Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемДмитрий Щедухин
1 1 Создание письменного монологического высказывания
2 2 Сочинение-рассуждение на ЕГЭ как речевая задача 1. Условия, обеспечивающие полноценное понимание исходного текста 2. Условия, обеспечивающие овладение инструментальными умениями создавать развернутое высказывание на основе понятого текста.
3 3 Предъявление учебной задачи 1) Создать образ результата 2) Сформировать способы действия 3) Обрести опыт эффективной самостоятельной деятельности, которая стимулируется целью
4 4 Понимание текста - условие решения речевой задачи Основные признаки текста: Основные признаки текста: Тематическое единство всех частей. Тематическое единство всех частей. Композиционное единство всех частей. Композиционное единство всех частей. Грамматическая связь между частями. Грамматическая связь между частями. Стилевое единство. Стилевое единство. Отграниченность. Отграниченность.
5 5 Рассуждение – тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль.
6 6 Тезис (-ы) (положение, которое нужно доказать; основная мысль); Тезис (-ы) (положение, которое нужно доказать; основная мысль); аргумент – доказательство (суждение или совокупность суждений, приведенные в подтверждение истинности позиции говорящего); аргумент – доказательство (суждение или совокупность суждений, приведенные в подтверждение истинности позиции говорящего); логические (факты, теории, гипотезы, статистика…); логические (факты, теории, гипотезы, статистика…); ссылки на авторитет(цитаты…). ссылки на авторитет(цитаты…).
7 7 пример – иллюстративный аргумент – пример – иллюстративный аргумент – имеет наглядную описательную форму: - конкретный пример (сообщение о событии, литературный пример); - предположительный пример (что могло бы быть при определенных условиях) вывод. вывод.
8 8 Типы текстов на ЕГЭ по русскому языку 1. Тексты, где авторская позиция оформлена в виде определенной смысловой части (как генеральный тезис, как итоговый вывод) 2. Тексты, где авторская позиция не выделена как отдельная смысловая часть
9 9 План-схема сочинения- рассуждения на ЕГЭ Проблемный вопрос Проблемный вопрос Комментарий проблемы = Актуальность Комментарий проблемы = Актуальность Позиция автора Позиция автора Собственная позиция = тезис Собственная позиция = тезис Аргумент 1 Аргумент 1 Аргумент 2 Аргумент 2 Вывод Вывод
10 10 1 этап Пошаговый анализ текста. Пошаговый анализ текста. Использование приема компрессии. Краткое и точное определение вопросов, которые интересовали автора исходного текста. Использование приема компрессии. Краткое и точное определение вопросов, которые интересовали автора исходного текста. Выявление микротем. Абзац как формальный показатель микротемы. Ключевые слова, синонимические ряды, повторы, инверсия, кольцевая композиция Выявление микротем. Абзац как формальный показатель микротемы. Ключевые слова, синонимические ряды, повторы, инверсия, кольцевая композиция Анализ речевого оформления текста. Анализ речевого оформления текста.
11 11 2 этап Выявить и сформулировать проблемы исходного текста. Виды проблем: философские, социальные, политические, научные, экологические, нравственно-этические... Выявить и сформулировать проблемы исходного текста. Виды проблем: философские, социальные, политические, научные, экологические, нравственно-этические... Текстуальная формулировка проблем, обозначение различных аспектов выделенной проблемы. Текстуальная формулировка проблем, обозначение различных аспектов выделенной проблемы. Наиболее распространенные способы формулирования проблем текста: в виде вопроса, формулировка проблем текста с использованием типовых конструкций, включающих слова «проблема, вопрос». Наиболее распространенные способы формулирования проблем текста: в виде вопроса, формулировка проблем текста с использованием типовых конструкций, включающих слова «проблема, вопрос».
12 12 Речевые обороты, которые можно использовать при формулировании проблемы текста В тексте автор затрагивает (ставит, рассматривает, исследует, анализирует, формулирует, излагает, выдвигает, поднимает, затрагивает, освещает) проблему... В тексте автор затрагивает (ставит, рассматривает, исследует, анализирует, формулирует, излагает, выдвигает, поднимает, затрагивает, освещает) проблему... Автор данного текста останавливается (особо) на следующих проблемах (вопросах, фактах):... Автор данного текста останавливается (особо) на следующих проблемах (вопросах, фактах):... Автор касается следующих проблем (вопросов, фактов):... Автор касается следующих проблем (вопросов, фактов):...
13 13 Типичные ошибки при формулировании проблемы текста. Типичные ошибки при формулировании проблемы текста. Проверка верного определения проблемы: соотнесенность главной проблемы текста с авторской позицией по главной проблеме. Формулировка проблемы текста в сочинении. Проверка верного определения проблемы: соотнесенность главной проблемы текста с авторской позицией по главной проблеме. Формулировка проблемы текста в сочинении.
