Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемДиана Фролова
1 П.Г. Щедровицкий заместитель директора института философии, член правления Центра стратегических разработок «Северо-Запад» советник генерального директора Госкорпорации «Росатом» Лекция 3. Подготовка и образование в современной структуре человеческого капитала … Цикл лекций « Человеческие ресурсы и человеческий капитал в контексте углубления разделения труда: диалектика влияния » г. Красноярск 14 декабря 2013 г.
2 2 I. Историческая реконструкция эволюции подготовки и образования
3 Проблемы передачи успешного опыта деятельности, приспособления человека к окружающему миру и формирования искусственных органов, обеспечивающих выживание человеческой популяции, существовали всегда 3 Если рассматривать природу как совокупность особых, драматически различающихся друг от друга геоклиматических зон, то бросается в глаза удивительное распространение человека по всем климатическим поясам. Рис.: dailymail.co.uk, В этом процессе адаптации к меняющимся условиям среды обитания - как в синхронии, так и в диахронии - человеческие популяции решали проблемы: выращивания своего "внешнего тела" - социальных, культурных, технических и технологических систем организации и самоорганизации, лишь частично опирающихся на генетические и чисто биологические механизмы приспособления; передачи его другим поколениям. Животное не может выйти из своей зоны и переместиться в другую без значительных генетических мутаций. Способность за счет развития внешних орудий и инструментов выйти из традиционной экологической ниши и по мере ее истощения (или падения эффективности деятельности в ней) перейти в новую, богатую иными ресурсами, а также передать эти орудия и инструменты потомкам - присуща только человеку. При этом человек для освоения новых территорий и зон проживания шел на существенную модификацию своего "внешнего тела". Экономические, социокультурные и социально-властные институты создают и позволяют поддерживать уникальную систему кооперации и «пищевых цепочек», приспособленную для выживания данного сообщества в тех или иных геоклиматических условиях, включая процессы производства, распределения, потребления и накопления богатства. © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co.
4 «У человека случайное использование «готовых» природных объектов в качестве орудий постепенно переходит в их целенаправленное применение и сознательную модификацию природных объектов в процессе их использования в качестве орудий Эти зачатки технических знаний передаются из поколения в поколение, дополняются и развиваются, вырастая впоследствии в систему научных знаний. Постепенно целенаправленная деятельность по производству орудий превращается в общественную потребность. Для производства орудий выбираются определенные части дерева, в которые в результате обработки (шлифования, продырявливания и т.п.) вставляются элементы из кости и камня. Конечно, такая работа была еще малоэффективной, например, при сверлении камня деревянным «сверлом» с использованием кварцевого песка требовались большие усилия и значительные затраты времени. Пример технического прогресса в первобытном обществе: для производства первобытного зубила с полезной режущей кромкой около 10 см первым ремесленникам требовался килограмм исходного материала, как правило, кремня. Через лет, препарируя куски кремня для изготовления тонких клинков или пластин, первобытный человек приходит к удивительному результату - от 6-ти до 20-ти метров режущей кромки. Исходя из равной массы орудия, результат улучшился в двести раз. Это уже - технический прогресс, хотя и потребовавший миллион лет». 1 1 Горохов В.Г. «Генезис технической деятельности как предмет социологического анализа». М., 2009 Передача успешного опыта деятельности в подавляющем большинстве случаев происходила естественным путем 4 © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co.
5 Передача успешного опыта деятельности в подавляющем большинстве случаев происходила естественным путем 5 Передача успешного опыта деятельности в подавляющем большинстве случаев происходила естественным путем, за счет копирования форм поведения прошлых поколений. Накопление удачного опыта шло тысячелетиями. «…Виды, для которых это может быть археологически датировано, все были одомашнены примерно в интервале между 8000 и 2500 гг. до н. э., т.е. за первые несколько тысяч лет существования оседлых земледельческо-скотоводческих обществ, возникших после последнего оледенения. Как видно из таблицы 9.3, эпоха одомашнивания крупных млекопитающих началась с овцы, козы и свиньи и закончилась верблюдами. …что касается доместикации крупных млекопитающих, то 4,5 тысяч лет назад она практически завершилась. К тому моменту все 148 крупных видов-кандидатов должны были быть испытаны бессчетное число раз с тем однозначным результатом, который мы знаем: немногие успешно прошли испытание, никаких других подходящих кандидатов не осталось» 1. 1 Даймонд Дж. Ружья, микробы и сталь. Судьбы человеческих обществ г.
6 Как воспроизводилась сложная деятельность 6 Норма (средство) Ситуация деятельности 1 Норма (средство) Ситуация деятельности 2 При необходимости обеспечить воспроизводство сложной деятельности необходимо было: выявить ее каркасную структуру; обеспечить ее ускоренное освоение неофитом. Сегодня мы понимаем, что такой структурой была связка цель-орудие, а в дальнейшем цель-средство-объект. Средства Цели Объект © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co.
7 Уже в древности "задачи" подготовки и задачи образования разделяются друг от друга и в технологическом, и в социальном смысле 7 Есть основание предполагать что уже в этот период "задачи" подготовки и задачи образования разделяются друг от друга и в технологическом и в социальном смысле. В древнеегипетском и античном обществе за счет массового использования рабского труда образование было доступно только правящему классу. В ходе образовательного процесса транслировалась картина мира, включающая в себя элементы космологии, натурфилософии, а также представления об обществе и человеке. В разные эпохи разные элементы онтологических представлений выходили на передний план. Целенаправленная подготовка также была ориентирована прежде всего на просто-профессиональные группы: военных, кораблестроителей и моряков, ремесленников, строителей (включая столь сложные упражнения как строительство пирамид). Это противопоставление имело не только социально-классовый характер (занятия ремеслом и торговлей рассматривались как удел низших социальных групп), но и опиралось на различную фокусировку процессов воспроизводства. Раб передает ребёнка в руки матери. Изображение на древнегреческом лекифе, V век до н. э. Фреска из пирамиды - Подача бетона в опалубку © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co.
8 На что ориентировались подготовка и образование в древности 8 Подготовка ориентировалась на орудия и субъективированные средства Онтология Субъективир. средства Цель Объект Объективир. средства Подготовка Образование Субъекти- ворованное знание Объекти- ворованное знание Образование – на представления об объекте и как следствие – на знания. Компромисс мог возникнуть в ходе погружения орудийного действия в контекст его уместного применения к тому или иному классу объектов. Успешный опыт накапливаясь, фиксировался в нормах, орудийное действие отрывалось от ситуации и за счет включение в процесс трансляции начинало трактоваться как средство. © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co.
9 В Европе чуть более 2000 лет назад начинает формироваться новая более артикулированная картинам мира 9 В Европе чуть более 2000 лет назад начинает формироваться новая более артикулированная картинам мира, которая приходит на смену несистематизированным представлениям древних. Речь идет о теологической картине мира. По мере ее кристаллизации вопросы воспроизводства самой картины мира в ее целостности и прослойки ее носителей выходят на передний план. Именно Церковь берет на себя эту миссию, рассматривая институты монастыря и университета в качестве ключевых для решения столь сложной задачи. Монастырь Аркадия, Крит (http)http Сорбонна, Франция (http)http
10 10 В ХI в. начинает складываться первое поколение университетов В этот период процессы "образования" носят чрезвычайно фрагментарный и личностный характер Константинопольский университет «Аудиториум» 1088 (1158) Болонский университет 1167 Оксфордский университет 1208 Парижский университет 1209 Кембриджский университет 1224 Неаполитанский университет 1348 Карлов (Пражский) университет 1425 Католический университет Левена Образованные люди исчисляются единицами. Рост интереса к процессам образования тесно переплетается с развитием Христианства и осознанием необходимости более широкого распространения основ христианского мировоззрения. Теология в Европейской традиции тесно связана с философией. Педагогическая рефлексия не отделима от задач трансляции базовых ценностей и картины мира. Человек формируется по образу Бога. Для того, чтобы воплощать религиозные ценности в своей практике, он должен быть образован. Первые известные нам университеты возникают в Византии, а затем в западной Европе в начале 2 тысячелетия как центры разработки и трансляции теологической картины мира. © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co.
