Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЛидия Гудзая
1 УДАРЕНИЕ
2 Суперсегментные единицы наслаиваются на линейную цепочку единиц, реализуются только одновременно с сегментными единицами, на их субстанции. Такие единицы называются просодическими (от греческого προσωδια – припев, ударение). В некоторых теоретических построениях они называются просодемами и супрасегментными фонемами. наслаиваются на линейную цепочку единиц, реализуются только одновременно с сегментными единицами, на их субстанции. Такие единицы называются просодическими (от греческого προσωδια – припев, ударение). В некоторых теоретических построениях они называются просодемами и супрасегментными фонемами.
3 Просодические элементы ударение, слоговое и словесное, ударение, слоговое и словесное, речевая мелодия, или мелодика, речевая мелодия, или мелодика, временные и тембровые характеристики речи (темп, изменение интенсивности (силы) звучания и произнесения фрагментов речи, паузы, тембр), временные и тембровые характеристики речи (темп, изменение интенсивности (силы) звучания и произнесения фрагментов речи, паузы, тембр),
4 Просодические элементы ритм, ритм, в тональных языках выделяется особая единица – словесные тоны. В последнем случае термин просодия часто употребляется синонимично термину интонация. в тональных языках выделяется особая единица – словесные тоны. В последнем случае термин просодия часто употребляется синонимично термину интонация.
5 Акцентология и просодика В связи со спецификой объекта и проблематики исследования выделяют акцентологию как раздел языковедения, исследующий ударение (и слоговой акцент, если он выделяется) и просодику в узком смысле (или интонологию) – как исследование фразовой интонации. В связи со спецификой объекта и проблематики исследования выделяют акцентологию как раздел языковедения, исследующий ударение (и слоговой акцент, если он выделяется) и просодику в узком смысле (или интонологию) – как исследование фразовой интонации.
6 Словесное ударение (акцент) Уже в ведах Древней Индии (8-3 вв. до н.э.) встречается понятие свара – ударение, или тон. Уже в ведах Древней Индии (8-3 вв. до н.э.) встречается понятие свара – ударение, или тон. Вопросы просодики активно разрабатывались в философской пифагорейской школе Древней Греции (6-4 вв. до н.э.), а изучение тонов в Китае началось в 5 в. н.э. Вопросы просодики активно разрабатывались в философской пифагорейской школе Древней Греции (6-4 вв. до н.э.), а изучение тонов в Китае началось в 5 в. н.э.
7 Ударение – выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц с помощью фонетических средств. Различают словесное, синтагматическое (тактовое) и фразовое ударение в зависимости оттого, с какой сегментной единицей соотносится ударение. – выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц с помощью фонетических средств. Различают словесное, синтагматическое (тактовое) и фразовое ударение в зависимости оттого, с какой сегментной единицей соотносится ударение.
8 Словесное ударение Сравним изолированное произношение слогов и идентичных им в звуковом отношении слогов в составе слова: ка-ран-даш и (название буквы), (Р.п. мн. числа от ) и форма 2 лица ед. числа будущего времени глагола. Сравним изолированное произношение слогов и идентичных им в звуковом отношении слогов в составе слова: ка-ран-даш и ка (название буквы), ран (Р.п. мн. числа от рана) и форма 2 лица ед. числа будущего времени глагола дашь. Слог, сохраняющий артикуляцию, сходную с его изолированным произношением, оказывается выделенным на фоне соседних. Такое ударение называется словесным ударением. Слог, сохраняющий артикуляцию, сходную с его изолированным произношением, оказывается выделенным на фоне соседних. Такое ударение называется словесным ударением.
9 В разных языках ударный слог по-разному отличается от безударных: характерной интонацией (при музыкальном, или тоновом ударении), характерной интонацией (при музыкальном, или тоновом ударении), большей силой (при силовом, динамическом, или экспираторном ударении), большей силой (при силовом, динамическом, или экспираторном ударении), большей длительностью (при долготном, количественном, или квантитативном ударении), большей длительностью (при долготном, количественном, или квантитативном ударении), а также может характеризоваться различной комбинацией перечисленных признаков. а также может характеризоваться различной комбинацией перечисленных признаков.
10 Ударный слог или группа слогов, объединенных вокруг ударного, называется фонетическим, или акцентным словом.
11 Отличия от словоформы по объему, так как словоформы, не имеющие собственного ударения, могут примыкать к имеющим ударениям спереди или сзади (проклитики или энклитики): – словоформ, но фонетических слова. по объему, так как словоформы, не имеющие собственного ударения, могут примыкать к имеющим ударениям спереди или сзади (проклитики или энклитики): А в том городе они и жили – 7 словоформ, но 3 фонетических слова. фонетическое слово – это только звуковая оболочка, которая не фиксирует образование какого-то нового значения. фонетическое слово – это только звуковая оболочка, которая не фиксирует образование какого-то нового значения.
