Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМихаил Голоднов
1 Лекция 8 Трансакционные издержки
2 Трансакционные издержки Трансакционные издержки – издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов. Трансакционные издержки – ценность ресурсов, затрачиваемых на осуществление трансакций. Трансакционные издержки – издержки, отражающие изменение или воспроизводство институциональных характеристик. Трансакционные издержки – издержки эксплуатации экономической системы.
3 Виды трансакционных издержек Выделяют прямые и альтернативные трансакционные издержки Прямые трансакционные издержки издержки сопровождающие трансакцию в процессе ее реализации, непосредственные затраты экономического агента на поиск информации, заключение контракта, оформление прав собственности, принуждения контрагента к исполнению взятых обязательств. Альтернативные трансакционные издержки – издержки отказа экономического агента от реализации трансакции.
4 Классификация трансакционных издержек П.Милгрома Дж.Робертса (по институциональным механизмам)
5 Классификация трансакционных издержек Д.Норта – Т.Эггертссона Классификация Норта –Эггертссона по видам деятельности: издержки поиска информации и выявления альтернатив; издержки ведения переговоров; издержки составления контракта; издержки мониторинга; издержки принуждения к исполнению контрактов; издержки защиты от третьих лиц.
6 Издержки поиска информации Индивиды и фирмы осуществляют поиск: информации о ценах; информации о качестве товаров и услуг; информации о «качестве» продавцов; информации о «качестве» покупателей. Стратегии, методы и усилия поиска информации зависят от характеристик агентов и значимости сделки.
7 Издержки поиска информации Характеристики поиска работы Частота% от выборки Размер выборки (человек) Стратегии поиска, используемые работниками Формальные посредники на рынке труда 58150,91141 Прямое обращение 34530,41136 Личные связи 60853,21142 Стратегии поиска, используемые нанимателями Формальные посредники на рынке труда 33336,5910 Личные связи 36640,2910
8 Издержки поиска информации Число людей, нашедших работу с помощью Друзья и родственники Прямое обращение Агентство РекламаДругое Выборка из рабочих текстильной промышленности США: Первое место работы Работа на фабрике Текущее место работы Выборка из резидентов г. Ньютон (Массачусетс, США): Специалисты 56,118,215,99,8 Технические работники 43,524,630,41,4 Менеджеры 65,414,813,66,2
9 Издержки поиска информации Типы поиска деловых партнеров Интенсивность использования личных связей Высокая Низкая Доверие к отраслевым стандартам и нормам Низкое Идиосинкрати- ческий Рутинный Высокое Всеобъемлю- щий Отраслевой
10 Модель стратегии поиска Дж. Стиглера i=1,..,n – типы магазинов P=i – цены магазинов c>0 – издержки посещения одного магазина Покупателю известно распределение типов магазинов, но тип каждого магазина не известен. В какой момент нужно закончить поиск и сделать покупку?
11 Модель стратегии поиска Дж. Стиглера v(P) – ожидаемое уменьшение цены от посещения следующего магазина, если уже предложена цена P. v(P)=[1+2+….+(P-1)]/n=(P 2 -P)/2n Поиск прекращается, если c>v(P). Резервная цена P r – цена при которой c=v(P r ). P r =[1+(1+8nc) ½ ]/2
12 Модель стратегии поиска Дж. Стиглера Пусть λ – вероятность, что покупатель не покупает в случайно выбранном магазине, т.е. P>P r. Тогда вероятность покупки в первом магазине (1- λ)=P r /n во втором магазине λ(1- λ) в третьем магазине λ 2 (1- λ) в t-м магазине λ (t-1) (1- λ) Ожидаемое число посещений μ= t λ (t-1) (1- λ)t
13 Модель стратегии поиска Дж. Стиглера μ= t λ (t-1) (1- λ)t=1/(1- λ)= =n/P r =2n/[1+(1+8nc) ½ ] Так как издержки поиска положительные, то покупатель обходит не все магазины. Цена, которую платит покупатель за товар при ненулевых издержках оказывается выше, чем при нулевых.
14 Издержки ведения переговоров Издержки ведения переговоров включают: издержки коммуникации - затраты на переводчиков и затраты, связанные с различиями в бизнес-культуре. стратегические издержки - затраты на приемы, обеды, сопровождение (призванные подчеркнуть важность отношений с партнером), на профессиональных арбитров, на аукционы. издержки затягивания принятия решений.
15 Издержки составления контракта Издержки составления контракта включают издержки оплаты подготовки контракта и его технического обеспечения. Составление контрактов дает дополнительную информацию о позиции сторон. В крупных контрактах затраты на юридическую поддержку могут составлять до 1015% от суммы контракта.
16 Издержки мониторинга Мониторинг предоставляет информацию о действиях партнеров и, соответственно, о необходимости подготовки санкций (компенсаций, штрафов) и в результате создает стимулы к выполнению контрактов. Размер издержек мониторинга зависит от традиций, моральных норм и культурных особенностей.
18 Модель влияния издержек мониторинга на исполнение контракта Пусть: w – заработная плата работника; V – доход нанимателя; c w – издержки выполнения контракта работником c i – издержки мониторинга нанимателя
19 Модель влияния издержек мониторинга на исполнение контракта Наниматель Контроли- ровать (I) Не контроли- ровать (NI) Работник Работать (W)w-c w ; V-w-c i w-c w ; V-w Отлынивать (S) 0 ; -c i w; -w
21 Модель влияния издержек мониторинга на исполнение контракта Работник выбирает стратегию добросовестно работать с вероятностью: p*=(1- c i /w); Наниматель выбирает стратегию контроля с вероятностью: q*= c w /w.