11 Как воспроизводятся ремесла и сложные виды деятельности 11 Процесс воспроизводства ремесел продолжает существовать в цеховых рамках, за исключением сложных комплексных видов деятельности, воспроизводство которых собственно и создает запрос на подготовку. Речь идет о горном, морском, военном, строительном деле. Этот процесс резко ускорявшая в связи со стартом «Нулевой» промышленной революции. В результате «английский морской офицер мог только воспроизводить то, что делал его предшественник, а французский был свободен от этого опыта. Он имел прекрасную математическую подготовку, множество частных умений (прокладка курса, определение положения корабля, морские сигналы, варианты построений флота и т.д.) и мог размышлять о том, что делать в тех или иных обстоятельствах» 1. «В 3-ю Англо-голландскую войну, когда Франция выступала союзницей Англии, англичане вдруг обнаружили, что французские линейные корабли I ранга существенно лучше английских и вынуждены были начать их копировать. Практически все историки кораблестроения объясняют прорыв Франции в корабельном деле именно успехами применения математики и механики к задачам морского дела» 1. «…У англичан был гораздо более ценный и богатый опыт морского дела. И они могли готовить морские кадры на мостике или на верфях…., обычная практика производства в офицеры флота требовала 6 лет опыта плавания на военных кораблях в качестве гардемарина... А французам пришлось думать, как без такого опыта готовить морских офицеров и строить корабли. В какой пропорции смешать практические знания и теорию, что из теории более, а что менее важно» 1. 1 В. Воловик. Лекции по истории инженерии. Лекция 20. П. Гост «Искусство морской войны» © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co.
12 Положительный опыт описания практики как состоящей из частей и конструирования учебных предметов из частей других практик привел к созданию целого ряда инженерных школ. 12 © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. Time line развития систем инженерной подготовки Школа фортификационных инженеров (Нидерланды) Грешем- колледж (Англия) 1653 – первая кадетская школа, готовящая инженеров (Пруссия) 1666–1673 Королевские школы гидрографии (Франция) 1679–1720 Королевские артиллерийские школы (Франция) 1701 – Школа математических и навигацких наук (Россия) Корпус инженеров путей и сообщения (Франция) 1741 Королевская школа корабельных инженеров (Франция) Дрезденское инженерное училище (Германия) 1773 – Горный институт (Россия) 1780 – Школа искусств и ремесел (Франция) 1794 – Политехническая школа (Франция) 1799 – Строительная академия (Германия) XVII в. XVIII в – Институт корпуса инженеров путей сообщения (Россия) 1815 – Политехнический институт (Австрия) 1818 – Институт гражданских инженеров (Англия) 1821 – Ремесленный институт (Германия) 1828 – Санкт-Петерб. технологический институт (Россия) XIX в – Институт инженеров- механиков (Англия) 1854 – Бруклинский политехнический институт (США) Открытые источники. В. Воловик. Лекции «Введение в инженерию». Лекция 21.
13 Самоопределение государств по отношению к созданию систем инженерной подготовки 13 Несмотря на создание деятельности исследования и проектирования в Англии в XVII в. в ней не возникает существенно новых форм организации процессов подготовки в этих сферах. Успехов добивается Франция, осознавшая свое отставание от процессов индустриализации и в конце XVII в. поставившая своей задачей быстрое создание массовой инженерной элиты. Решение этой задачи оказалось возможной благодаря перестройке инженерной подготовки на основе общих знаний, добываемых наукой. Возникает новое поколение инженерных школ, которое бурно развивается весь XVIII в. Именно эту систему первоначально пытается копировать Петр I. © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. Петр IЖан-Батист Кольбер Вильгельм III Оранский
14 Аналогичную работу ведут иезуиты. Наиболее массовый и организованный характер начальное обучение получает на границах влияние конфессий. Учебники, подготовленные Я.А. Коменским: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), первое в истории руководство для семейного воспитания «Материнская школа» (1632) 1 © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. 14 Коменский перестраивает начальную школу на индустриально-поточных принципах Коменский перестраивает начальную школу на индустриально-поточных принципах. Ян Амос Коменский В он пишет на чешском языке трактат «Дидактика», а в перерабатывает его и переводит латинский язык под названием «Великая дидактика» (Didactica Magna) 1 : «Итак, пусть будет установлено: всем, рождённым людьми, безусловно необходимо воспитание для того, чтобы они были людьми, а не дикими животными, не бессмысленными зверями, не неподвижными чурбанами. Отсюда следует и то, что каждый настолько превосходит других, насколько он более других упражнялся». 1 Википедия. Ключевые принципы дидактики Я.А. Коменского: учить всех всему; передать человеку базовые знания. Поэтому Я.А. Коменский строит 1) архитектонику знания на основе построения учебных дисциплин методом концентров (последовательно расширяющихся и усложняющихся кругов знаний) и 2) новую концепцию дидактики: как учить «всех всему» на базе классно-урочной системы и изучения предметов от простого к сложному. Коменский понимал, что в школе ребенок или неофит попадали в совершенно непривычную для них ситуацию. Они (иногда несмотря на уже достаточно серьезный возраст) не имели до этого доступа к знаниям и впервые получали те сведения и знания, которые передавал им учитель.
15 Б. Спиноза, «Этика», 1677: «Причинность и есть то, что многие называют «волей Бога», поскольку она вечна и неизменна. Все должно иметь своё причинное объяснение, «nam ex nihilo nihil fit (ибо ничто не происходит из ничего)». «Вещи не могли быть произведены Богом никаким другим образом и ни в каком другом порядке, чем произведены». «Если бы люди ясно познали порядок Природы, они нашли бы всё так же необходимым, как и всё, чему учит математика». «Законы Бога не таковы, чтобы их можно было нарушить» 3. © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. 15 Возникает новая онтология Одновременно плеяда мыслителей XVII-XVIII в. формирует основы новой онтологии – т.н. научную картину мира. Спор внутри теологии облегчает усвоение новой картины мира. 1 Ф. Александров. 2 Декарт Р. Рассуждение о методе. 3 Б. Спиноза, «Этика», 1677 Рене Декарт Галилео Галилей Бенедикт Спиноза «… дополнение теологической картины мира онтологией природы, сотворенной по Божественному замыслу доступной человеческому познанию. И создавалась она в рамках теологических дискуссий. Г. Галилей вводит понятие Природы как дозволенной к познанию части мира, как второй Книги, написанной на языке геометрии, основания для существования условий эксперимента» 1. Р. Декарт, 1625 г.: «…можно достичь знаний, весьма полезных в жизни, и… вместо умозрительной философии, преподаваемой в школах, можно создать практическую, с помощью которой, зная силу и действие огня, воды, воздуха, звезд, небес и всех прочих окружающих нас тел… мы могли бы…использовать и эти силы во всех свойственных им применениях и стать, таким образом, как бы господами и владетелями природы» 2.