12 Акцентная парадигма совокупность форм слова с учетом места ударения в них Подвижная Подвижная голова, головы, головой Неподвижная корова, коровы, коро.
13 Фонетические слова и отдельные слова звучат неодинаково отдельные слова мы выделяем на фоне других: отдельные слова мы выделяем на фоне других:, Такое выделение слова на фоне соседних называется тактовым ударением, а слово, несущее тактовое ударение, или группа слов, – речевым тактом. Давайте читать, давайте читать роман. Такое выделение слова на фоне соседних называется тактовым ударением, а слово, несущее тактовое ударение, или группа слов, – речевым тактом. Вчера / над нашим островом / бушевал / страшный ураган.
14 Речевой такт иногда определяют еще как отрезок звукового потока от паузы до паузы. Но это ненадежный критерий. Речевой такт иногда определяют еще как отрезок звукового потока от паузы до паузы. Но это ненадежный критерий.
15 Интересны данные экспериментов К утру дождь прошел, но небо еще было в тяжелых сырых тучах, летевших с юга на север. От подоконника на пол лег клочок зеленоватого лунного света, и в окне появился ночной Иванушкин гость, называющий себя Мастером.
16 Фраза - отрезок речевого потока характеризующийся интонационной законченностью.
17 Фраза может состоять из одного или нескольких тактов, которые не одинаково выделяются ударением в потоке речи: Фраза может состоять из одного или нескольких тактов, которые не одинаково выделяются ударением в потоке речи: Из весенней земли // начали появляться // первые травы.
18 Наиболее выделяющееся тактовое ударение во фразе называется фразовым ударением: Наиболее выделяющееся тактовое ударение во фразе называется фразовым ударением: // первые травы //. // первые травы //. Фраза может иметь несколько фразовых ударений: Фраза может иметь несколько фразовых ударений: И это снилось мне, и это снится мне, и это мне еще когда-нибудь приснится, и повторится все, и все довоплотится, и вам приснится все, что видел я во сне. Арсений Тарковский Арсений Тарковский В некоторых языках фразовое ударение очень важно. Считают, что, например, во французском языке это единственный тип ударения. В некоторых языках фразовое ударение очень важно. Считают, что, например, во французском языке это единственный тип ударения.
19 Для практического усвоения интонации другого языка необходимо знать образцы типичных интонаций – так называемые интонационные схемы, контуры, конструкции. Для практического усвоения интонации другого языка необходимо знать образцы типичных интонаций – так называемые интонационные схемы, контуры, конструкции.
20 Логическое ударение На базе смыслового подчеркивания определенного фрагмента речи, подчеркивания, выражающего намерения говорящего: На базе смыслового подчеркивания определенного фрагмента речи, подчеркивания, выражающего намерения говорящего: Летят перелетные птицы / В осенней дали голубой, / Летят они в жаркие страны, / А я остаюся с тобой…
21 Соотношение логического и словесного ударения бывает очень сложным и неоднозначным в пределах речевого произведения: Соотношение логического и словесного ударения бывает очень сложным и неоднозначным в пределах речевого произведения: Довольно/ Стыдно мне / Пред гордою полячкой унижаться Довольно/ Стыдно мне / Пред гордою полячкой унижаться А.С. Пушкин. «Борис Годунов» А.С. Пушкин. «Борис Годунов» Казнить (?) нельзя (?) помиловать.
22 Эмфатическое ударение – ударение, при котором слово не просто выделяется, а нарочито подчеркивается. Сравним логическое и эмфатическое ударения – ударение, при котором слово не просто выделяется, а нарочито подчеркивается. Сравним логическое и эмфатическое ударения В этом Вы правы В этом Вы правы, а в остальном нет, и Я тебе никогда больше не буду верить, когда каждое слово в зависимости от эмоционального состояния может быть эмфатически выделено. когда каждое слово в зависимости от эмоционального состояния может быть эмфатически выделено.
23 Выделяется три фонетических компонента ударения: Выделяется три фонетических компонента ударения: интенсивность (она зависит от силы мускульного напряжения и от силы выдоха), интенсивность (она зависит от силы мускульного напряжения и от силы выдоха), высота голосового тона, высота голосового тона, длительность. длительность.
