Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВсеволод Широпоршнев
1 1. Язык как символическая система и его специфика 2. Философия имени 3. Философия предложения 4. Философия ценностных установок 5. Современное философское понимание языка Действительность, мышление, логика и язык
2 Язык как символическая система и его специфика Язык это система знаков, обладающих непосредственно либо во взаимной связи друг с другом значениями, отличными от самих этих знаков. Структурными единицами языка являются слова и предложения, составленные из них тексты. В качестве средства выражения язык обладает способностью фиксировать: - ощущения, - восприятия, - представления, - понятия, - суждения и - рассуждения, осознаваемые и создаваемые человеком.
3 Основные понятия: Знак – это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения, и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Значение слова - это либо тот предмет, который оно обозначает, либо действие, которое оно регламентирует. Смысл слова - это интерпретация его значения на основе понятий и ценностей; это такой признак объекта, по которому данный объект можно отличить от всех других объектов. Символ – это действие или объект, который воспринимается как эквивалент чего-то другого.
4 Язык как символическая система и его специфика В качестве средства общения язык обладает универсальностью своих выразительных возможностей и общностью своих значений. Еще одно фундаментальное свойство языка наличие неявно заданной «картины мира», поддерживающей в качестве фундамента систему значений выражений языка. Для современной философии язык - одна из важнейших тематик. Особенно в аналитической философии, где язык является единственным достойным всяческого внимания предметом исследования.
5 Взаимосвязь языка и мышления Язык - специфическое средство хранения, передачи информации, а также средство управления человеческим поведением. В нем задаются и отражаются требования коллективного общения. Язык выступает в качестве необходимого связующего звена между практическим действием и сознанием. В языке находят отражение различия условий человеческой жизнедеятельности. В живом процессе общения имеются всеобщие для сознания моменты: передается значимая информация, нормы, идеалы, выражается оценка, содержится обращение.
6 Взаимосвязь языка и мышления Язык и мышление, образуя диалектически противоречивое единство, обуславливают друг друга. «Как нет языка без мышления, так не бывает и мышления без языка». Язык - относительно самостоятельное явление, обладающее определенными внутренними законами собственной организации.
7 Три парадигмы философии языка Философия имени («семантическая парадигма») Философия предиката («синтаксическая парадигма») Философия ценностных установок («прагматическая парадигма»)
8 Философия имени Имя – это метка, обозначение какого-либо явления или вещи. Спор об универсалиях (Средние Века): слова стали пониматься как выражения идей – сущностей вещей (реализм), как обозначение предметов как таковых (номинализм), как обозначение составленных в уме понятий (концептуализм). Общее Реально (Реализм) Номинально (Номинализм) До вещей, самостоятельная сущность, отличная от единичных вещей Крайний реализм Иоанн Скот Эриугена В фонеме слова Крайний номинализм Росцелин В самих вещах, сущность этих вещей Умеренный реализм Фома Аквинский (средняя схоластика) Понятие в головах людей Умеренный номинализм концептуализм Иоанн Солсберийский (ранняя схоластика), Абеляр, Иоанн Дунс Скот (поздняя схоластика) Согласно философии имени, мир рассматривается как имя; имя - символ мира.
9 Философия предложения Философия предложения в систематическом виде впервые изложена в ХХ в. Людвигом Витгенштейном. Основные положения Витгенштейна таковы: Язык есть граница мышления. Есть только один мир мир фактов, событий, которые описываются совокупностью естественных наук. Предложение картина мира, оно имеет с последним одну и ту же логическую форму. Смысл предложения выражает событие. Сложные предложения состоят из элементарных («атомарных») предложений, которые должны соотноситься непосредственно с фактами. Высшее невыразимо. «То, что, вообще, может быть сказано, может быть сказано ясно».
10 Стратегической целью философии предложения является достижение максимальной ясности в понимании языка. Язык должен быть ясным, как условие математической задачи. Итак, философия предложения - это важнейший этап в развитии философии языка, для которого характерен обостренный интерес к семантике и синтаксису. Ее основные положения : Язык граница мышления и действия. Язык дает полнейшую информацию о мышлении и действии. Язык имеет логическую форму. Значение слова есть факт, который оно обозначает. Значение слова есть его употребление в языковой игре и практической деятельности. Истинность синтетических предложений проверяется их сопоставлением с фактами. Истинность синтетических предложений нельзя подтвердить окончательно, но можно проверить неистинность синтетических предложений.
11 Философия ценностных установок Прагматика - это такая философия языка, которая изучает содержащиеся в высказываниях ценностные установки личности. Прагматика выясняет: -как можно сказать о ценностях, -какая логика при этом используется, -связаны ли между собой значение предложения и его прагматический, ценностный смысл, -как на основе анализа предложений с прагматическим смыслом лучше понять сами эти смыслы и т.д.
12 Современное философское понимание языка Существует четыре ведущих современных философских направления и у каждого из этих них, свое понимание языка: Феноменологи на первое место ставят анализ работы сознания. Язык оказывается знаковым выражением работы сознания. Важно, чтобы высказывания были полновесными знаками выработанных сознанием образцов, эйдосов. По мнению аналитической философии все богатство сознания и практики человека изначально дано в языке. Философия - это не что иное, как философия языка. Герменевтики (см. слайд 11) сопоставляют сущность предметов и язык. Они понимают язык как само бытие сущности, как воплощение жизненной конкретности первичного, до рефлексивного опыта. Постмодернизм (см. слайд 12) ставит в центр философствования язык, прежде всего текст. Для постмодерниста язык - это универсальная среда чувственности человека. Философия призвана освободить эту чувственность и возвысить ее.
13 В философской герменевтике выделяют два основных направления : «Онтологическая герменевтика» (М.Хайдеггер), акцентирует внимание на соотношении языка и бытия и представляет постижение бытия как раскрытие его манифестации в языке. Мартин Хайдеггер ( )- создатель учения о Бытии. Ханс-Георг Гадамер ( ) – основатель философской герменевтики. «Лингвистическая герменевтика», или герменевтика текста (Ханс-Георг Гадамер), акцентирует внимание на взаимосвязи языка и мышления в их отношении к бытию.
14 Письменный текст открыт для самых различных его интерпретаций. С этой целью французский философ - постмодернист Жак Деррида как раз и настаивает на деконструкции. Деконструкция – это понимание посредством разрушения стереотипа или включение в новый контекст. Итак, основные положения постмодернизма: Язык главная среда человеческого существования. Слова, текст надо реконструировать (Деррида), рассеивать (Фуко). Назначение текста доставлять удовольствие (Барт), чувство возвышенного (Лиотар). Меньше единообразия, власти, тоталитаризма, лицемерного согласия, больше чувственности, иронии, нестабильности. Жак Деррида ( ) – основатель деконструктивизма. Как видим, в современной философии языку придают самостоятельное значение. Язык есть символ нашей жизни и сама наша жизнь.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.