16 Для метода обучения это подразумевает представление об исследовательском процессе, в котором получаются результаты, но не представление о самих результатах. С точки зрения требований к университетскому преподавателю это означало, что он должен быть также исследователем. Этот преподаватель проводил бы, очевидно, свое собственное исследование, а наиболее передовым методом преподавания должна была быть практическая демонстрация и активное практическое исследование. Это достигалось в концепции «единства обучения и исследования» 1. Введенное с этой идеей образования, рефлексивное понятие обучения обеспечило университету уникальную функцию. Университет понимался не как место, где, как в школах, передаются специальные знания, а скорее как метод обучения, или, говоря словами Шлейермахера, как обучение обучению. Университетское образование организовывалось не как специализированное обучение конкретным профессиям, а как общее образование, которое, обеспечив общее понимание мира и общества, служит предпосылкой для последующей специализации. © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. 16 Государство перехватывает инициативу у церкви в контроле подготовки и образования. Онтологический университет 2.0 «Неогуманистическое понимание образования, созданное по образцу идеалистического понятия науки, сформулированного Вильгельмом фон Гумбольдтом, стало руководящим принципом универси- тетской реформы. В идеализме наука и образование сошлись в концепции обучения через науку. Самореализация человека могла быть достижима только через «проникновение в чистую науку». 1 Философия техники в ФРГ: Пер. с нем. и англ./ Составл. и предисл. Ц.Г. Арзаканяна и В. Г. Горохова С Вильгельм фон Гу́мбольдт Одновременно государство начинает перехватывать инициативу у церкви в деле контроля систем подготовки и образования, создании учебных заведений и присвоении ученых степеней. Уже с кон. XVI в. начинает складываться университет нового типа - ориентированный на формирование светской элиты, научное знание и государство. Его ставшая форма рождается в Австрии и Германии в конце XVIII в. и в дальнейшем получает название университета Гумбольдтовского типа или исследовательского университета. Именно его берут за основу создатели нового россйиского образования по уставу г.
17 © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. 17 Массовая индустриализация требует массовой подготовки и расширенного воспроизводства образованного класса Массовая индустриализация требует и массовой подготовки и расширенного воспроизводства образованного класса. Не стоит преувеличивать этот процесс- число людей, получающих высшее образование, не превышает 0,1-0,2 % населения. Британия Германия Численность населения, 1910 г. 41 млн.65 млн. Школьное образованиен.д. всеобщее обязательное Обучающиеся студенты вузов 9,00060,000 Доля обучающихся студентов ВУЗов в населении 0,02%0,09% Показатели британской и немецкой систем подготовки и образования, 1913 г. 1 Число студентов на 10 тыс. жителей % от населения в 1914 Россия 118 0,04% Австро- Венгрия ,27% Германия ,18% Франциян/д 511 0,27% Япония ,21% За подготовку отвечает более широкая система, включающая в себе ремесленные училища, техникумы и технические университеты. Но и в них в этот момент вовлечено меньшинство населения. Сама индустриализация становится школой для миллионов жителей развитых стран.
18 Однако, этот проектных университетов был не долгим. ХХ в. приносит человечеству кризис онтологии. Этому способствовал ряд моментов, среди которых следует прежде всего назвать рефлексию мировых войн, масштабных проектов социального переустройства, крупных техногенных катастроф. «Большое значение Дьюи придавал педагогическим ситуациям и рассматривал их как эффективное средство обучения при соблюдении следующих условий: 1) Переход ко II промышленной революции не только расширяет число людей,проходящих через системы специально организованной подготовки и образования, но создает поле их интерференции: речь идет о проектном методе и первых проектных высших учебных заведениях. Его можно считать 3-м поколением университетов, опиравшимся на успехи не только технических, но и социальных наук. © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. 18 Переход ко II промышленной революции – создание «проектных» университетов Джон Дьюи (1859–1952) «Основоположником теории проектного метода считается американский педагог, психолог, философ Джон Дьюи». Д. Дьюи и его коллега Килпатрик… рассматривали проектный метод… как определенную философию воспитания, связывающую жизнь и мышление, деятельность и знания, школу и практику» 1. 1 Теоретические аспекты реализации проектного метода (http).http 2 Видякова З.В. Основные идеи демократической педагогики Джона Дьюи. 3(41) наличие ситуации затруднения; 2) ее определение и определение ее границ; 3) представление о возможном решении ситуации; 4) развитие путем рассуждения об отношениях представления; 5) дальнейшие наблюдения, приводящие к разрешению ситуации… Достоинство… метода, по Дьюи, …в том, что он позволяет включить учащихся в активную деятельность, оказывать влияние на их образование в целом… исследовательский (проектный) метод рассматривался Дж. Дьюи и как средство обучения, и как средство воспитания, и как средство… адаптироваться в жизни» 2.
19 Промышленные революции Средняя продолж. жизни, лет Технологические пакеты Подготовка Образование Предыстория 25 -> 30 Обучение ученика мастером в ремесленной мастерской Средневековый теологический университет «Нулевая» 30 -> 60 Протоинженерная подготовка Первая Подготовка шкиперов на английском флоте Политехническая подготовка. Объективированные знания передают фрагменты онтологии Вторая 60 -> 80 Исследовательские учебные лаборатории. Исследовательский (Гумбольдтовский) университет Третья 80 -> 120? МООКи? Проектный университет? Эволюция «технологических пакетов» подготовки и образования 19 © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. Таким образом, так же, как в случае с городами/кластерами, можно говорить о сближении этих ранее поляризованных типов воспроизводства:
20 © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. Факторы капитализации человеческого ресурса 20 Образование Подготовка Личный опыт Доступ к информации Рынок труда Мобильность Здравоохранение Здоровый образ жизни Среда обитания Социальный и экономический контекст показывает, используется ли человеческий капитал эффективно в системе разделения труда, или существуют барьеры, снижающие отдачу на инвестиции в человеческий капитал Блок среды обитания и здоровья схватывает то, как различные географические, экологические и физиологические факторы влияют на человеческий капитал Блок подготовки и образования включает образование, личные навыки, таланты и опыт участия в деятельности (в т.ч. в инновационных проектах), личные программы развития Однако, подлинная революция в сфере человеческого капитала происходит в ХХ в. Образование и подготовка уступают место не только альтернативным каналам трансляции представлений и знаний (таким как СМИ), но и вынуждены устраиваться в более сложный механизм воспроизводства ЧК. Что же происходит в основании пирамиды?
21 21 II. «Продолжительность жизни» вытесняет ВВП в качестве рамки оценки факторов капитализации человеческих ресурсов
22 © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. Факторы капитализации человеческого ресурса: смена рамки 22 Компетенция Мобильность Здоровье и продолжительность жизни Выход на передний план продолжительности жизни в качестве критерия оценки факторов капитализации человеческих ресурсов меняет представления об устройстве объекта управления, а также основания для принятия политических и управленческих решений.