24 Обычно выделенные фонетические компоненты ударения по-разному сочетаются в языках, но значимость их бывает различной. Обычно выделенные фонетические компоненты ударения по-разному сочетаются в языках, но значимость их бывает различной. Например, русское ударение издавна считалось динамическим, но исследования показали, что оно в большой мере является и количественным. Ударный слог не только громче, но и продолжительнее безударного в среднем в 2-3 раза. Кроме того, важна в русском ударении и тембровая окраска ударенного гласного – качественный момент. Например, русское ударение издавна считалось динамическим, но исследования показали, что оно в большой мере является и количественным. Ударный слог не только громче, но и продолжительнее безударного в среднем в 2-3 раза. Кроме того, важна в русском ударении и тембровая окраска ударенного гласного – качественный момент.
25 Типы ударения динамическое (или силовое, экспираторное), динамическое (или силовое, экспираторное), музыкальное (тоническое, восходящее и нисходящее – циркумфлекс), музыкальное (тоническое, восходящее и нисходящее – циркумфлекс), количественное (квантитативное, долготное). количественное (квантитативное, долготное).
26 Динамическое, или силовое ударение основано на выделении одного слога в слове среди других большей силой звука. Сила звука зависит, как полагают, от амплитуды колеблющегося тела вообще, в данном случае – от амплитуды колебания голосовых связок. Динамическое, или силовое ударение основано на выделении одного слога в слове среди других большей силой звука. Сила звука зависит, как полагают, от амплитуды колеблющегося тела вообще, в данном случае – от амплитуды колебания голосовых связок.
27 Музыкальное, или тоническое ударение выделяет слог не силой звука, а его высотой, которая определяется частотой колебания голосовых связок. Музыкальное, или тоническое ударение выделяет слог не силой звука, а его высотой, которая определяется частотой колебания голосовых связок.
28 Ударение в разных языках Существуют, в которых ударение отсутствует, например, палеоазиатские: это енисейские кетский и югский (вымерший) нивхский (гиляцкий), айнский (исчез в начале ХХ в., носители его жили в Японии, на Курильских островах, на Сахалине); бурушаски (на северо-западе Индии); некоторые тунгусо-манчжурские (эвенкский и эвенкийский) и др.; языки, в которых ударение отсутствует, например, палеоазиатские: это енисейские кетский и югский (вымерший) нивхский (гиляцкий), айнский (исчез в начале ХХ в., носители его жили в Японии, на Курильских островах, на Сахалине); бурушаски (на северо-западе Индии); некоторые тунгусо-манчжурские (эвенкский и эвенкийский) и др.;
29 языки, в которых сосуществуют разные типы ударения, например, в шведском языке в одном слове могут быть динамическое и музыкальное ударение, при этом первое тяготеет к началу слова; языки, в которых сосуществуют разные типы ударения, например, в шведском языке в одном слове могут быть динамическое и музыкальное ударение, при этом первое тяготеет к началу слова;
30 языки, в которых предположительно сохранились, наряду с динамическим, остатки музыкального ударения. Например, в некоторых словах датского языка есть так называемый толчок (stǿd) – ударение, осложненное гортанной смычкой. языки, в которых предположительно сохранились, наряду с динамическим, остатки музыкального ударения. Например, в некоторых словах датского языка есть так называемый толчок (stǿd) – ударение, осложненное гортанной смычкой.
31 . Л.В. Щерба отмечал 4 тип – качественное ударение. Так, в предложении Тут брат взял нож имеется четыре ясно ощущаемых словесных ударения, хотя неударенных слогов нет. Отсюда Л.В. Щерба делает вывод о том, что ударение – не относительное явление, а абсолютное.
32 Ударение может менять свои в процессе эволюции конкретного языка Ударение может менять свои характеристики в процессе эволюции конкретного языка Русское ударение эволюционировало от музыкального к динамическому. Знаки ударения в средневековой русской письменности назывались силами. Силовой элемент в настоящее время играет важную роль в ударении северных русских говоров, сохранивших больше особенностей древнерусского языка. Но в южных говорах и в литературном языке, как показывают эксперименты, большую роль играет долготный фактор.
33 Литературное русское ударение часто относят к комбинированному типу – долготно-силовому (квантитативно- динамическому).
34 Ударение в многосложных словах Главное и второстепенное ударение: Второстепенное ударение могут иметь некоторые приставки: после, сверх, архи, контр, супер и др. Главное и второстепенное ударение: электровозостроение, долгоиграющая пластинка, вечнозеленые деревья, быстрорастворимое вещество, высокопоставленный чиновник. Второстепенное ударение могут иметь некоторые приставки: после, сверх, архи, контр, супер и др.