14 14 3 этап Прокомментировать сформулированную проблему. Текстуальный комментарий (объяснение текста, следуя за автором). Концепционный комментарий (интерпретация текста, выявление актуальности проблемы).
15 15 Речевые обороты, которые можно использовать при комментарии Сущность проблемы сводится к... (заключается, состоит в...) Сущность проблемы сводится к... (заключается, состоит в...) В начале текста автор дает обоснование актуальности проблемы (вопроса). В начале текста автор дает обоснование актуальности проблемы (вопроса). В тексте рассматриваются вопросы, имеющие важное значение для... В тексте рассматриваются вопросы, имеющие важное значение для... Актуальность рассматриваемой проблемы, по словам автора, определяется тем, что... Актуальность рассматриваемой проблемы, по словам автора, определяется тем, что... Затрагиваемая проблема представляет большой интерес... Затрагиваемая проблема представляет большой интерес... Проблема злободневная, актуальная, острая, важная, серьезная, основная, научная, назревшая, наболевшая, общественно значимая, спорная… Проблема злободневная, актуальная, острая, важная, серьезная, основная, научная, назревшая, наболевшая, общественно значимая, спорная…
16 16 4 этап Определить и сформулировать позицию автора исходного текста. Определить и сформулировать позицию автора исходного текста. Выявление отношения автора к изображаемому (соотношение проблем текста и авторской позиции). Выявление отношения автора к изображаемому (соотношение проблем текста и авторской позиции). Способы проявления авторской позиции в тексте (прямое и косвенное выражение авторской позиции). Способы проявления авторской позиции в тексте (прямое и косвенное выражение авторской позиции).
17 17 Собственно рассуждение, доказательство, объяснение, размышление. Оценочные слова и речевые клише. Собственно рассуждение, доказательство, объяснение, размышление. Оценочные слова и речевые клише.
18 18 Выражение эмоциональной оценки. К сожалению, нельзя не удивиться; вызывает восхищение; великолепно; радует то, что...; нельзя остаться равнодушным; читатель растроган тем, что...; интересно и др. К сожалению, нельзя не удивиться; вызывает восхищение; великолепно; радует то, что...; нельзя остаться равнодушным; читатель растроган тем, что...; интересно и др. Выражение согласия / несогласия с мнением автора. Должны согласиться; разделять точку зрения; признавать достоинства; автор решает вопрос оригинально, интересно; следует признать, отметить; не можем не согласиться; Должны согласиться; разделять точку зрения; признавать достоинства; автор решает вопрос оригинально, интересно; следует признать, отметить; не можем не согласиться; с удовольствием отмечаем. К сожалению, вынуждены возразить, отметить, оспорить; сомнительно, что...; автор упускает из виду; необоснованно утверждает. с удовольствием отмечаем. К сожалению, вынуждены возразить, отметить, оспорить; сомнительно, что...; автор упускает из виду; необоснованно утверждает.
19 19 Глаголы, с помощью которых рецензент комментирует подачу информации в авторском тексте. Автор анализирует, характеризует, отмечает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, называет, описывает, разбирает, подчеркивает, ссылается на..., останавливается на...; отмечает важность, формирует, исходит из...; утверждает, поднимает проблему, ставит задачу, объясняет это тем, что...; причину этого видит в том, что...; считает, что...; приводит пример того, как...; приходит к выводу, заключению; делает вывод, заключение; подводит итог; обобщая сказанное; из этого следует, что...; в заключение можно сказать, что...; важно отметить, что… Автор анализирует, характеризует, отмечает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, называет, описывает, разбирает, подчеркивает, ссылается на..., останавливается на...; отмечает важность, формирует, исходит из...; утверждает, поднимает проблему, ставит задачу, объясняет это тем, что...; причину этого видит в том, что...; считает, что...; приводит пример того, как...; приходит к выводу, заключению; делает вывод, заключение; подводит итог; обобщая сказанное; из этого следует, что...; в заключение можно сказать, что...; важно отметить, что…
20 20 Средства рациональной оценки в рецензии. Поднятая нравственная проблема актуальна, злободневна; позиция автора достойна уважения, производит глубокое впечатление; автора отличает тонкая наблюдательность и тщательность в подборе фактов; точка зрения оригинальна, своеобразна; автора (читателя) не может не волновать; доказательства убедительны; манера изложения отличается краткостью, точностью выбора слова, чувством слова; точка зрения автора не только оригинальна, эффектна, но и глубоко продумана, выстрадана и др. Поднятая нравственная проблема актуальна, злободневна; позиция автора достойна уважения, производит глубокое впечатление; автора отличает тонкая наблюдательность и тщательность в подборе фактов; точка зрения оригинальна, своеобразна; автора (читателя) не может не волновать; доказательства убедительны; манера изложения отличается краткостью, точностью выбора слова, чувством слова; точка зрения автора не только оригинальна, эффектна, но и глубоко продумана, выстрадана и др.