23 Сегодня все больше авторов критикуют экономические показатели «ВВП», «ВВП на душу населения» в качестве показателей капитализации человеческого ресурса. Понятно, что если «человеческий капитал» – это стоимость, которую производит человек на протяжении всей своей жизни, то его величина зависит от ее продолжительности. Поэтому концепция продолжительности жизни выходит на передний план и в качестве интегрального показателя оценки всех факторов капитализации человеческих ресурсов, и в качестве рамки, в которой начинают трансформироваться другие подходы, и в качестве контекста принятия политических и управленческих решений. Смена рамки оценки факторов капитализации человеческого ресурса 23 © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. Освоение в СРТ новых технологических платформ и изменение пространственной организации жизни в период каждой из состоявшихся промышленных революций приводили к росту средней продолжительности жизни человека: Промышленные революции Средняя продолжительность жизни, лет «Нулевая», Первая 30 -> 60 Вторая 60 -> 80 Третья 80 -> 120? © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. Обра- зование Подготовка Личный опыт Доступ к информации Рынок труда Мобильность Здравоохранение Здоровый образ жизни Среда обитания National Human Development Report, Москва 2008
24 Смена рамки оценки и проектирования факторов капитализации человеческого ресурса 24 Отметим парадоксальный момент: в 1960-е, когда СССР сфокусировался на решении социальных проблем, продолжительность жизни в стране начала снижаться (!). Мы только сегодня приближается к показателям 1960 г., а причины этого явления ожидают своего анализа. Динамика средней продолжительности жизни в ряде стран 1, лет Сегодня концептуально обсуждается и технологически обустраивается «третий эпидемиологический переход», за счет которого продолжительность жизни человека должна вырасти до 120 лет. © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co.
25 Эволюция технологических пакетов здравоохранения, обеспечения качества среды обитания и здорового образа жизни 25 Промышленные революции Средняя продолж. жизни, лет Технологические пакеты Среда обитания Здоровый образ жизни Здравоохранение Предыстория 25 -> 30 Средневековый город, специализированная деревня - Хирургия, госпиталь «Нулевая» 30 -> 60 «Кольцо городов», связанное каналами -Микробиология Первая Город с анклавами промышленности и трущоб вокруг нее. Деревня с мануфактурой - Антисептика, фармацевтика Вторая 60 -> 80 Урбанизированные агломерации, втянувшие пром. производства и пригороды-сады. Канализация Фитнес, витамины, БАДы Диагностика, антибиотики, диспансеризация, скорая помощь, микрохирургия Третья 80 -> 120? Посткарбоновые агломерации, втянувшие с/х и восстановленные ландшафты, энергетику. Чистый воздух, чистая вода «Органическое» питание Моделирование человека, анализ ДНК, телемедицина © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co.
26 1 Яблоков. А. Загрязнение воздуха в Лондоне ( «По результаты анализа, проведенного the Institute of Occupational Medicine по поручению мэра Лондо- на, стало известно, что в 2008 г. от загрязнения воздуха преждевременно погибло человек (груп- пы риска: маленькие дети, престарелые, люди с астмой, сердечными и легочными заболевания-ми). Главные загрязнители – диоксид азота и пыль (РМ10), главный источник загрязнения – транспорт…» 1. © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. Среда обитания: чистый воздух. Пример Лондона 26 «Чистый воздух - непосредственный приоритет города, и Лондон (как и вся Британия может показать всему миру, как можно достичь успеха в улучшении качества воздуха, контроля изменения климата и достижения устойчивого развития» 2. «Мониторингом качества воздуха в столице Англии занимается… «Лондонская сеть качества воздуха»… "Информационная служба качества воздуха" занимается этим же в масштабе всей страны. По можно получать ее ежедневные бюллетени… обо всех случаях загрязнения воздуха и его качестве во всех городах» 3. «Программа… мэра «За чистый воздух»… действует с 2010 г. («…в июне 2012 г. были опубликованы «10 шагов к чистому воздуху в Лондоне» 2 ) и включает… в т. ч.: использование на дорогах Лондона «подавителей пыли» (dust suppressants), а также введение предельного возраста для такси, превращение Лондона в столицу электромобилей. В результате… преждевременная смертность от загрязнения атмосферы снизится в Лондоне на 30%; введены «зона пониженного выброса» с запретом для грузовиков и автобусов; старые автобусы и такси обязательно оборудуются дополнительными очистными устройствами, закупаются автобусы с пониженным на 40% выбросом (среди них автобусы на водородном топливе – с нулевым выбросом), выделяются все большие сумм на сооружение велодорожек, вводятся программы, стимулирующие отказ от а/м для пути в школу и на работу» 1 ; «…скорее воплотить в жизнь и соблюдать требования ВОЗ по качеству воздуха в городе».
27 «Одной из основных проблем для Сингапура является обеспечение пресной водой – существует 4 основных водных ресурса – это местный водосбор, импорт воды из Малайзии, производство и очистка воды (заводы «NEWater») и опреснение воды» 1. «С Малайзией подписано было два соглашения на поставку воды, одно из них закончилось в 2011 г… Второе соглашение на импорт воды из Малайзии еще будет действовать до 2061 г.» 1. 1 Сингапур (http) 2 Очистка сточных вод (http) 3 htmlhttp html © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. Среда обитания: чистая вода. Пример Сингапура 27 Водоочистка Поставки из Малайзии «Сингапур начал решать проблему водоснабжения и водоочистки в 1974 г. Изначально было создано 19 искусственно-природных резервуаров воды за счет естественных низменностей острова. Получаемая вода была сказочно дорогой. Над идеей упорно работали на протяжении десятилетий. …Учеными Сингапура были успешно созданы прочные, химически стойкие, селективные и дешевые мембраны. В 1998 г., когда специалисты изготовили мембраны для технологии фильтрации воды, затраты на ее функционирование стали сопоставимы с др. методами водоподготовки. В 2001 г. импорт воды из Малайзии был сокращен на 40%» 2.
28 1 Сингапур (http) 2 Очистка сточных вод (http) 3 htmlhttp html © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. Среда обитания: чистая вода. Пример Сингапура 28 Опреснение «С Малайзией подписано было два соглашения на поставку воды, одно из них закончилось в 2011 г… Второе соглашение на импорт воды из Малайзии еще будет действовать до 2061 г.» 1. «…работают 5 заводов по очистке сточной воды и возврату ее в сферу использования. Получаемая вода получила название «NEWater» – новая вода. Очищают не только канализационный сток, но и собранную дождевую воду. Новаторство Сингапура состояло в использовании 3-хступенчатой системы доочистки: микрофильтрация, обратный осмос и обработка ультрафиолетом. Ультрафиолетовая обработка необходима для окисления некоторых газов, которые проникают через мембрану и могут придавать воде неприятный запах и вкус. На 2012 г. Сингапур очищает почти ½ сточных вод, преобразуя канализационный и ливневый сток в питьевую воду. По всем параметрам качества в «новой воде» содержание тяжелых металлов, анионов и органических веществ в разы ниже, чем в стандартах американского Агентства по охране окружающей среды и ВОЗ. …для преодоления психологического барьера, связанного с употреблением очищенной воды, Сингапур в 2005 г. построил завод по обессоливанию морской воды, который обошелся в $200 млн. Этот завод обеспечивает 10% водопотребления Сингапура» 2. «В сентябре 2013 г. начал работу второй завод по переработке морской воды…доля опресненной воды в общем потреблении увеличилась до 25%» 3.