35 В германских языках второстепенное ударение частотно и в определенных случаях строго обязательно. Ursprung (происхождение), Haustür (дверь дома), Untergrundbahn (метро).
36 Второстепенное ударение дает возможность отличать сложные слова от словосочетаний: rot Front и Rotkäpрchen, а также различать в сложных словах определяемый и определяющий компоненты: Schreibtisch и Jahrhundert. Иногда второстепенное ударение является единственным средством разграничения слов: blutarm (малокровный) и blutarm (очень бедный).
37 Энклитики - слова, не имеющие самостоятельного ударения. Это предлоги, артикли, послелоги, частицы. В потоке речи они могут перетягивать на себя ударение: по ягоды, но по воду, под горой, но под гору. Такое смещающееся в индоевропейских языках ударение Ежи Курилович назвал рецессивным.
38 Ударение и морфологическая структура слова Подвижность ударения Грамматическая подвижность ударения. Грамматические формы одного и того же слова могут характеризоваться разным ударением – в одних случаях наоснόвным, в других нафлективным; например, слово дом в единственном числе во всех падежах имеет наоснόвное ударение (дом – дома - дому - домом - доме), а во множественном числе – нафлективное (дома – домов – домам – домами – домах); Грамматическая подвижность ударения. Грамматические формы одного и того же слова могут характеризоваться разным ударением – в одних случаях наоснόвным, в других нафлективным; например, слово дом в единственном числе во всех падежах имеет наоснόвное ударение (дом – дома - дому - домом - доме), а во множественном числе – нафлективное (дома – домов – домам – домами – домах);
39 Акцентные парадигмы - - (классы) словоформ, которые иногда бывают единственным средством различения грамматических форм: окна – окна.
40 Неподвижное ударение горох, гороха, горошина, гороховый, огорошить Эта характеристика – подвижность / неподвижность ударения – особенно важна для балтийских и славянских языков.
41 Фонологическая подвижность - ударение связан о с одной и той же морфемой, но пада е т на разные слоги, возникают варианты грамматического ударения: - ударение связан о с одной и той же морфемой, но пада е т на разные слоги, возникают варианты грамматического ударения: золото – позолота
42 Свободное и связанное ударение Свободное падает на любой слог (в русском, английском, немецком, итальянском и др. языках), связанное – на определенный (в венгерском, чешском, греческом). Свободное падает на любой слог (в русском, английском, немецком, итальянском и др. языках), связанное – на определенный (в венгерском, чешском, греческом). В финно-угорских языках ударение падает на начальный слог, конечное ударение представлено в армянском и таджикском языках. В финно-угорских языках ударение падает на начальный слог, конечное ударение представлено в армянском и таджикском языках.
43 Фиксировано ударение на предпоследнем слоге в польском языке (за исключением поздних заимствований): botaniczny ogród (ботанический сад), bojazliwy (боязливый, робкий), cytryna (лимон), cytrynowy (лимонный), czytać (читать), czytanka (текст).
44 Полусвязанное ударение (термин Ю.С. Маслова) Место ударения зависит от места границы слова и некоторых фонологических особенностей этого слова. Место ударения зависит от места границы слова и некоторых фонологических особенностей этого слова. Так, в латинском языке на определенном этапе его развития ударным стал предпоследний слог, если он был долгим: Если предпоследний слог был кратким, то ударение стало падать на третий от конца слог: Сходная закономерность наблюдается в классическом арабском языке. Так, в латинском языке на определенном этапе его развития ударным стал предпоследний слог, если он был долгим: natura – naturalis. Если предпоследний слог был кратким, то ударение стало падать на третий от конца слог: nebula, asinus, ratio. Сходная закономерность наблюдается в классическом арабском языке.
45 Редукция - количественные и качественные изменения в составе слова (в том числе фонетического). - количественные и качественные изменения в составе слова (в том числе фонетического). Наблюдается в безударных слогах в русском и английском языках: пароход, веселее, подберезовик. Наблюдается в безударных слогах в русском и английском языках: пароход, веселее, подберезовик.
46 Степень редукции зависит от положения данного слога по отношению к ударному слогу (пър ї хот). Редукция состоит в депрессии артикуляции, т.е. в невыраженности некоторых артикуляционных признаков, которые свойственны тем же звукам в ударном слоге: колокольчик /къл ї кольчик/.
47 В русском языке редукция регулируется формулой А.А. Потебни 12311, где цифрами обозначены степени полнозвучности слога, считая от ударного 3: 1 за-1 го-2 во-3 ри-1 ла. Исключение – начальные неприкрытые слоги: сравним обижать [αбижат] и добежать [дъбижат].
