоненты компетенций). 5. Для ПСК планируемые результаты формулируются самостоятельно в соответствии с задачами ПД, определяемыми профилем (специализацией) ООП. 6. Определяются технологии формирования компонентов компетенций и средства и технологии оценки достигнутых результатов. 7. Карты оформляются в соответствии со стандартом.
23 Карта компетенций
24 Разработка содержательной структуры компетенции 1. В соответствии с таблицей отношений компетенции- дисциплины выявить дисциплины и практические разделы, участвующие в формировании данной компетенции. 2. В соответствии с картой компетенции сформулировать части компетенции (дисциплинарные компетенции) и обобщенные результаты освоения, относящиеся к данной дисциплине или практическому разделу. Стараться, чтобы компоненты «знания» и «умения» в большей степени относились к учебным дисциплинам, а «владения» - к практическим разделам ООП. 3. Всем частям компетенций присвоить коды в соответствии с требованиями стандарта университета. 4. Оформить структуры всех компетенций в соответствии с требованиями стандарта университета.
25 Содержательная структура компетенции
26 Порядок формирования таблицы оценки результатов обучения 1. Определить технологии оценки качества освоения каждого компонента для каждой части компетенции и компетенции в целом. 2. Предусмотреть возможность оценки образовательных результатов после освоения каждого модуля учебной дисциплины и практического раздела ООП. 3. Заполнить таблицу оценки планируемых результатов образования в соответствии с требованиями стандарта вуза.
27 Таблица оценки результатов обучения Структура компетенции ПСК-1 Способы оценки Модули (этапы контроля) М1М2М3 Часть 1 (Б.3.В3) ПСК-1.Б.3.В3-з ТТТ ПСК-1.Б.3.В3-у КР ПСК-1.Б.3.В3-в ЛР Интегральная оценкаКР, зачёт Часть 2 (Б.3.В7) ПСК-1.Б.3.В7-з ТТТ ПСК-1.Б.3.В7-у ППКР ПСК-1.Б.3.В7-в ЛР Интегральная оценка Экзамен Часть 3 (Б.3.В8) ПСК-1.Б.3.В8-з ТТТ ПСК-1.Б.3.В8-у ПКРЛР ПСК-1.Б.3.В8-в ЛР Э Интегральная оценка Экзамен Часть 4 (Б.5.П2) ПСК-1.Б.5.П2-з ПСК-1.Б.5.П2-у ПСК-1.Б.5.П2-в Интегральная оценка Отчёт по практике Интегральная оценка компетенции в целом Междисциплинарный курсовой проект, ИГА
28 Технологии оценки государственный экзамен (ГЭ); зачёт (З); защита выпускной квалификационной работы (ЗВКР); защита практики (ЗП); контрольная работа (К); коллоквиум (Кл); курсовая работа (КР); защита лабораторных работ (ЛР); письменная работа (П); реферат (Р); тестирование (Т); выступление на семинаре (С); экзамен (Э).
29 Порядок утверждения КМВ 1. Оформить КМВ как отдельный документ ООП в соответствии с вузовским стандартом. 2. Согласовать КМВ с основными работодателями. 3. Рассмотреть и утвердить КМВ на заседании выпускающей кафедры с приглашением преподавателей профильной кафедры, участвующей в данной ООП. 4. Согласовать разработанную КМВ в УОП. 5. Утвердить разработанную КМВ проректором по учебной работе.
30 Благодарю за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.