29 «Органические продукты, биопродукты (англ. organic food) продукция «органического» с/х и пищевой промышленности, изготовленная без использования (либо с меньшим использованием) синтетических пестицидов, синтетических минеральных удобрений, регуляторов роста, искусственных пищевых добавок, а также без использования ГМО. В переработке и производстве готовой продукции запрещено рафинирование, минерализация и другие приемы, которые снижают питательные свойства продукта, а также добавление искусственных ароматизаторов, красителей (кроме тех, что определены в соответствующих стандартах). 1 Википедия ( © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. Здоровый образ жизни: «органическая» еда 29 Большую роль в формировании межправительственных стандартов играет Международная федерация движений экологического с/х (англ. IFOAM) международная неправительственная организация, объединяющая свыше 700 активных организаций-участников в 100 странах мира. Такая мотивация предопределяет готовность части потребителей платить дополнительную премию (10-50% и более от обычной цены) за биопродукты, и спрос на них в мире постоянно растет. По итогам 2009 г. емкость мирового рынка биопродуктов превысила $59 млрд, а средние темпы его роста составляют около 10-15%. В мире сформировались полноценные рынки биопродукции в сегментах: овощи и фрукты, молоко и молочные продукты, детское питание, с/х сырье для переработки (зерновые культуры). Согласно данным Министерства с/х США (USDA), на биопродукты всех видов приходится 3% от общего объёма рынка США, а в странах Европы этот показатель колеблется от 1 до 7%». В 1980 г. федерация сформулировала «Базовые стандарты IFOAM относительно производства биопродуктов и их переработки». Мотивация потребителей биопродукции объединяет такие требования и ожидания: здоровое питание, высокие вкусовые качества, сохранение естественной среды в процессе производства, отсутствие ГМ-организмов, ионизированного излучения, химико-синтетических веществ, социальные системы питания (поддержка местного производителя, формирование сообществ потребителей и т. п.).
30 1 BAIN HEALTHCARE AND CONSUMER PRODUCTS BRIEF. 2 © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. Здоровый образ жизни 30 Здоровое поведение 1 : Здоровое питание. Физические нагрузки. Нет табаку. Нет алкоголю. Вакцинация. Медицинское освидетельствование, ранняя диагностика. Медицинское просвещение. Психическое здоровье и благополучие. Количество спортивно- оздоровительных клубов в США 2 Вызовы: «В США продолжительность жизни среднего американца может снизиться на целых 5 лет из- за связанных с ожирением заболеваний. Физическая деятельность в Китае снизилась почти на 50% за последние 20 лет» 1
31 Поставщики: 1 Больница 2 Личный врач 3 Специалист 4 Уход на дому 5 Реабилитация 6 Лаборатории/ томография Плательщики: 7 Страховщик 8 Работодатель 9 правительство Производители: 10 Медтехника 11 Рецептурные препараты 12 Генерические препараты 13 Цифровая рентгенография 14 Отпуск без рецепта 15 Мед. питание Услуги: 16 Аптека 17 Информация о здоровье 18 Тренировки 19 Телемониторинг 20 Аналитика данных 21 Протоколы 1 © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. Здравоохранение 31 1 BAIN HEALTHCARE AND CONSUMER PRODUCTS BRIEF Электронные медицинские записи Интегрированные сети Согласованные действия Информация о состоянии здоровья / болезни Ведение болезни Протоколизация Клиническая поддкржка Персонализированная медицина Биомаркеры Эффективная забота:
32 Количество врачей, на 1000 чел. 1 «Долговременное массовое накопление неблагоприятных изменений в общественном здоровье населения, неудовлетворительное развитие соц. сферы и состояние сети лечебно- профилактических учреждений, недоступность высокоэффективных средств лечения для подавляющего большинства населения страны не способствуют снижению заболеваемости и инвалидизации National Human Development Report, Москва ЕРБ ВОЗ, Европейская база данных ЗДВ, июль 2013 г. © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. Здравоохранение 32 Число больниц на населения 3 Налицо тенденция роста заболеваемости, при этом прогрессируют, в частности, социально зависимые и профессионально обусловленные дефекты здоровья, увеличивается доля тяжелых запущенных заболеваний» 2
33 33 II. Традиционные механизмы обеспечения мобильности сменяются на «диагональную мобильность»
34 Смена механизма мобильности 34 Общество переходит от «оседлого образа жизни» традиционного аграрного общества, вертикальной мобильности внутри узких корпоративных каналов или горизонтальной мобильности в сфере торговли, армии (наемники) или в профессиональных «цехах» и гильдиях к «диагональной» мобильности – «в сторону и вверх» – как в плане индивидуальных траекторий, так и в плане родовых стратегий. Смена типа мобильности задает рамку трансформации рынков труда и механизмов обеспечения доступа к информации. © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. Обра- зование Подготовка Личный опыт Доступ к информации Рынок труда Мобильность Здравоохранение Здоровый образ жизни Среда обитания
35 Вертикальная мобильность Горизонтальная мобильность Церковь. принимая «своих последователей из любых социальных слоев, а в особенности из низших, давали людям простого происхождения возможность подняться до высоких социальных позиций» 1 Армия. «потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий людьми более низких чинов. В ходе войны эти люди продвигаются в звании прежде всего при наличии таланта» 1 Семья. Например, брак, особенно с представителем другого социального статуса Торговля. Например, распространение купеческой деятельности голландцев на территориях прибалтийских государств. Наемная армия. Профессиональные цеха. Развлечения: бродячие артисты, цирки, художники. Исторически, в традиционном оседлом аграрном обществе мобильность была возможна внутри узких корпоративных или профессиональных групп: Социальные пласты Каналы вертикальной мобильности: Каналы горизонтальной мобильности: 1 П.А. Сорокин «Социальная мобильность, ее формы и флуктуации» Вертикальная и горизонтальная мобильность 35 © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co.
36 Диагональная мобильность Сегодня, когда вертикальная мобильность в корпорациях купируется социальными барьерами, а горизонтальная – исчерпывает свой ресурс за счет однократного переезда в место концентрации профессиональной деятельности, вес механизма «диагональной мобильности», который обеспечивает рост масштаба деятельности за счет смены функционального места в различных корпорациях или организациях, возрастает. Другим механизмом «диагональной мобильности» является миграция человека или семьи в место концентрации деятельности и специалистов, при котором он сам может ничего не выиграть из-за конкуренции, но его дети выигрывают за счет получения гражданских прав и социального пакета. Вертикальная мобильность Горизонтальная мобильность Вес «диагональной» мобильности нарастает от «Нулевой» к III промышленной революции Вес механизма «диагональной» мобильности нарастает от «Нулевой» к III промышленной революции: ремесленное РТ внутри европейских -> «Нулевая» промышленная революция – переезд протестантов в Северные Нидерланды; «Нулевая» -> I промышленная революция – миграция протестантов в Англию, переезд в английские колонии, в т.ч. США, внутриевропейский процесс; I -> II промышленная революция - из Европы в США уехало более 20% населения. © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. 36
37 Мобильность населения – феномен не только XX в., но и гораздо более ранних эпох 37 © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. Сегодня мире являются мобильными и движутся по планете более 1 млрд. человек. Млн. чел Характер мобильности на 2009 г. 800Различные типы туризма 740Миграция внутри страны 1 200Международная миграция, в т.ч. 70 млн. - миграция из развивающихся в развитые страны 1 1 Программа развития ООН «Доклад о развитии человека Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развитие», Масштабные перемещения на дальние расстояния были распространены и в прошлом: более полумиллиона испанцев и португальцев и около 700 тыс. британских подданных отправились в американские колонии в XV–XVI вв. В XV–XIX вв. под воздействием грубой силы 11–12 млн африканцев были в качестве рабов переправлены через Атлантику. В период между 1842 и 1900 гг. около 2,3 млн китайцев и 1,3 млн индийцев работали по контракту в Юго-Восточной Азии, Африке и Северной Америке К 1900 г. более 1 млн чел. в год покидали Европу. В период максимальной интенсивности миграции в XIX в. за десять лет эмигрантами стали 14% населения Ирландии, каждый десятый норвежец и 7% населения Швеции и Великобритании. Это было отчасти вызвано резким снижением затрат на путешествие: в период с начала 1840-х до начала 1850-х гг. стоимость проезда из Британии в Нью- Йорк упала на 77% в реальном выражении. Сегодня количество эмигрантов, переезжающих на постоянное место жительства из развивающихся стран, составляет менее 3% их населения. 1