48 В русском языке редукция неударных слогов компенсируется фонологической подвижностью ударения В этом отношении к русскому языку весьма близок английский, также обладающий редукцией гласных и подвижным ударением. Однако в русском языке редукция слогов строится по принципу затухающей динамичности, когда наиболее сильный слог – ударный – противопоставлен первому предударному и остальным слогам. В этом отношении к русскому языку весьма близок английский, также обладающий редукцией гласных и подвижным ударением. Однако в русском языке редукция слогов строится по принципу затухающей динамичности, когда наиболее сильный слог – ударный – противопоставлен первому предударному и остальным слогам.
49 В английском слове, напротив, редукция слогов строится по принципу фокусировки динамичности: максимальная степень редукции представлена в слогах, непосредственно примыкающих к ударному, т.е. редуктивная схема английского слова выглядит симметричнее: Таким образом, главное отличие русского слова от английского состоит в обратном распределении степеней редукции. В английском слове, напротив, редукция слогов строится по принципу фокусировки динамичности: максимальная степень редукции представлена в слогах, непосредственно примыкающих к ударному, т.е. редуктивная схема английского слова выглядит симметричнее: Таким образом, главное отличие русского слова от английского состоит в обратном распределении степеней редукции.
50 Функции ударения Кульминативная - обеспечение цельности и отдельности слова за счет просодической централизации его слого- звуковой структуры (ударение выделяет просодический центр слова). Количество вершин указывает на количество слов в речевом фрагменте: Кульминативная - обеспечение цельности и отдельности слова за счет просодической централизации его слого- звуковой структуры (ударение выделяет просодический центр слова). Количество вершин указывает на количество слов в речевом фрагменте: Там, в стороне от нас, от мира в стороне,/ Волна идет вослед волне о берег биться.
51 Экспрессивная функция ударения также характерна для всех типов ударения. Будучи элементом интонации, ударение выделяет прагматически важные фрагменты речи (предложения): Человек идет по мосту; Человек идет по мосту.
52 Сигнификативная (по Ю.С. Маслову, дистинктивная) функция – а) различение слов (лексем): замок – замок, мука – мука, пора – пора, атлас – атлас, подать – подать, плачу – плачу, φόροσ (налог) – φορόσ (несущий), übersetzen (переправлять) – übersetzen (переводить), perfect (совершенный) – perfect (совершенствовать), refuse (отбросы) – refuse (отказывать), в болгарском пара (пар)– пара (монета);
53 б) грамматических форм слов: реки – реки, дома – дома, засыпать – засыпать. Эта функция характерна для свободного ударения. Используется и в целях выражения эстетически значимых личностных смыслов: «… Ваши принципы просты: / Вы очень любите остроты, / Но вы боитесь остроты» А. Безыменский. «Многим журналам»
54 В связи со спецификой ударения могут возникать энклитики и проклитики. Это безударные слова, которые образуют ритмическое единство с ударными словами. Если безударное слово стоит впереди ударного, то возникает проклитика: Кавказ подо мною. Один в вышине / Стою над снегами у края стремнины. М.Ю. Лермонтов В связи со спецификой ударения могут возникать энклитики и проклитики. Это безударные слова, которые образуют ритмическое единство с ударными словами. Если безударное слово стоит впереди ударного, то возникает проклитика: Кавказ подо мною. Один в вышине / Стою над снегами у края стремнины. М.Ю. Лермонтов Энклитика – безударное слово, стоящее после ударного: Что-то слышится родное / В долгих песнях ямщика: / То разгулье удалое, / То сердечная тоска. Энклитика – безударное слово, стоящее после ударного: Что-то слышится родное / В долгих песнях ямщика: / То разгулье удалое, / То сердечная тоска. А.С. Пушкин. «Зимняя дорога» А.С. Пушкин. «Зимняя дорога»
55 Слоговой акцент (слоговой тон) изменение высоты основного тона голоса или интенсивности звучания. Такие изменения регулярны и, противопоставляясь друг другу, выполняют различительную функцию.
56 Так, в китайском литературном языке выделяют 4 слоговых тона: ровный (мā – мать ), восходящий (мá – конопля), восходящее-нисходящий (мă – лошадь ), нисходящий (мà – ругать ).
57 Проблемным вопросом в области ударения остается его физиологическая характеристика Обычно выделяется три фонетических компонента ударения: Обычно выделяется три фонетических компонента ударения: интенсивность интенсивность высота голосового тона, высота голосового тона, длительность. длительность. Остается не вполне изученным вопрос о соотношении этих признаков в системе ударения. Остается не вполне изученным вопрос о соотношении этих признаков в системе ударения.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.