22 Издержки принуждения к исполнению контрактов Участники взаимодействия часто заинтересованы в уклонении от выполнения контрактов. Механизмы принуждения к исполнению контрактов и связанные с ними издержки зависят от: типа контрактных отношений; доступности и эффективности судебной и правовой системы; принятых норм и культуры.
23 Издержки принуждения к исполнению контрактов Репутационный механизм принуждения Слабый Сильный Контрактный механизм принуждения Слабый Неформальный частный контроль Неформальный сетевой контроль Сильный Формальный контрактный контроль Формальный сетевой контроль
24 Эффективность судебной системы Группа стран Количество процедур Продолжи- тельность (дней) Судебные издержки фирм Интегральный индекс сложности Восточная Азия и Тихоокеанский регион ,355 Европа и страны Центральной Азии ,956 Латинская Америка и страны Карибского бассейна ,070 Ближний Восток и Северная Африка ,661 ОЭСР ,149 Южная Африка ,655 Центральная Африка ,256 Российская Федерация ,248
25 Интегральный индекс сложности характеризует интенсивность вмешательства судебных органов в экономические отношения, определяется как взвешенная сумма индексов: потребность сторон в использовании официальных, а не альтернативных способов разрешения конфликтной ситуации; характер совершаемых сторонами действий по защите своих прав с момента подачи иска до момента фактического возврата долга; оправданность ожиданий обеих сторон от судебного разбирательства; тщательность рассмотрения свидетельских показаний; вероятность непризнания судебного приговора высшими судебными инстанциями; уровень формальности действий, необходимых для вовлечения кого-либо в данное судебное разбирательство.
26 Издержки защиты контрактов от третьих лиц Контракты нуждаются в защите от вмешательства, как со стороны частных лиц (правонарушения), так и со стороны государства. Государство имеет преимущества в реализации функции насилия. Даже легальные контракты имеют риск оказаться экспроприированными государством. Борьба с нелегальными и полулегальными контрактами является непосредственной задачей государственных органов.
27 Классификация трансакционных издержек по причинам возникновения издержки измерения; информационные издержки; издержки защиты прав собственности; агентские издержки.
30 Издержки измерения Издержки измерения - затраты на измерения параметров трансакции. Обмен передача товаров и услуг и связанных с ними качеств, которые подлежат измерению. Издержки измерения, сопровождающие трансакцию между агентами, могут возникать до и после заключения контракта. Оптимальная стратегия распределения издержек измерения между различными сторонами определила экспериментальные, инспекционные и доверительные качества
31 Издержки измерения товаров различных категорий Категория товаров Сторона, проводящая измерения Период проведения измерений Издержки измерения Стимулы к оппортунизму Экспериментальные Покупательпосле Нет Продавецдо Есть Инспекционные Покупательдо ЕстьНет Продавецдо Есть Доверительные Покупательпосле ЕстьНет Продавец товара до Есть Продавец информаци- онных услуг до и после Есть
32 Механизмы снижения издержек измерения на рынках экспериментальных и инспекционных товаров Механизм снижения издержек измерения На кого ложатся измерения Период осуществления измерений Тип товара Гарантии ПокупательпослеЭкспериментальный Стандартизация ПокупательпослеЭкспериментальный Лицензирование Продавец, третья сторона до Экспериментальный, инспекционный Торговая марка Покупательпосле Инспекционный, экспериментальный Репутация Продавецдо и после Экспериментальный, инспекционный
33 Информационные издержки Информационные издержки связаны с приобретением необходимой для экономической деятельности информации. Информационные издержки включают: издержки приобретения информации о качестве (издержек сбора и переработки информации, относящейся к заключению контракта и контролю за его исполнением); издержки приобретения количественной информации или издержки поиска (выбор партнера и типа контракта).
34 Издержки защиты прав собственности Издержки защиты прав собственности включают: динамические трансакционные издержки, или издержки обмена прав собственности (юридическое, силовое, пропагандистское обеспечение заключения и исполнения контракта); статические трансакционные издержки (обеспечение имеющихся прав собственности). Разделение на группы - условно: некоторые издержки возникают, как из-за информационного несовершенства, так и из-за проблем с защитой прав собственности.
35 Агентские издержки Агентские издержки - внутренние для фирмы издержки, которые включают: издержки связанные со снижением потерь от оппортунистического поведения агентов (наемных работников), издержки оппортунистического поведения агентов; затраты более информированной стороны (наемного работника) на донесение информации о своих действиях до менее информированной стороны (нанимателя). Агентские издержки обусловлены контролем нанимателя за наемным работником и создания стимулов к эффективной работе подчиненного в условиях асимметрии информации (являются частью информационных издержек). Агентские издержки направлены на реализацию и защиту прав собственности нанимателя (относятся к издержкам прав собственности).
37 Государство и трансакционные блага Сферы хозяйственной деятельности Трансакционные блага Контракты Типовые формы контрактов. Система принуждения к исполнению контрактов Измерения Деньги. Система мер и весов. Стандарты качества Защита прав собственности Титулы собственности. Судебная система. Пенитенциарная система Информационная среда Правовая и статистическая информация
38 Модель: уплата налогов (проблема безбилетника) Агент 2 Платить налоги Не платить налоги Агент 1 Платить налоги 5; 5 0; 7 Не платить налоги 7; 0 1; 1
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.