38 Мобильность между странами 38 © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. «На начало XX в. доля международных мигрантов в мировом населении была такой же, как сейчас (3%). До введения в 1924 г. ограничительного законодательства для переезда в США на постоянное место жительства даже не требовалась виза, а в 1905 г. лишь 1% из 1 млн людей, которые предприняли путешествие через Атлантический океан до острова Эллис, получил отказ во въезде в страну. 1 Программа развития ООН «Доклад о развитии человека Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развитие», К концу XIX в. многие страны ввели ограничения на въезд. Причины были различными, от уменьшения количества незанятых земель до давления рынка рабочей силы и настроений в обществе. Доля мигрантов в численности населения развитых стран увеличилась более чем вдвое, с 5 более чем до 12%. Подъем – с 5 до 39% населения – наблюдается в странах Персидского залива. В остальном мире доля проживающих в странах иностранцев остается стабильной или снижается» 1
39 1 Доклад ВБ, Экономгеография, 2009 Пример диагональной мобильности: миграция в населенные пункты с высокой плотностью в Бразилии 20% малоимущих мужчин бразильского Северо-Востока – одного из отстающих районов – теперь живут на процветающем Юго-Востоке. Экономисты долго доказывали, что решения о миграции мотивировались возможностью больше зарабатывать. Но так как многие мигранты после переезда оказывались без работы, то их решение представлялось иррациональным. Недавно полученные эмпирические свидетельства на основе данных бразильских переписей за 40 лет нечто иное. Мужчины работоспособного возраста мигрируют не только в поисках лучшей работы, но и для того чтобы получить лучший доступ к общественным услугам, таким как водопровод, электросети, и здравоохранение. Населенные пункты, где есть развитые общественные услуги, способны предложить и большие возможности в сфере занятости. Фирмы располагаются там, где работники предпочитают жить. Для преуспевающих людей базовые общественные услуги не были важным фактором при принятии решения о переезде. Но для бедных разница в доступности к базовым общ. услугам имела большое значение. Фактически бедные мигранты были готовы поступиться зарплатой в пользу более качественных услуг. Бразильцы переезжают на благополучный Юго-Восток Внутр. миграция взрослых, в возрасте 25–35 л., в зависимости от указания места рождения в переписях 1991 и 2001 гг. Большой демографический сдвиг в 1970-е гг. привел к перемещению населения из деревень в поселки и городки, а в 1990-е гг. – из городков в большие города и мегаполисы. © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. 39
40 1 Доклад ВБ, Экономгеография, 2009 Пример диагональной мобильности: миграция в населенные пункты с высокой плотностью в США Человеческий капитал перемещается в те места, где наблюдается его избыток, а не недостаток. Традиционный экономический анализ подразумевает, что людям следует переезжать туда, где ощущается нехватка в их умениях. Однако, как представляется, происходит обратное: образованные мигранты/иммигранты стремятся туда, где сходной квалификацией уже обладают многие. В тех 25 из 100 крупнейших городских агломераций США, где в 1990 г. отмечалась самая высокая доля выпускников высших учебных заведений, к 2000 г. приток выпускников оказался вдвое интенсивнее, чем в остальных 75. Причина: образованные работники выигрывают от близости к себе подобным «В противоположность неквалифицированной рабочей силе, низкотехнологичным средствам про- изводства и капиталу, высококвалифицированная рабочая сила, олицетворяющая человеческий капитал, уровень образования работников, наделенность мастерством и способностями, будут приносить более высокий экономический результат там, где все перечисленное выше в изобилии, а не является редкостью. Это объясняет скопление талантливых и одаренных личностей в крупных городах, миграцией предпринимателей в наиболее развитые районы страны, и ростом численности квалифицированных мигрантов в более богатые страны, в те места, где их способности не окажутся редкостью, но, тем не менее будут высокооценены» 1 Инженеры Силиконовой Долины преимущественно иммигранты (% трудящихся с высшим образованием иностранного происхождения) © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. 40
41 1 Доклад ВБ, Экономгеография, 2009 Мобильность рабочей силы в Китае: от создания ограничений – вновь к созданию условий © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. Во второй половине ХХ в.. Китай проводил внутреннюю миграционную политику…сначала принесшую большие экономические выгоды, но по мере расширения масштабов нанесшую значительный ущерб экономическому росту и развитию. В 1950-х гг. правительство стремилось стимулировать индустриализацию через проведение политики поощрения быстрой урбанизации. Домохозяйства стимулировали на переезд в города и с/х рабочие в массе своей, отвечали на призывы участвовать в реконструкции индустриализации развития. В результате … городское населения в Китае к 1953 г. выросло на 1/3,достигнув 78 млн чел. Первый 5 ий план( гг.) приветствовал развитие городов, создавая рычаги для привлечения людей в города, что сопровождалось коллективизацией с/х и учреждение коммун. Явно в ответ, на превышавшие все ожидаемые размеры потоков переезжавших из сельской местности, правительство попыталось поставить заслон на их пути, централизовав прием на работу, ограничив выезд и вводя продуктовые карточки в городах. Но эти меры не смогли ослбить потоки уезжающих с/х рабочих и натиск на города усилился до такой степени, что правительство объявило мобилизацию миллионов китайцев на возвращение в с/х районы. Затем в рамках политики «большого скачка» ( гг.), правительство отказалось от каких либо попыток контролировать приток рабочей силы, снова стремясь ускорить индустриальное развитие, побуждая к переезду вгорода новую волну рабочих. К 1960 г. числен- ность городского населения в Китае увеличилась вдвое по сравнению с 1949 г. В 1960-х и первой половине 1970-х гг., численность городского населения падала, как следствие перемещения интеллектуальной и городской элиты в сельскую местность в ходе Культурной революции ( гг.). В начале 1980 г. внимание правительства опять переключилось на ускоренную урбанизацию. Несмотря на то, что миграции из сел в города лишь на 20% обеспечила рост китайских городов с 1949 по 1980 г., такие факты как перегруженность инфраструктуры и сферы услуг Шанхая и Пекина оказались в центре внимания разработчиков политики. Система регистрации домохозяйств hukou стала главным политическим инструментом регулирования потоков рабочей силы. По условиям hukou каждый человек имеет официальное место проживания, на что должно быть получено разрешение, анало гичное выдаче визы Во второй половине ХХ в.. Китай проводил внутреннюю миграционную политику…сначала принесшую большие экономические выгоды, но по мере расширения масштабов нанесшую значительный ущерб экономическому росту и развитию. В 1950-х гг. правительство стремилось стимулировать индустриализацию через проведение политики поощрения быстрой урбанизации. Домохозяйства стимулировали на переезд в города и с/х рабочие в массе своей, отвечали на призывы участвовать в реконструкции индустриализации развития. В результате … городское населения в Китае к 1953 г. выросло на 1/3,достигнув 78 млн чел. Первый 5 ий план( гг.) приветствовал развитие городов, создавая рычаги для привлечения людей в города, что сопровождалось коллективизацией с/х и учреждение коммун. Явно в ответ, на превышавшие все ожидаемые размеры потоков переезжавших из