21 21 Выражение уверенности или предположения. Убежден, уверен; считаю(ем), что...; полагаю(ем), что...; подтверждать; автор убедительно доказывает, что...; ра зумеется, что...; очевидно, что…; нет сомнений в том, что...; в этой связи ясно, что...; автор отстаивает точку зрения, свою позицию; допустить, предположить, что...; условимся, что… Убежден, уверен; считаю(ем), что...; полагаю(ем), что...; подтверждать; автор убедительно доказывает, что...; ра зумеется, что...; очевидно, что…; нет сомнений в том, что...; в этой связи ясно, что...; автор отстаивает точку зрения, свою позицию; допустить, предположить, что...; условимся, что…
22 22 Соотношение проблемы текста, позиции автора и собственной аргументации. Соотношение проблемы текста, позиции автора и собственной аргументации. Способы цитирования. Способы цитирования. Обозначение границ между смысловыми частями, соблюдение логической последовательности, речевой связности. Обозначение границ между смысловыми частями, соблюдение логической последовательности, речевой связности.
23 23 5 этап Аргументированное выражение экзаменуемым собственного мнения по проблеме. Соотношение собственного мнения с проблематикой исходного текста. Аргументированное выражение экзаменуемым собственного мнения по проблеме. Соотношение собственного мнения с проблематикой исходного текста. Освоение приемов логического разворачивания основной мысли /тезиса/ экзаменуемого. Освоение приемов логического разворачивания основной мысли /тезиса/ экзаменуемого. Микротекст- рассуждение. Выбор композиционного решения: тезис, аргументация, вывод. Микротекст- рассуждение. Выбор композиционного решения: тезис, аргументация, вывод.
24 24 6 этап Средства связи между предложениями: лексические повторы, синонимы, местоимения, вводные конструкции, союзы, частицы, порядок слов. Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста. Средства связи между предложениями: лексические повторы, синонимы, местоимения, вводные конструкции, союзы, частицы, порядок слов. Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста. Речевое оформление сочинения. Смысловая цельность. Последовательность изложения. Речевое оформление сочинения. Смысловая цельность. Последовательность изложения.
25 25 Знания – это весь тот объем информации, который вы должны были усвоить в течение обучения в школе. Таким образом, если это соответствует проблематике анализируемого текста, вы можете в качестве аргументов ссылаться на законы Ньютона, теорему Пифагора или факты истории Древнего Египта.
26 26 Жизненный опыт – это все те события, свидетелями и/или участниками которых вы были сами. Только имейте в виду, что это должен быть общественно знáчимый опыт. Со- бытие, которое вы описываете, должно быть необычным или, по крайней мере, вскрывать необычное в обычном. Яркие примеры вы можете найти в таких газетах, как «Аргументы и факты» и «Комсомольская правда», например в статьях В. Пескова.
27 27 Читательский опыт – та информация, которая почерпнута вами из художественной, публицистической или научной литературы. Корректное использование читательского опыта предполагает обязательную ссылку на источник информации (Д. Писарев в статье «Мотивы русской драмы» говорит о людях подобного типа…). Конечно, никто не требует от вас дословного закавыченного цитирования фрагментов газетных или научных статей, хотя некоторый «джентльменский набор» цитат из русской классической литературы знать не помешает. И всё же чем точнее будет изложена информация, на которую вы ссылаетесь, тем больше вероятности получить максимальный балл по критерию «аргументация».
28 28 1. Одной из проблем, поставленных автором текста, является желание читателей получить список книг, необходимых для того, чтобы быть образован- ными людьми. В современном мире общество стало меньше читать. Это напрямую связано с ростом информационных технологий. В противовес чтению литературы поставлены компьютерные игры, просмотр телевизионных передач, блуждание в Интернете и т.п. 2. В этой статье Л. Лазарев затрагивает проблему низкого уровня культурного образования, падения интереса к чтению и малого понятия, зачем необходимы книги в нашей обыденной жизни. Л. Лазарев пишет: «И не вина, а беда авторов этих писем, что они растерянно и беспомощно смотрят на книжные полки…»
29 29 Я разделяю точку зрения автора. Действительно, сила воздействия искусства вообще и так называемой поп-культуры в частности огромно. Поэтому артист, особенно в наше время, когда его слова благодаря СМИ и Интернету практически мгновенно становятся достоянием всего общества, просто обязан осознавать, каким мощным средством воздействия он обладает. И именно от него, хочет он это или нет, зависит, во благо или наоборот будет использовано это средство.
30 30 Вызывает некоторое сомнение (вопрос, размышление…) мысль автора о том, что… Позволю себе возразить автору по поводу его точки зрения на… Мне обсуждаемая автором проблема видится несколько иначе. Соглашаясь в целом с позицией автора, я хотел(а) бы поспорить с одним из аргументов. Понимая и разделяя тревогу автора по поводу…, я всё же не очень хорошо улавливаю его логику перехода от аргументов к выводу. Точка зрения автора представляется мне дискуссионной и т.п.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.