сельской местности, правительство попыталось поставить заслон на их пути, централизовав прием на работу, ограничив выезд и вводя продуктовые карточки в городах. Но эти меры не смогли ослбить потоки уезжающих с/х рабочих и натиск на города усилился до такой степени, что правительство объявило мобилизацию миллионов китайцев на возвращение в с/х районы. Затем в рамках политики «большого скачка» ( гг.), правительство отказалось от каких либо попыток контролировать приток рабочей силы, снова стремясь ускорить индустриальное развитие, побуждая к переезду вгорода новую волну рабочих. К 1960 г. числен- ность городского населения в Китае увеличилась вдвое по сравнению с 1949 г. В 1960-х и первой половине 1970-х гг., численность городского населения падала, как следствие перемещения интеллектуальной и городской элиты в сельскую местность в ходе Культурной революции ( гг.). В начале 1980 г. внимание правительства опять переключилось на ускоренную урбанизацию. Несмотря на то, что миграции из сел в города лишь на 20% обеспечила рост китайских городов с 1949 по 1980 г., такие факты как перегруженность инфраструктуры и сферы услуг Шанхая и Пекина оказались в центре внимания разработчиков политики. Система регистрации домохозяйств hukou стала главным политическим инструментом регулирования потоков рабочей силы. По условиям hukou каждый человек имеет официальное место проживания, на что должно быть получено разрешение, анало гичное выдаче визы «В гг. гг. правительство стремилось стимулировать индустриализацию через проведение политики поощрения быстрой урбанизации … городское населения в Китае к 1953 г. выросло на 1/3. Явно в ответ, на превышавшие все ожидаемые размеры потоков переезжавших из сельской местности, правительство …. объявило мобилизацию миллионов китайцев на возвращение в с/х районы. Затем в рамках политики «большого скачка» ( гг.), правительство отказалось от каких либо попыток контролировать приток рабочей силы, снова стремясь ускорить индустриальное развитие. К 1960 г. численность городского населения увеличилась вдвое по сравнению с 1949 г. Несмотря на то, что миграции из сел в города лишь на 20% обеспечила рост китайских городов с 1949 по 1980 г., такие факты как перегруженность инфраструктуры и сферы услуг Шанхая и Пекина оказались в центре внимания разработчиков политики. Система регистрации домохозяйств hukou стала главным политическим инструментом регулирования потоков рабочей силы. По условиям hukou каждый человек имеет официальное место проживания, на что должно быть получено разрешение, аналогичное выдаче визы 41 В настоящее время снова оживилось перемещение людей из сельской местности в города. Мигрирует каждый 5 ый из жителей с/х районов, и мигранты составляют третью часть занятых в городах. В 2005 г. средний доход городского жителя был в 3 раза выше, чем у сельского. Механизация сельского хозяйства расширяет круг избыточной рабочей силы. В то же время китайская промышленность постоянно нуждается недорогой рабочей силе».
42 Доклад ЦСИ ПФО «Антропоток» 42 © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. Государство. Антропоток. Доклад 2002 / Центр стратегических исследований Приволжского федерального округа.
43 Доступ на отдаленные рынки труда за счет IT Быстрое развитие телекоммуникаций и других форм информационных технологий и средств связи привел к увеличению доступа на «отдаленные» рынки труда «С тенденцией, скорее напоминающей ускорение, большая часть эксплуатационного обслуживания промышленных предприятий и отраслей богатых стран сосредотачивается в т.н. «оффшорах», за пределами этих стран, в государствах с низкими и средними доходами, где человеческий капитал дешевле. То, что началось с экспорта услуг из индийского штата Бангалор по разработке и поддержанию программного обеспечения фирм и компаний по всему миру, переросло в расцвет торговли услугами, требующими широкой профессиональной подготовки от обычного обслуживания клиентов коммуникационных систем – особенно из стран вроде Индии и Филиппин, где широко распространен разговорный английский язык, – и до составления финансовой отчетности и компьютерного обслуживания. Это пока еще не совсем то же, что экспорт «незримого» человеческого капитала по телефонным линиям или по Интернету, который заменил бы неквалифицированных работников.» 1 1 Всемирный банк «Доклад о мировом развитии. Новый взгляд на экономическую географию», © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. 43
44 44 III. Личный опыт, подготовка и образование
45 © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. 45 Типы ситуаций учения-обучения по Г.П. Щедровицкому. Обучение «…в каком бы виде ни передавалась деятельность в виде ли живых образцов, или в виде предметов-продуктов знаковых средств, вопроизведение ее другими людьми в новых состояниях социальной системы возможно только в том случае, если эти люди умеют это делать, т. е. если они умеют копировать деятельность других людей или восстанавливать деятельность по ее продуктам и примененным в ней знаковым средствам. Если же такой способности нет, то в процессе воспроизводства, несмотря на трансляцию деятельности, возникает разрыв. Именно как средство преодоления этого разрыва исторически сложилась и развилась сфера обучения. Функция обучения в системе общественного воспроизводства состоит в том, чтобы обеспечить формирование у индивидов деятельностей в соответствии с образцами, представленными в сфере культуры в виде «живой», реально осуществляемой деятельности или же в виде знаковых средств и продуктов деятельности. …обучение деятельностям является вторым необходимым звеном в процессе воспроизводства; оно дополняет процесс трансляции и в каком-то смысле выступает даже как противоположный ему механизм. Этот момент обнаруживается особенно отчетливо в тех случаях, когда деятельность транслируется не в «живом» виде, а только в форме своих средств и продуктов; трансляция опредмечивает деятельность, дает ей превращенную предметную или знаковую форму, а обучение обеспечивает обратное превращение предметных и знаковых форм в деятельность индивидов; оно как бы выращивает деятельность в соответствии с этими формами и даже из них» 1. 1 Щедровицкий Г., Розин В., Алексеев Н., Непомнящая Н. Педагогика и логика. Москва: КАСТАЛЬ
46 © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. 46 Типы ситуаций учения-обучения по Г.П. Щедровицкому. Учение «Для учащегося формула предстает в совершенно ином виде; он должен увидеть и раскрыть в ней те системы содержательных операций, вместо которых или в контексте которых она используется; только таким путем он сможет овладеть и формулой, и выраженной в ней деятельностью. Деятельность второго типа называется учением. Нередко ее объектом становится деятельность других людей, выбранная в качестве образца (то, что изображено на схеме 6). Деятельность учения как бы пересекается, или перекрещивается, с обучением» 1. 1 Щедровицкий Г., Розин В., Алексеев Н., Непомнящая Н. Педагогика и логика. Москва: КАСТАЛЬ
47 …учебные средства заменяют те продукты и вещественно-знаковые средства деятельности, которые раньше транслировались непосредственно и становились объектами учения. С появлением специальных учебных средств деятельность учения преобразуется в учебную деятельность, которая уже не пересекается с деятельностью обучения, а должна быть подчинена ей…» 1. © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. 47 Типы ситуаций учения-обучения по Г.П. Щедровицкому. Педагогическое производство «…в системе воспроизводства учение-обучение имеет совершенно специфическую задачу: оно должно сформировать деятельность, используя различные вещественные и знаковые образования; при этом уже неважно, будут входить в дальнейшем эти знаковые средства в деятельность или нет. Для обучения важно только одно; эти знаковые средства должны быть наилучшим образом приспособлены к тому, чтобы с их помощью формировать деятельность. Но подавляющее большинство знаковых средств и продуктов деятельности, в частности научной…, меньше всего подходят для этого. …очень часто условия использования их в деятельности требуют исключения всего того, что отражает характер и строение самой деятельности. В связи с этим ставится новая задача…: создать и транслировать из одного состояния в другое специальные выражения деятельности, такие комбинации вещественных и знаковых образований, которые лучше всего соответствовали бы процессам восстановления структуры самой деятельности..Но это требование… делает необходимой особую работу по созданию подобных форм предметного и знакового выражения деятельности - … «педагогического производства», и она… должна ориентироваться… на специфические закономерности и механизмы процессов обучения (схема 8)» 1. 1 Щедровицкий Г., Розин В., Алексеев Н., Непомнящая Н. Педагогика и логика. Москва: КАСТАЛЬ
48 «…Это пока очень абстрактная схема. В действительности обе группы сами расчленены на множество разнородных составляющих. …само обучение общим элементам деятельности строится в несколько этапов, причем каждый опирается на предшествующие, и, следовательно, для каждого этапа, начиная со второго, строится своя система знаковых средств. Таким образом, и сам 1-й канал разлагается на составляющие по той же схеме, по какой был введен он сам, и этот процесс идет постоянно и в настоящее время. Кроме того, обучение членится по типам деятельности, например: воспитание (физическое, нрав- ственное, эстетическое и т. п.), общее образование, специальное образование, проф. обучение, - и каждый тип требует своей организации процесса трансляции и своих особых знаковых средств. Не менее сложная дифференциация идет и во 2-й группе каналов. Использование знаковых средств для построения деятельности само предполагает особые деятельности. И чем больше различных знаковых средств, тем разнообразнее эти деятельности, и им тоже надо специально обучать. …развертывание и усложнение 2-й группы каналов трансляции Д предъявляют особые задания 1-й группе, увеличивая перечни тех элементарных Д, которые должны быть освоены в ходе предварительного обучения. …эти Д, необходимые для употребления знаковых средств, составляют львиную долю всех социальных деятельностей. …в результате всего этого процесса создаются как особая конструкция длинные ряды зависимых друг от друга специальных учебных средств и соответствующих им ситуаций обучения...» 1. © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. 48 Типы ситуаций учения-обучения по Г.П. Щедровицкому. Педагогический «инкубатор» 1 Щедровицкий Г., Розин В., Алексеев Н., Непомнящая Н. Педагогика и логика. Москва: КАСТАЛЬ
49 Смена институционального ядра подготовки и образования 49 Новым институциональным ядром процессов подготовки и образования становится индивидуальная образовательная программа, которая сменяет в этой функции образовательное учреждения. Переход к индивидуальной образовательной программе задает требования: к изменению системы разделения труда вокруг поддержки индивидуального самоопределения, индивидуальной образовательной траектории и траектории человека, которая прострагивается как ряд «входов» и «выходов» из мест в СРТ; к созданию новых технологических пакетов подготовки и образования в этом контексте. © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. Обра- зование Подготовка Личный опыт Доступ к информации Рынок труда Мобильность Здравоохранение Здоровый образ жизни Среда обитания
50 МООКи становятся одним из базовых образовательных ресурсов 50 © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. 1 Тихомирова Н. Электронное и дистанционное обучение (pdf)pdf Образовательные курсы: «По данным Babson в 2012 году 32% студентов вузов в США выбрали, по крайней мере, один онлайновый курс. 77% руководителей сферы образования оценивают результаты обучения в рамках онлайн-образования на одном уровне или даже выше традиционного формата очного обучения. 69,1% руководителей ВУЗов утверждают, что онлайн-обучение имеет решающее значение для их долгосрочной стратегии, достигла нового максимума. По мнению большинства руководителей всех типов учебных заведений, более низкий уровень удержания и сохранения студентов на онлайновых курсах остается барьером на пути роста онлайнового обучения» 1.
51 В XX в. базовые онтологические идеи нового времени стали подвергаться существенной критике. Гипотезы о фундаментальной разумности человека, линейном прогрессе и неограниченных преобразовательных возможностях человечества по отношению к среде его обитания сегодня могут вызвать только усмешку: Кризис проектов социальной инженерии. Человек-животное, гипотеза о его разумности сильно преувеличена. Несмотря на развитие науки, мы знаем очень мало. Островки знания в мире не-знания. Можно ли на этой основе строить эффективное управление и тем более управление развитием? Рост сложности техносферы не сопровождается адекватным ростом сложности управления. Аварии и катастрофы. Чернобыль и Бхопал. Мексиканский залив и Фукусима. Нас очень много для планеты Земля. Ресурсы выживания человечества как целого поставлены под угрозу тем способом ведения хозяйства, который мы практиковали последние 500 лет. И уже не понятно, кто прав: Мальтус или Адам Смит. Попытки построить новую – историческую и МД онтологию – несмотря на многочисленные усилия философов в ХХ в. пока находятся в самом зародыше. Это мешает формированию нового содержания образования. © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. 51 Кризис онтологии
52 Компетенция является еще одной «надстройкой» над актом деятельности и знаниевым контуром деятельности (способом). Целью подготовки становится формирование рефлексии и как следствие – самоопределения, самоорганизации, умения учиться, субъектности внутри самого учебного процесса. Новая технологическая революция в образовании 52 Рабочая онтология Субъективир. средства Цель Объект Объективир. средства Подготовка Образование Объекти- ворованное знание © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. Субъекти- ворованное знание Предельная онтология * Компетенция: рефлексия, самоопределение, самоорганизация, умение учиться, субъектность ? Знания, онтология Педагогика знаний Базовая конструкция акта деятельности: цель – средство – объект Педагогика навыков
53 Что дальше? 5 вызовов, которые стоят перед системами подготовки и образования © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. 53 Появление новых технологий в образовании Изменение институционального ядра сферы образования и подготовки кадров. ИОП вместо обр. учреждений Изменение самого человека Смена онтологии лет лет лет Джаз и рок – вместо симфонического оркестра. Нейронет лет Переход к III-й промышленной революции. Целостного образа III промышленной революции еще нет. Часть мира только входит в процессы I и II промышленных революции. Для России это усугубляется проблемами ХХ в., в т.ч. неудачной индустриализацией лет Формирование социальной прослойки заинтересованных в получении картины мира = образования (ориентир – 2% населения земного шара ~ 200 млн. чел.)
54 Продолжительность жизни выходит на передний план в качестве интегрального показателя оценки таких факторов капитализации человеческих ресурсов как среда обитания, здоровый образ жизни, здравоохранение. От вертикальной мобильности внутри «узких» корпоративных каналов и горизонтальной мобильности торговли и профессиональных сообществ общество переходит к «диагональной» мобильности. Блок среды обитания и здоровья схватывает то, как различные географические, экологические и физиологические факторы влияют на человеческий капитал © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. В период III промышленной революции меняется институциональное ядро факторов капитализации человеческих ресурсов 54 Социальный и экономический контекст показывает, используется ли человеческий капитал эффективно в системе разделения труда, или существуют барьеры, снижающие отдачу на инвестиции в человеческий капитал Блок подготовки и образования включает образование, личные навыки, таланты и опыт участия в деятельности (в т.ч. в инновационных проектах), личные программы развития Обра- зование Подготовка Личный опыт Доступ к информации Рынок труда Мобильность Здравоохранение Здоровый образ жизни Среда обитания Институциональным ядром в области подготовки и образования вместо образовательного учреждения становится индивидуальная образовательная программа.
55 Щедровицкий П.Г. член правления фонда «Центр стратегических разработок «Северо-запад» заместитель директора Института философии РАН по развитию советник генерального директора Госкорпорации «Росатом» Лекции гг.: Канал на YouTube:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.